26 Апреля, 2024 Пятница

Курительная смерть

  • 10 марта 2016 Происшествия Русский 0

    В ноябре 2014 года учащийся Высоковского ГСПТК (назовем его N) в Интернет-магазине приобрел курительную смесь, в состав которой входило психотропное вещество. Затем через инфокиоск, расположенный на одной из улиц Бреста, зачислил деньги, и ему на телефон (что попросил у друга) при­шло сообщение с адресом, где находится табак.

    В условленном месте в пакете прозрачного цвета лежал перемотанный изолентой сверток с надписью «1 грамм», который N и забрал. Затем приехал в Высокое на съемную квартиру. Курил несколько раз, остатки же положил в баночку и продолжал хранить 0,011 грамма особо опасного психотропного вещества МВА(М)-С'НМ.

    Как-то по дороге в колледж N достал пачку от сигарет, как оказалось, пустую, но в кармане был табак. N собрал его в фольгу от сигаретной пачки и предложил покурить своему товарищу X. Тот согласился. Спустя некоторое время X сказал, что у него болит живот, и ребята возвратились на квартиру, где X стало хуже. Хозяйка квартиры, услышав громкий шум (удар), зашла в комнату. X бы­ло плохо, он стоял на коленях и вел себя неадекватно: качал головой, корчился, не ориентировался, смеялся, рядом находился N и на вопросы не отвечал. После того, как хозяйка и N уложили X на кровать, женщина вызвала «скорую». Фельдшер сказал, что X в наркотическом опьянении, но тот ответил, будто выпил пива, хотя запаха алкоголя слышно не бы­ло. Работник «скорой помощи» предложил X поехать в больницу, но он отказался, и подростки пошли на станцию, чтобы уехать домой. Так как X боялся родителей, то матери сказал, что курили спайс. Так же сказал и сотрудникам милиции, потому что не хотел, чтобы мама узнала, что он прогуливает занятия.

    Фельдшер сообщил в милицию о том, что пациент находится в состоянии, связанном с потреблением психотропных веществ. Из карты вызова бригады «скорой (неотложной) медицинской помощи» следует, что X установлен диагноз «Наркотическое опьянение не уточненное».

    В конце января 2016 года несовершеннолетнему N судом Каменецкого района Брестской области с участием государственного обвинителя Александра Вербицкого на основании ст.328 ч.3 Уголовного Кодекса Республики Беларусь за совершение особо тяжкого преступления (сбыт особо опасного психотропного вещества) вынесено наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет.

    … Почему подросток получил восемь лет за то, что предложил другу выкурить «косячок»? Дело в том, что на основании Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь №1 от 26 марта 2003 года, п.7, «под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов, особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ понимается как возмездная, так и безвозмездная их передача другим лицам, которая может быть осуществлена посредст­вом продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способом». И, на его основании, даже просто угостив «травкой» друга, автоматически становишься сбытчиком, за что предусмотрена уже не административная ответственность (как, например, за нахождение в общественном месте в состоянии наркотического опьянения), а уголовная. Кроме того, с 1 января 2015 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», в котором говорится, что «понижен возраст наступления ответственности за деяния, связанные с продажей наркотических средств, с 16 до 14 лет».

     

    * * *

    Большую тревогу вызывает тот факт, что по статистике наркоманы – это, в основном, молодые люди. Ведь в подростковом и юношеском возрасте так велика тяга к познанию, и порою неконтролируемое любопытство приводит детей к совершению роковой ошибки. Тем более, сейчас в Интернете можно купить ВСЕ, о чем многие родители и педагоги даже не подозревают. Интернет – словно нож, которым можно и хлеба нарезать, и человека убить.

    Александр Васильевич ШУРХАЙ, директор УО «Высоковский ГСПТК», в разговоре с корреспондентом «НК» заострил внимание на некоторых моментах. Дети, что проходят курс обучения в профессионально-техническом колледже, находятся под пристальным контролем педагогических работников: кураторов, мастеров производственного обучения, воспитателей. Ежедневно всеми педагогами выполняется визуальный осмотр учащихся с целью выявления употребления наркотических веществ. Проще говоря, если за ребенком замечено неадекватное поведение (работники учреждения за годы своей трудовой деятельности научились отличать «обкуренных» подростков), то сразу вызывают «скорую помощь», сообщают в правоохранительные органы и родителям. Но есть одно «но»… Часто мамы и папы отказываются верить, что их чадо употребляет наркотики, а если и признают, то возлагают всю ответственность на учреждение образования. Забирают ребенка из общежития (в котором, к слову, строжайший режим), снимают ему квартиру, а она впоследствии нередко становится своеобразным притоном для малолетних курильщиков спайса. Сам себе хозяин, как говорится.

