25 Апреля, 2024 Четверг

Что дает Беларуси сотрудничество с БРИКС и ШОС

  • 16 июля 2015 Политика Русский 0

    Проходившие на минувшей неделе встречи лидеров БРИКС и ШОС по своей значимости и масштабам можно отнести к важнейшим внешнеполитическим мероприятиям мировой повестки дня. В Уфе собрались руководители государств, представляющих несколько континентов. Участие в уфимских саммитах принял Александр Лукашенко. Президент привез из Уфы весомый геополитический приз: нашей стране предоставлен статус наблюдателя в ШОС. Впрочем, экономическая сила и цивилизационная значимость обоих объединений требуют особого осмысления.

    Чтобы четко представить практическую пользу от обоих объединений, стоит коротко рассказать о каждом из них. Итак, знакомимся. БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Название происходит по первым буквам их английского наименования. Есть и хитрость. Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и схожестью этой аббревиатуры со словом bricks, обозначающим кирпичи. И это неспроста. Именно эта группа стран позиционирует себя в качестве кирпичей для новой мировой экономики. И на то есть все основания. На долю этих стран приходится 30% территории Земли, 42% населения планеты и около 18% мирового ВВП. Даже без учета сверхбогатой природными ресурсами ЮАР страны БРИКС производят около 40% мировой пшеницы, половину всей свинины, около трети говядины и мяса птицы. Словом, предпосылки впечатляющие. Неудивительно, что вольно или невольно БРИКС обретает роль коллективного глобального игрока. Это нарождающийся элемент новой системы цивилизационного регулирования.

    Второе по значимости объединение — Шанхайская организация сотрудничества, она же ШОС. В эту региональную международную организацию входят Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. А с прошлой недели — и Индия с Пакистаном. Общая территория стран ШОС составляет 60% территории Евразии. Главными задачами провозглашены укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком. А также развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Спору нет: выстраивание коллективной системы региональной безопасности сегодня — задача актуальная. Но ШОС успешно решает и еще одну проблему. Причем весьма деликатную. Дело в том, что страны Центральной Азии воспринимают одностороннее влияние гигантов — России или Китая — с некоторым опасением. В ШОС же все участники — равноправные члены, а все вопросы решаются консенсусом. А потому эта организация — наиболее эффективный на сегодня механизм взаимодействия стран региона.

    Все это хорошо, но у неравнодушного к мировой политике гражданина сам собой появляется вопрос: нам–то что? В число участников БРИКС наша страна не входит, к Центрально–Азиатскому региону непосредственного отношения не имеет. Так отчего же такое внимание к уфимским саммитам? Раздаются даже голоса некоторых экспертов о том, что сотрудничество с БРИКС и ШОС — эдакая современная и коллективная «кузькина мать» странам Запада. Председатель правления Центра изучения внешней политики и безопасности Андрей Русакович называет подобные суждения как минимум поверхностными. Ведь сотрудничество нашей страны с обоими объединениями нацелено прежде всего на перспективу:

    — Если выражаться предельно просто, то сотрудничество с БРИКС и ШОС для Беларуси — это новые рынки сбыта, более глубокая вовлеченность в международные дела, масса иных дополнительных возможностей. Это всегда очень полезно. И об этом вполне четко заявил Президент Лукашенко. Тем более что в программных документах БРИКС записано: это одна из движущих сил современности. Шанхайская же организация сотрудничества работает в Азиатском регионе, и статус наблюдателя в ней для Беларуси — возможность не только повысить уровень наших двусторонних отношений со странами ШОС, но и стать важным связующим звеном. Например, между ШОС и Евросоюзом.

    В современной ситуации, кстати, это практически безальтернативный вариант. По крайней мере, иных не видит политолог Юрий Шевцов, возглавляющий Центр по проблемам европейской интеграции. Ведь проблем в последние годы становится все больше, а надежды на их решение нет:

    — В Украине кризис надолго, к сожалению. И Беларусь оказалась единственным надежным сухопутным мостом между Россией и Европейским союзом, а также между Китаем и ЕС. То есть, выражаясь шире, — между ШОС и Евросоюзом. Безусловно, это делает Беларусь более видимой на международной арене.

    Учитывая, что обе структуры находятся в стадии становления, перспективы могут оказаться еще более широкими. В эволюции БРИКС и ШОС все более заметна практическая направленность. Одновременно растет их влияние на принятие решений в ходе других крупных международных форумов. Скажем, уже есть видение новой мировой финансово–экономической архитектуры. До этого существовала своего рода монополия, некое разделение труда: представитель Западной Европы безоговорочно заправлял делами в МВФ, а представитель США — во Всемирном банке. Сегодня столь однополярное финансовое доминирование становится проблематичным. Подтвержденные в Уфе усилия по созданию в ШОС Фонда развития и Банка развития, а также учрежденный странами БРИКС Новый банк развития — не просто удар по такой монополии. Это и отличный способ запустить в жизнь целый ряд проектов в области высоких технологий, «зеленой» экономики, продовольственной безопасности и множество иных.

