28 Марта, 2024 Четверг

Быть на ходу

  • 16 января 2018 Экономика Русский 0

    Техника Минского автозавода работает более чем в 40 странах. Как налажены обслуживание и ремонт машин, рассказал заместитель коммерческого директора — директор по сервису, гарантии и реализации запчастей предприятия Андрей Завгородний

    Сервисная сеть МАЗа насчитывает не одну сотню центров и СТО во всем мире. В Беларуси их 45, России — более сотни, Украине — 15, Казахстане — 14. Есть они и в Литве, Латвии, Эстонии, Молдове, других бывших республиках СССР, Польше, Германии, Сербии, Иране, Кувейте, ОАЭ, Египте, Судане, Эфиопии, Вьетнаме, Болгарии, Венесуэле, Кубе, Монголии…

    — Проданную технику нужно обслуживать и ремонтировать. Мы стараемся расширять географию присутствия СТО МАЗ. Но необходимо найти золотую середину: мало станций — появятся очереди и жалобы, много — не будет достаточного заработка, и мы потеряем интерес наших сервисных партнеров сотрудничать с заводом, — пояснил директор.

    Сервисная служба завода обеспечивает запчастями свои машины, участвующие в ралли-марафоне «Дакар». Сложность здесь заключается в том, что точно не известен конечный пункт доставки комплектующих, так как техника постоянно в движении.

    Стандарты сервиса

    Поиск пунктов, где станут обслуживать «МАЗы», начинается задолго до того, как автомобили будут доставлены покупателю. Это забота специального подразделения сервисной службы предприятия. Надо не только найти станцию, но и проверить ее способность выполнять все виды ремонтных работ, нужные белорусской технике, обучить специалистов, наладить поставку запчастей.

    Ежегодно завод мониторит работу СТО, учитывает отзывы клиентов и принимает решение, с кем продолжать сотрудничество, а с кем прекратить. Оттого и количество авторизованных сервисных пунктов в течение года может меняться.

    На всех станциях обслуживание проводится в соответствии с существующей технологией, есть определенные требования к ремонту — моменты затяжки резьбовых соединений, различные регулировки, технологии сборки и замены деталей, диагностики электрических цепей…

    А вот с какой проблемой придет техника, зависит от многих факторов: манера вождения и отношение к технике водителя, климатические условия в регионе эксплуатации, состояние дорог, качество и надежность комплектующих. К тому же часто владельцы автомобилей стараются сэкономить на обслуживании и ремонте. По словам Андрея Завгороднего, после окончания гарантии немногие вовремя пригоняют технику на СТО, остальные тянут до последнего, чинят сами, используя комплектующие и масла сомнительного качества. Пытаясь сэкономить на обслуживании, потом выкладывают немалую сумму за ремонт.

    — В Москве, например, водителями работают в основном приезжие, в большинстве своем они безответственно относятся к технике. И, соответственно, быстрее выходят из строя детали сцепления, тормозной системы, электрооборудование. В жарких странах из-за пыли надо чаще менять воздушные фильтры, — привел примеры Андрей Николаевич. — Смотрите, рядом с нами идут земляные работы, где задействована техника МАЗа. Понаблюдав за действиями водителей, могу сказать, что будут проблемы с цилиндрами подъема платформы. Чтобы сбросить налипшую на кузов грязь, водители не используют специальное приспособление, а дергают машину, хотя двигаться рывками с поднятой грузовой платформой нельзя — это приведет к выходу из строя цилиндров. В лучшем случае появится течь. Но могут быть и более серьезные последствия.

    Говоря о том, что ломается чаще: импортные детали или отечественные, Андрей Завгородний отметил: нельзя однозначно сказать, что все зарубежные узлы и агрегаты надежные, а отечественного производства — нет. Есть и белорусские производители, у которых качество комплектующих не хуже импортных. Есть много примеров, когда производители автокомпонентов из Беларуси выиграли конкурс и успешно поставляют свою продукцию на зарубежные сборочные предприятия. Всё зависит от применяемых при изготовлении деталей технологий, материалов, оборудования, системы контроля качества и других факторов. Ведь и среди иностранных производителей есть бракоделы.

    Не теряет завод связи с СТО и в тех странах, где неспокойная военно-политическая обстановка.

    — Те, кто хочет работать, трудятся в любой ситуации. Отправляем по их заявкам запчасти, при необходимости и наши сотрудники туда выезжают, — прокомментировал директор.

    На СТО обслуживают всю технику, выпущенную под брендом «МАЗ». В том числе ту, что перешагнула гарантийный срок.

    — По законодательству мы должны обеспечивать запчастями машины возрастом до 10 лет, но даже если они значительно старше, все равно стараемся помочь, — подчеркнул Андрей Завгородний.

    Например, специалистам сервисного центра в Минске не раз доводилось возвращать в строй автомобили, которые колесят по дорогам более 20 лет. Приезжают такие старички в основном из России и Украины, где и детали трудно найти, и средств на новую технику у владельцев не хватает. Обращалась и белорусская компания, на заводе нашли старые чертежи и по ним изготовили нужные комплектующие.

    В Беларуси для специалистов СТО, работающих с «МАЗами», жаркие дни наступают с приходом морозов и снегопадов, в период посевной и уборочной кампаний. Кроме того, приоритет в ремонте имеют пожарные машины.

    Связаны одной сетью

    На предприятии разработали и внедрили единую информационную компьютерную систему для авторизованных СТО. Теперь можно проследить всю историю обслуживания конкретного автомобиля: как часто и где его ремонтировали, в какие сроки была устранена неисправность, стоимость работ. А также эффективность самих станций. В программе много справочной, технической информации, каталогов и технологий ремонта.

    — С запуском системы удалось существенно снизить время простоя техники в ремонте. По всему миру по гарантии он занимает в среднем чуть более 3 дней с момента обращения, — добавил Андрей Завгородний. — Конечно, есть случаи длительного ремонта из-за сложности поломки, отсутствия запасных частей на СТО, по другим причинам. Программа позволяет отслеживать, когда автомобиль прибыл на станцию, когда приступили к ремонту и завершили его. Сейчас специалистам завода гораздо проще реагировать на данные случаи и ускорять выполнение работ. Также теперь четко видно, как работает тот или иной сервисный партнер, что важно для принятия решения о целесообразности дальнейшего сотрудничества.

    Кроме того, программа существенно облегчила сбор и анализ данных, что раньше делали вручную. Например, можно автоматически составить статистику по комплектующим, чаще выходящим из строя, проанализировать — в каком регионе, на каком километре пробега…

    — Как раз в этом месяце запланирована встреча с поставщиками, чьи детали ломаются наиболее часто. Если мы не увидим с их стороны конкретных действенных мер по улучшению качества, будем отказываться от их продукции. Вход обратно на конвейер — только после положительных испытаний в полном объеме. Наша цель — минимальный простой техники, — подытожил Анд­рей Завгородний. — Техника должна работать. И все наши специалисты на это нацелены.

    Автор: Наталья ЗАЯЦМинский курьер

Комментарии (0)