    Воспитательная работа, которую проводит учреждение образования со своими подопечными, – это скорее попытка исправить недоработки родителей, ведь ребята, замеченные на территории учреждения образования в состоянии наркотического опьянения, еще до поступления начали употреблять легкие наркотики, алкоголь и сигареты. По воскресеньям подростков, не уехавших домой на выходные, водит в храм Людмила Сенкевич. В колледже созданы кружки по интересам, работают зал для занятий атлетической гимнастикой, баскетболом, волейболом, футболом, тренажерный зал. Проводятся круглогодичная спартакиада по девяти видам спорта и спартакиада общежития по семи видам спорта. В учреждении работают педагог-психолог Елена Игнатюк и специалисты социально-педагогической психологической службы. Социальный педагог Александра Левчук с 1 марта проводит занятия профилактической направленности с детьми, состоящими на учете в ИДН.

    Большинство учащихся колледжа – это все же подростки, ведущие здоровый образ жизни. И стоит отметить особенно ответственных, которые были награждены дипломами РОВД за то, что выявили среди сверстников употребление и распространение спайса. Большой вклад в работу правоохранительных органов вносят такие ребята… Ведь если сегодня закрыть глаза на сокурсника, балующегося травкой, завтра он может эту самую гадость дать твоим детям. А для родителей же нет ничего страшнее, чем гибель собственного ребенка, ведь наркотики – это прямая дорога к деградации личности и смерти.

     

    * * *

    За компетентным комментарием по вопросам наркотической зависимости обратилась к Николаю СМИРНОВУ, врачу психиатру-наркологу Каменецкой ЦРБ.

    – Николай Алексеевич, дайте определения понятиям «Наркотик» и «Наркотическая зависимость»?

    – Наркотики или наркотические средства – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, воздействующие на нервную систему и изменяющие сознание и психику.

    Наркомания или наркотическая зависимость (от греч. /nark/ – оцепенение, сон, беспамятство и /mania/ – безумие, страсть, влечение) – заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ и проявляющееся в психической и физической зависимости от них.

    – Как формируется наркотическая зависимость?

    – Причины употребления наркотиков разные: неблагоприятная семейная атмосфера, неумелое воспитание, отсутствие взаимного контакта и заботы со стороны родителей, любопытство, влияние компании, давление со стороны, желание насолить кому-либо или самоутвердиться, неумение организовать свой досуг, скука, уход от проблем.

    Но бесспорно одно: каждый, кто привык к наркотику, начал с того, что однажды попробовал его!

    Выделяют 3 стадии развития наркомании:

    Первая – стадия психического влечения к наркотику – это осознанная или неосознанная потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта. Характерно возникновение синдрома психической зависимости (развивается даже после первой в жизни дозы) от препарата и уменьшение его эйфоризирующего действия при повторных введениях. Сначала психически зависимый думает, что всегда может остановиться, так как первое время способен делать большие перерывы между приемами наркотика: «Я употребляю, когда хочу». К сожалению, «хотеть» человек начинает постоянно. И определить, когда именно наступает привыкание, невозможно.

    Отказ от приема или невозможность по каким-либо причинам повторного введения наркотика сопровождается изменением настроения, развитием депрессивных состояний. Желание ввести повторную дозу наркотика приобретает навязчивый характер.

    Первая стадия может быть названа неврастенической, так как помимо расстройств настроения, сна наблюдаются раздражительность, повышенная утомляемость, нарушение концентрации внимания, умеренно выраженные негативные расстройства.

    Как и на всем протяжении заболевания, наблюдается повышение переносимости наркотика, адаптации организма к возрастающим дозам: наркоманы с каждым приемом вынуждены повышать дозу вводимого вещества, чтобы получить тот же эйфорический или другой эффект.

