28 Марта, 2024 Четверг

Схождение противоположностей: Митрополит Минский и Заславский Павел о "русском мире"

  • 04 января 2017 Политика Русский 0

    Митрополит Минский и Заславский Павел в недавнем телевыступлении коснулся одной очень тонкой материи. Владыка говорил о «русском мире» не как о политическом факторе, а как о территории культуры и духовности. Безусловно, со словами Митрополита можно соглашаться, но с некоторой коррекцией этой доктрины. Хорошо известно, что отдельные туповатые, но шумные адепты модной идеи говорят о «русском мире» как о новой политической доктрине, целью которой является чуть ли не вооруженная защита всех, кто считает себя русским, но живет за пределами России. Это довольно–таки опасное заблуждение горячих умов, возвращающих современную цивилизацию к безвозвратно ушедшим временам эпохи упадка династии Романовых, сокрушавшихся по поводу утраченной Византии и готовивших всякого рода «освободительные» походы в разные стороны и в итоге сокрушившие свою же империю.

    История давно расставила все на свои места, и замечательная советская песня «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна», казалось, стала для народов гораздо милее пламенных призывов державных авантюристов, осмеянных еще Салтыковым–Щедриным: «на Саву, на Драву, на голубой Дунай...»

    Еще более неуместным является их повторение в наше время. Если некоторые теоретики «русского мира» (Дугин, Гиркин, Прилепин, Ивашов etc.) действительно полагают, что каждый русский, в силу различных обстоятельств оказавшийся в постсоветской стране, нуждается в вооруженной защите, то почему бы не пойти дальше и не проявить духовную заботу о лондонских богачах русского происхождения? Их как–никак около 40 тысяч! Это еще никому в голову не пришло?

    Жаль, что в очередной раз хорошее и праведное намерение из–за чересчур темпераментных и прямолинейных мыслителей превращается в опасный для окружающих абсурд.

    Вся «горячая» часть этого теоретического направления моментально теряет смысл, если хоть день побыть в любом городе либо деревне  Беларуси. Здесь агрессивный абсурд насчет «русского мира», «польского мира» и еще чего–то не имеет ни корней, ни крон. В особенности когда речь идет о тех гражданах страны, которые в одинаковой степени считают себя и гражданами Беларуси, и этнически русскими. Помнится, как известный московский провокатор Суздальцев выскакивал из собственной рубашки, пытаясь найти ущемление «русской улицы». Жалкие потуги ни к чему не привели. Какая «улица»? Люди, имеющие русские корни, работают в Беларуси всюду — от дорожных рабочих до руководителей Совета Министров и иных важных ведомств. Здесь «дискриминацию» можно усмотреть разве что в параноидальном состоянии собственных мозгов. Впрочем, вряд ли у нас такие проблемы кого–то особо волнуют, потому что на уровне нормального сознания все эти поиски «русских» и иных «улиц» считаются просто неприличными. Вполне естественно, что такое же отношение и к правам верующих наших основных религиозных конфессий, да и во всех остальных сферах, где живут и трудятся граждане страны. Иногда, правда, искрит в дискуссиях о практическом использовании белорусского и русского языков, но здесь все, очевидно, решит время. Всевозможным торопыгам не следует подталкивать стрелки часов, потому что уже сегодня заметно, что среди молодежи белорусский язык становится все более востребованным, даже, можно сказать, модным, поэтому каждый белорус, и сейчас ничем не ограниченный в коммуникациях, в обозримом будущем сможет сделать свой собственный выбор. Государство, во всяком случае, последовательно и взвешенно создает для этого все условия, никого не «насилуя» и никого не заставляя говорить так, как кому–то хочется или не хочется...

    В этом контексте следует еще раз вернуться к словам Митрополита Павла, в которых прозвучали и пастырская мудрость, и ответственность высокопоставленного священнослужителя. Владыка очень резко отозвался об арестованных «корреспондентах» московского частного агентства «Регнум», которые недавно, как известно, были арестованы и в отношении которых сейчас идет  следствие. Минчане Шиптенко и Павловец, Алимкин из Бреста, укрывшись псевдонимами, получая иностранное финансирование, сочиняли пасквили на Беларусь и наш народ.

    И что характерно? Называя Беларусь «недогосударством», оскорбительно отказывая народу в праве на государственность, эти «публицисты» подверглись резкому осуждению со стороны официальных российских кругов, в том числе МИД России. Сейчас владыка Павел сказал о них: «И вы посмотрите, что сегодня, к сожалению, творится в Беларуси — появились люди, и обратите внимание, что практически все они работают под псевдонимами: почему вы скрываете свое лицо, почему вы скрываете свое имя, если такие доброжелатели, которые печатают... Вроде бы неплохо–неплохо, но в эту бочку меда ложку–две дегтя обязательно добавят. И разделяют людей. Раздирают их! Этот — «русский мир», этот — «не русский мир», это — «наше», это — «не наше»... И вы знаете, то, что в декабре у нас произошло — задержание трех «корреспондентов». Но ведь (они) сеяли раздор. Вражду и ненависть. Зачем? Сегодня, когда надо делать все возможное, чтобы объединять людей, даже если где–то заискрило во взаимоотношениях, надо сделать так, чтобы не было этой искры. Надо находить точки соприкосновения, совместного созидательного труда, а нас, наоборот, пытаются разделить, противопоставить друг другу. Это очень печально».

    Вот мнение священнослужителя! И мы приводим его потому, что сейчас в некоторых медийных дискуссиях нередко проявляются голоса тех, кто хочет увести обсуждение от сути проблемы, от уголовных признаков разжигания межнациональной розни, в сферу споров о границах и пределах «свободы слова», «права на мнение» и так далее. Безусловно, право на собственное мнение и свободу слова есть у каждого гражданина. Нередко в связи с этим к месту и не к месту вытаскиваются на свет слова, приписываемые Вольтеру: что он, мол, не согласен с оппонентами, но готов умереть за право каждого желающего высказать свое мнение. Звучит, конечно, красиво, но кто из сегодняшних поборников безбрежной «свободы» признается, что он готов отдать собственную жизнь ради того, чтобы право на свое «мнение» имел Геббельс либо Штрайхер, либо Гиммлер. Ведь именно их «свобода слова», их «убеждение» привели к тому, что в сердце цивилизованной Европы родился социал–национализм, а дети Хатыни мученически сгорали заживо. Если кому–то такой пример кажется чересчур «жестким», то давайте тогда представим такую картину. Городской кинотеатр, зал набит битком, и вдруг кто–то, пользуясь «священным правом голоса», дико кричит в темноте: «Пожар! Спасайтесь!» Кровавая давка неминуема, правда? Но стоят ли утраченные жизни этой самой ничем не ограниченной «свободы слова» для того, кто реализует собственное зло?

    В дискуссии по поводу арестованных «корреспондентов» звучат и такие голоса:

    — А почему вы не замечаете явно русофобских и исключительно оскорбительных антироссийских замечаний на форумах некоторых сайтов?

    Да, в такой постановке вопроса есть определенная рациональность. Надо честно признать, что некоторые анонимы белорусской блогосферы в своей зоологической ненависти к России и россиянам ничем не лучше Шиптенко и компании. Было бы, наверное, правильным сводить этих «интеллектуалов» на «экскурсию» в камеры, где сейчас находятся арестованные ненавистники Беларуси. Пусть посмотрят и порассуждают. Потому что вывод напрашивается сам собой.

    СБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)