    Как это ни парадоксально звучит, даже сегодняшние недостатки обоих объединений вполне могут трансформироваться в их сильные стороны. Например, по своей юридической природе и БРИКС, и ШОС являются скорее геополитическими дискуссионными клубами, нежели полноценными международными союзами. Их формат не предусматривает наличие единого лидера, а в своих отношениях страны руководствуются прежде всего собственными национальными интересами. Но именно в этом усматривает их силу Андрей Русакович:

    — По сути, эти страны исповедуют новую философию международного устройства. В процессе становления обоих объединений происходит выработка не стратегии развития, а именно философии. А нашей стране, как известно, импонирует идея многополярного мира, в котором большие и малые государства находят подходящий формат взаимодействия. В этом плане наши взгляды всецело совпадают с убеждениями партнеров по БРИКС и ШОС.

    В XIX веке английский писатель Редьярд Киплинг назвал большой игрой противоборство между царской Россией и Британской империей за господство в Афганистане и Средней Азии.

    Два века спустя новую большую игру в Евразии ведут США — НАТО — Великобритания, пришедшая в серьезный упадок, и Россия — Китай — ШОС.

    Кэтрин Хилль считает, что вследствие охлаждения отношений с Западом Россия развернулась в сторону активного партнерства с Китаем, чтобы вернуть себе статус великой державы. Это наполняет ШОС новым значением.

    Основной упор в этой политике делается на пространство, заключенное между Каспийским морем и западной границей Китая (там расположен Синьзцян–Уйгурский автономный район, населенный уйгурами–суннитами). Именно на это пространство и обращены интеграционные инициативы, выдвинутые Россией и Китаем.

    Британская журналистка приводит цитату из недавнего доклада, подготовленного международным дискуссионным клубом «Валдай»: «В 2015 году можно будет говорить о центральной Евразии как о месте слияния международных политических и экономических обстоятельств».

    Одним из таких обстоятельств является нечасто упоминаемый Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который входят пять стран. Его цель — создание общего торгового пространства от Беларуси до Кыргызстана, в то время как Китай намерен проложить свой новый Шелковый путь XXI века, предполагающий масштабное строительство инфраструктурных объектов от Средней и Южной Азии до восточных границ Евросоюза.

    Верная своим традициям плетения интриг, Великобритания пытается посеять раздор между Россией и Китаем с помощью избитого приема: заявления некоего анонимного российского должностного лица, обеспокоенного расширением китайского влияния, когда Пекин уже стал главным инвестором и торговым партнером среднеазиатских стран.

    Более того, планы создания транспортных коридоров будут конкурировать с российскими железными дорогами, соединяющими Европу и Азию. Все это, несомненно, приблизит Минск к новым центрам принятия решений, а стало быть, резко оживит экономику Беларуси.

    И еще один момент. Мы делали и продолжаем делать немало дружественных жестов и посылов всему миру. Но стоит взглянуть правде в глаза: со стороны западных государств не всегда эти жесты и посылы вызывают ожидаемую взаимность. Ну не торопятся в европейских столицах считаться с жизненно важными интересами нашей страны. Конечно, свой резон в этом есть — не создавать условий для появления конкурента. Однако Беларусь твердо обосновалась на политической карте мира. И имеет все основания настаивать на своем признании. Не только де–юре, но и де–факто. А потому наше сотрудничество с БРИКС и ШОС — по сути стратегический задел и в этом направлении. Ведь укрепление позиций и наращивание участия в мировой экономике позволит мягко подтолкнуть и Запад к добрососедству.

    В то же время Китай понимает, что Россия разворачивается на Восток в результате санкционных мер Запада. Действуя вместе с ШОС, ЕАЭС и Шелковым путем, Россия и Китай рассчитывают получить экономическую прибыль региональной экономической интеграции, которая позволит им преодолеть западные санкции.

    Китайская газета Global Times считает, что отныне и впредь Россия сможет обеспечивать свои потребности в капитале при помощи нового Банка развития БРИКС, Банка развития ШОС и только что созданного китайского банка AIIB, одним из учредителей которого является Россия и который, конечно, будет учитывать интересы Беларуси.

    Таким образом, Россия может громогласно попрощаться с западной «большой семеркой», где всем заправляют англо–американские финансовые круги.

    Мы живем во времена геополитического разрыва, когда планета раскололась на два мощных блока: один — однополярный, находящийся в состоянии упадка и возглавляемый США, а другой — многополярный, динамично развивающийся, в котором главную роль играют Россия и Китай. Понятно, что Беларуси нельзя оставаться в стороне от основных трендов политического развития в XXI веке.

     

    osipov@sb.by

    Советская Белоруссия № 133 (24763). Четверг, 16 июля 2015

    Автор: Максим ОСИПОВСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)