    Вторая – наркоманическая стадия – характеризуется формированием физической зависимости от наркотика. Это адаптивное состояние, которое проявляется физическими расстрой­ствами, и прекращение приема наркотического вещества на этой стадии ведет к различным функциональным расстройст­вам, характеризующим синдром абстиненции. Абстинентный синдром («ломка») – комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических расстройств; ухудшение самочувствия при отсутствии или попытке отмены дозы. Человек чувствует себя больным, слабым, разбитым. Клиническая картина, сроки формирования и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления, функциональных особенностей организма. Наркотик уже нужен, чтобы улучшить самочувствие, так как постоянно нарастающая доза уже «включилась» в обмен веществ больного и необходима для поддержания нормального функционирования организма.

    Этап третий – развитие соматической патологии. На данной стадии прием наркотика необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Кроме психических дефектов в виде негативных эмоционально-волевых расстройств (апатии, слабости, астении и анергии) формируются также соматические дефекты в виде перерождения сердечной мышцы, паренхиматозных органов, атрофических изменений половых органов, изменений в центральной нервной системе (нарушения ультраструктуры нервных клеток, в особенности нейронов коры больших полушарий). При тяжелом течении наркомании отмечаются определенные изменения ядерного аппарата нер­вных клеток. Наблюдается общее истощение, что приводит к смертельному исходу.

    – Можно ли по каким-то признакам определить, что ребенок употребляет наркотики?

    – Признаки могут быть разными – зависят от вида наркотиков, доз, частоты приема и комбинации. Их довольно условно можно разделить на изменение поведения и внешние признаки.

    Изменение поведения – это потеря энтузиазма, безразличие, равнодушие, утрата интереса к прежним увлечениям, учебе; прогулы в школе, институте; скрытность, отчуждение от традиционного коллектива, от прежних друзей, потеря контакта с родителями. Должно насторожить образование микро­групп, неожиданных компаний, тем более, если это скрывается. Нарастает лживость. Возможен уход из дома.

    Иногда подросток застывает в мечтательной позе, вздрагивает при оклике. Возможны провалы в памяти, неспособность мыслить логически, объяснить свои поступки и их причины.

    У подростков, употребляющих наркотические вещества, быстро меняется характер, они становятся эмоционально неустойчивыми, нетерпеливыми. Появляются резкие смены настроения, вспышки враждебности, раздражительности без причины, несвойственные ранее агрессивность и жестокость. Особенно настораживают резкая смена состояния возбуждения на пассивность, заторможенность, быстрая смена утомляемости необычной энергичностью. Изменяются манеры и да­же почерк.

    Беспечное веселье может сменяться злобностью, тоской, тревогой. Извращается формула сна – бессонница ночью, сонливость днем. Меняются аппетит (отсутствие его или вспышки прожорливости), характер питания. Например, опийные наркоманы едят только сладкое, так как при приеме другой пищи у них появляется тошнота. Они не переносят запаха табачного дыма. А у гашишеманов периодически возникает повышенная потребность в пище.

    Не должны остаться без внимания убежденное отстаивание подростками свободы употребления наркотиков и позитивные высказывания о них.

    Проявляются элементы наркоманической субкультуры – специфический жаргон (травка, колесо, ширево, приход, план, мулька, джеф).

    Типичные внешние признаки наркомана – это в первую очередь изменение цвета лица: как правило, бледность, может быть и покраснение, круги под глазами, сухая или болезненная жирная кожа («сальный налет»), чрезмерно суженные или расширенные зрачки.

    При ингаляционном употреблении (вдыхании паров летучих токсических жидкостей и порошкообразных веществ) появляется кайма раздражения вокруг губ и особенно в уголках рта. Возможны покраснение и отечность лица и затруднение носового дыхания. Иногда бывает маскообразное, гипомимичное, одутловатое лицо или, наоборот, оживление мимики.

    Желтеют зубы, покрываются несмываемым налетом; язык теряет естественную окраску, становится толстым, на нем появляются глубокие продольные трещины.

    Наблюдаются насморк («течет из носа»), повышение температуры тела, состояние опьянения без запаха алкоголя. Изменяется пантомимика, отражающая «жестомимический контур» всей личности. Походка становится шатающейся. Появляются неопрятность, пятна на одежде от химических средств. Хотя внешний вид употребляющих наркотики не всегда бывает ужасным. Обычно при первом знакомстве с наркотиками человек попадает в круг еще не потерявших приличный облик наркоманов.

    Должно насторожить появление непривычных запахов – специфических изо рта, от одежды (сладковатых, похожих на запах благовоний, клея или препаратов бытовой химии). Например, запах препаратов из конопли, которые обычно используют при курении, отличается от привычного запаха табачного дыма. Он похож на специфический запах прелой соломы, затхлости, сырого подвала.

    Обращают внимание на резкое похудение. Но одним их главных признаков являются следы на теле от инъекций, инъекционные дорожки, возможные в самых непривычных местах: под мышкой, в грудных железах, в паховой области.

    Очень значимый фактор – появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков, – таблетки, ампулы, шприцы, иглы, трубки, кальяны, клей, похожие на пластилин комочки с сильным запахом. Характерен вид папирос, которые курят потребители гашиша, смешивая его с табаком. Они заметно длиннее и сгорают неравномерно – косо, больше с одной стороны. Отсюда и пошло жаргонное название «косяк». Можно обнаружить точные мини-весы для взвешивания разовой дозы, а также курительные палочки, чтобы перебить запах гашиша, резиновый жгут, шнур, ленту и другие аналогичные предметы для пережимания вен руки перед инъекцией. При употреблении кокаина – так называемые кокаиновые ложечки для вдыхания через нос.

    Если в поведении или внешнем облике ребенка совпадает несколько признаков, а тем более пять и больше, нужно спокойно, не устраивая истерик, поговорить и во всем разобраться, ни в коем случае не откладывая на завтра. Ведь завтра может быть поздно: стойкая тяга к наркотикам лечится очень долго.

    – Чем отличаются спайсы от других курительных смесей растительного происхождения?

    – Спайс («spice» в переводе с английского «приправа», «специя») – один из брендов курительных смесей, поставляемых в продажу в виде травы с нане­сённым химическим веществом. Обладает психоактивным действием, аналогичным действию марихуаны. Продажа смесей спайс осуществлялась в странах Европы с 2006 года (по некоторым данным – с 2004-го) под видом благовоний, соли для ванн, добавки для роста растений, порошков для выведения пятен, средств защиты от насекомых и прочего преимущественно через Интернет-магазины. Но цена таких товаров в сотни раз превышает их реальную стоимость. В 2009 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола – основного действующего вещества марихуаны, такие как CP 47, 497 и JWH-018. В нас­тоящее время синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами спайса, запрещены в большинстве стран мира.

    – Что еще, кроме выше перечисленных негативных для организма последствий наркотиков, вызывает курение спайса?

    – После курения спайса у человека появляются признаки опьянения и отравления. Об опьянении говорит следующее: человек тревожен, нарушена координация движений либо двигательная активность хаотична. Возможны также сонливость, заторможенность, потеря эмоционального контроля. Зрачки расширены, возникают трудности с фокусировкой взгляда. Речь невнятная. Возможны выраженная слабость, бледность кожных покровов, тошнота, рвота. Возникают галлюцинации, и тогда поведение человека соответствует мнимым переживаниям: покуривший спайс может выйти «на прогулку» с крыши высотки, искупаться зимой в ледяном пруду, осознавать себя животным или инопланетянином, вспороть себе живот, выколоть глаз собеседнику и т. п. Выход из этого состояния сопровождается более болезненными ощущениями, чем при потреблении наркотических веществ.

    Признаки отравления таковы: рвота, судороги, подъем артериального давления, учащенное сердцебиение, галлюцинации, психоз, отсутствие реакции на внешние раздражители, коматозное состояние, возможен смертельный исход.

    Систематическое курение спайса приводит к необратимым процессам в центральной нервной системе и организме в целом: ухудшается память, снижаются внимание, иммунитет, поражается сердечно-сосудистая система, увеличивается риск развития сахарного диабета, ра­ка легких, замедляется мыслительная деятельность (понимание), возникают тяжелые нервные расстройства – склонность к депрессиям, суициду, психические расстройства, вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении).

    Воздействие курительных смесей приводит к тяжелой наркотической зависимости, изменению личности и инвалидности.

     

    * * *

    На ум приходит мысль, почему одни дети выбирают здоровый образ жизни, а других словно тянет в болото зависимости?

    Несколько вопросов задала Елене БОГДАН, кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии развития БрГУ им. А.С. Пушкина.

    – Елена Григорьевна, назовите, пожалуйста, причины того, что дети начинают употреблять наркотики?

    – К сожалению, специалисты, которые занимаются профилактикой наркомании среди подростков, редко обращают внимание на аспекты, выделяемые психологами.

    Наркотическая зависимость, особенно в подростковом возрасте, наступает мгновенно, с первого раза употребления. Первая и центральная причина – это отсутствие эмоциональных отношений в социальном пространстве, или отношения с другими людьми низкого качества. То есть, если подросток не имеет очень тесного эмоционального контакта с другими людьми, когда его принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками, подчеркивая при этом, что он как личность дос­тоин внимания, заботы и любви.

    Вторая причина – длительное воздействие угнетающих правил, которые препятствуют открытому обсуждению личных и межличностных проблем. Получается, что не только дисфункциональные семьи являются фактором, который способствует формированию зависимостей у подростков – к сожалению, очень часто это и благополучные семьи, устанавливающие очень жесткие правила, которые важнее, нежели решение проблемы. Например, если в семье у родителей не складываются отношения, они каждый день ссорятся, но при этом не пытаются решить проблему и запрещают подростку рассказывать «что у нас тут происходит». То есть, надеваем маску и на людях показываем, что у нас все благополучно, – вот это как раз и есть вторая причина, которая способствует возникновению зависимости, потому что это убивает подростка. И точно так же, если не решают личные проблемы ребенка: «Правила важнее, нежели ты сам, твои чувства. Ты разозлился, а у нас не принято гневаться – нужно выражать только положительные эмоции». Но, к сожалению, в жизни так не бывает. И здесь чрезвычайно важно, чтобы родители знали и умели выслушать подростка, понять его чувства, не препятствовать ему гневаться, а учить, как правильно выражать это чувство для того, чтобы решать его личностные проблемы.

    Третья причина – отсутствие переживания чувства собственного достоинства, личного предназначения. Если подросток абсолютно везде – изгой, если все говорят, что он – бездарь, плохой, он нигде не нужен, и нигде никакие качества его личности не принимаются, не используются, это как раз и будет тем фактором, что сподвигнет его к потреблению того или иного наркотика, а это, в свою очередь, сразу вызовет зависимость. Важно обращать внимание на то, чтобы подростки обязательно хоть где-нибудь переживали бы чувство собственного достоинства, что «Я как личность что-то могу. Да, не все, но у меня есть какие-то особые дары, способности и возможности».

    – Что в первую очередь нужно знать родителям, как себя вести с подростками?

    – Сейчас много говорят, что самое важное – это любить детей. Родителям очень тяжело найти мудрость, потому что любовь любовью, но особенно подростки нуждаются в правилах. И мы, психологи, говорим о том, что нужно и любить, но нужны и определенные правила, которые подросток соблюдает. Как совместить эти две вещи? Сложно. И специалисты часто на этот вопрос не отвечают, ведь получается, что если мы любим подростка и в то же время устанавливаем правила, то такую любовь можно назвать твердой. То есть, я принимаю тебя как личность, я принимаю твои недостатки, я готов с тобой переживать какие-то трудности. Но в то же время существуют правила, и я не могу против них идти. Психологи говорят, что если человек – взрослый, то ответственность за поступки он берет полностью на себя, его надо оставить, он отвечает, как он живет, родители не обязаны его содержать, если, к сожалению, он выбрал какой-то негативный путь. С подростком мы так сделать не можем, и родители должны все свое внимание сконцентрировать на том, чтобы иметь отношения с ребенком, с подростком. «Да, есть определенные правила, и мы можем не принимать какие-то поступки подростка», но в то же время, как часто родители поступают, нельзя закрывать перед ним дверь и говорить: «Ты себя плохо ведешь, я тебя не люблю». Что бы ни случилось, важно, чтобы у родителей остался контакт с подростком. Родители должны высказывать не гнев по поводу его поступков, а: «Мне стыдно, мне больно, я страдаю». Такое поведение будет свидетельствовать, что родитель пытается сохранить с подростком контакт, остаться рядом, несмотря на то, что с ним происходит.

    Второе, что должны знать родители, что у подростков появляется чувство взрослости, и родителям важно удовлетворять это чувство. Каким образом? Предоставлять возможность нести полную ответственность за те аспекты (в быту, семье), за которые он может ее нести. Пример: если подросток разбил окно в школе, нужно помочь ему заработать деньги, чтобы он сам вставил стекло. Но, к сожалению, часто родители решают многие вопросы сами, однако подросток или юноша (будучи студентом, например) уже в состоянии их решить. Вспоминаются Тимуровские команды с их методами, которые и сейчас в школах используют, когда дети ухаживают за лошадьми или помогают престарелым, – то есть учащиеся берут на себя ответственность. И важно, чтобы подростка при этом хвалили, говорили, какой он молодец, что он справляется – как раз таким образом будет удовлетворяться чувство его собственного достоинства, о котором говорилось выше.

    Еще один фактор, о чем часто молчат… В.Франкл выделяет так называемый «синдром выходного дня». Взрослые лю­ди не знают, чем заняться в выходной, не умеют отдыхать. Подростки – это своеобразные батарейки, энергия которых никогда не заканчивается, и скука для них опасна – это их первый враг. И обязанность взрослых – организовать для ребенка активную жизнь, в том числе и активный отдых.

    – Как научить подростка говорить «нет»?

    – В свете того, что мы назвали причинами, важными для родителей моментами, когда они воспитывают подростков, я думаю, ответ уже вырисовывается. Для того, чтобы подросток сумел в нужный момент, оказавшись в компании, которая, например, достала спайс и хочет его употреблять, сказать «нет», он обязательно должен переживать наличие реальной связи эмоциональных отношений с каким-то человеком. Он кого-то любит, знает, что может причинить боль своим поведением этому человеку, что этот человек переживает за него. Это самый первый аспект, который поможет подростку сказать «нет» в нужный момент. Наличие реальных эмоциональных отношений, реального эмоционального контакта. Чем теснее этот контакт, тем легче будет подростку сказать «нет», какими бы эти сверстники ни оказались, какое бы значение в его жизни они ни играли.

    Еще один аспект – это наличие личных границ у подростка, переживание им чувства автономии, то есть подростки должны отделять себя и от родителей, и от других людей. Они должны понимать, вот это «мои мысли, вот эти мысли – не мои, я этого не хочу. Это мои чувства, а эти переживания для меня неприемлемы». И для того, чтобы помочь подростку определить личностные границы, важно, чтобы были примеры из жизни. Семья – это важнейший пример. Когда родители не просто строят из себя идеальную семью, а реально показывают подростку, что иногда что-то и у них не получается, где-то и они оступаются, но понимают, что такие поступки неприемлемы. Подросток учится механизмам, как справляться с трудными ситуациями, как исправляться. Если он живет в среде «святых» (показное благополучие), то это как раз и не поможет выстроить личностные границы и научиться в реальной жизни говорить «нет», справляться с трудными моментами.

    И последний аспект, самый тяжелый: подростки должны уметь различать добро и зло. И тут важнее, когда родители показывают подростку, что такое есть добро. Это можно сравнить с деньгами… Специалисты, работающие в банке, сталкиваются с подделками, и им важно знать реальные деньги, ведь подделок – великое множество. Так и подросткам важно знать, что такое добро. К сожалению, родители не всегда могут сопровождать ребенка по жизни, ему придется ориентироваться самому во многих ситуациях и стоять перед выбором. И чем больше у него будет знаний, что такое добро, тем легче будет принять верное решение.

    Сейчас очень много программ, так называемая профилактика наркозависимости, и, к сожалению, они не учитывают один момент: рассказывая, какие есть наркотики, какие эффекты они вызывают и так далее, мы делаем профилактику пропагандой, заманчивой оберткой, когда подростку хочется попробовать, что же это такое. Важнее показывать последствия такого выбора людей, и понятно, что увидеть кадры, когда люди заживо гниют, когда от химической зависимости не просто разрушается мозг, а наркотик встраивается в его структуру и таким образом формирует психические заболевания. Надо спросить подростков, хотят ли они таких последствий в своей жизни. Мы не показываем зло какое-то, а оборотную сторону наркомании. Ведь у каждой личности есть способности, возможности – это и есть добро, но когда человек становится наркоманом, способности закрываются. И если подросток придет на профилактику загнанным изгоем, какой бы она ни была, как раз это и подтолкнет ребенка попробовать. Но если он знает о своих способностях, то для него дорога наркомана – неприемлема, ведь она ни к чему не приведет. Важно, чтобы подростки познавали себя: кто они такие, зачем живут на земле – это как раз поможет сказать «нет» в определенный момент жизни.

    В качестве пищи для размышления родителям и детям подготовлен этот материал. А выводы делайте сами.

    Автор: Анна СОВПЕЛЬНавіны Камянеччыны

Комментарии (0)