Сегодня в Минске открывается летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. О значении этого события для мировой геополитики в целом и нашей страны в частности - беседа с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Австрии, постоянным представителем Беларуси в ОБСЕ Еленой КУПЧИНОЙ.
- Уважаемая Елена Николаевна, нашу страну связывает с ОБСЕ 25 лет сотрудничества, но никогда еще такие события европейской значимости не проходили на белорусской земле. Как вы оцениваете его актуальность, в том числе в контексте новых вызовов и угроз, стоящих перед Европой?
- Действительно, это первое мероприятие ОБСЕ такого масштаба, которое будет проходить на территории Беларуси. Белорусская сторона приложит максимум усилий для комфортного пребывания всех участников ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ и ее результативного проведения на гостеприимной белорусской земле.
Выбор Беларуси в качестве площадки для проведения ежегодной сессии ПА ОБСЕ выглядит логичным и оправданным. Что сейчас важнее всего для Европы? На наш взгляд, безопасность и стабильность. Только в безопасной и стабильной Европе может быть обеспечено поступательное, устойчивое развитие и прогресс в политической, экономической, экологической и гуманитарной сферах.
В условиях нынешнего кризиса общеевропейской безопасности, продолжающегося конфликта на востоке Украины, обострения ситуации в Закавказье наша страна все больше воспринимается как полюс стабильности в регионе. И это неудивительно. На территории Беларуси отсутствуют военные и затянувшиеся конфликты. Мы вносим весомый вклад в борьбу с организованной преступностью, нелегальной миграцией, торговлей людьми. Белорусская сторона является настоящим "поставщиком" безопасности на пространстве ОБСЕ. В начале 2000-х годов Беларусь заключила двусторонние договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности с соседними государствами - Литвой, Латвией, Польшей и Украиной, формируя тем самым пояс добрососедства в регионе Восточной Европы.
Мы убеждены в том, что парламентская дипломатия должна играть более значимую роль в поддержании мира и безопасности, а также содействовать обеспечению стабильности и процветанию народов в регионе ОБСЕ. Именно поэтому нашим Парламентом была предложена и коллегами из других государств - участников ОБСЕ поддержана тема нынешней сессии Парламентской ассамблеи: "Укрепление взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания". Рассчитываем, что минская сессия позволит внести дополнительный важный вклад в процесс восстановления взаимного доверия и развитие конструктивного межгосударственного сотрудничества на благо народов наших стран.
- Уже давно говорится о необходимости создания общеевропейской системы безопасности. Тем не менее в реальности страны резко поляризуются по принадлежности к прямо противоположным военным блокам. На заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ в Белграде наш министр Владимир Макей обозначил проблему того, что средние и малые государства вынужденно помещаются в позицию выбора между крупными державами, что становится причиной многих конфликтов на континенте. Кроме того, нарастает тенденция, когда одни государства достигают своих целей за счет экономического доминирования. Это приводит к экономическому неравенству и, как следствие, еще большему дефициту безопасности. Какие существуют белорусские предложения на этот счет?
- Существующая система европейской безопасности создавалась в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века после окончания холодной войны. То время характеризовалось преобладанием духа сотрудничества и доверия, что и обусловило выработку ключевых документов СБСЕ/ОБСЕ в трех измерениях - военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном.
Сейчас, к сожалению, мы видим обратную картину. Вместо укрепления доверия и диалога множатся разделительные линии. Происходит наращивание военных потенциалов, в том числе вблизи границ друг друга, что ведет к милитаризации региона и неизбежному росту напряженности на фоне продолжающейся эрозии военно-политических механизмов контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности.
В межгосударственных отношениях по-прежнему доминируют право силы, противостояние, санкционное мышление. Дипломатия отходит на второй план. В подавляющем большинстве случаев вследствие применения силовых методов ситуация обостряется до предела. Попытки наладить взаимодействие даже там, где государства сталкиваются с общими вызовами, все чаще не приносят результатов. Продолжает деградировать с таким трудом выстроенная архитектура европейской безопасности.
Итоговая декларация Астанинского саммита 2010 года предусматривает построение на пространстве ОБСЕ сообщества всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве и неделимой безопасности. Документ гласит, что "оно должно объединять все государства-участники в евроатлантическом и евразийском регионе, свободном от разделительных линий, конфликтов, сфер влияния и зон с разными уровнями безопасности". Пока, к сожалению, эта идея остается лишь долгосрочным ориентиром.
Какие шаги следует предпринять для того, чтобы цель сообщества безопасности стала ближе? Во-первых, необходимо снизить градус конфронтационности, особенно в нашем регионе, не допустить нового витка гонки вооружений, работать над повышением взаимного доверия в военной сфере.
Во-вторых, чрезвычайно важно преодолеть усиливающуюся экономическую фрагментарность на пространстве ОБСЕ и развивать экономическую взаимосвязанность (коннективность), как это предусматривается решением Гамбургского СМИД ОБСЕ. Мы выступаем за построение справедливой, предсказуемой и надежной торгово-экономической архитектуры в Европе и в целом на евроатлантическом пространстве, которая бы учитывала интересы всех государств-участников, опиралась на прочную законодательную основу в отношениях между странами и интеграционными объединениями и позволяла решать возникающие разногласия мирным путем. Площадка ОБСЕ может быть использована для налаживания диалога между различными экономическими интеграционными объединениями, в том числе Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом.
В-третьих, деятельность ОБСЕ в гуманитарном измерении, являющемся одним из трех столпов безопасности, необходимо использовать для развития конструктивного сотрудничества, оказания содействия государствам-участникам в выполнении ими взятых на себя обязательств по линии организации, но без принуждения, учитывая степень и темпы развития в них демократических институтов.
- Минск в последнее время стал площадкой для важных международных встреч и урегулирования одного из крупнейших кризисов в Европе. Можно ли рассматривать предстоящее мероприятие как тест по налаживанию нового масштабного диалога между Востоком и Западом, аналогичного Хельсинкскому процессу?
- Мы гордимся тем, что Минск стал переговорной площадкой по урегулированию украинского кризиса. Безальтернативной основой урегулирования конфликта в Донбассе является комплекс минских договоренностей. Беларусь всецело поддерживает деятельность Трехсторонней контактной группы и ее рабочих подгрупп, которые регулярно встречаются в нашей столице, Специальной мониторинговой миссии в Украине, а также политические усилия в рамках нормандского формата. Как неоднократно подчеркивал наш Глава государства, Беларусь и далее будет делать все, чтобы мир и покой воцарились на земле Украины.
ОБСЕ является тем региональным форматом и инструментом, который способен обеспечить объединение усилий государств-участников по реагированию на общие вызовы и угрозы безопасности. А Парламентская ассамблея, будучи неотъемлемым институтом организации, - это площадка для конструктивного межпарламентского диалога, выработки объединительной повестки, расширения сотрудничества и укрепления безопасности. Именно в этом видится ее особая значимость.
Мы всегда рассматривали ПА ОБСЕ в качестве важного форума для обмена мнениями по наиболее актуальным вопросам европейского сотрудничества и безопасности. Белорусская делегация активно участвует в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ, свидетельством чему является принятие в последние годы по инициативе белорусской стороны ряда резолюций ассамблеи по таким актуальным темам, как борьба с торговлей людьми, возобновляемые источники энергии, переход к зеленой экономике, защита и продвижение социально-экономических прав в регионе ОБСЕ.
На предстоящую сессию нашими парламентариями подготовлен проект резолюции по актуальной теме борьбы с новыми психотропными веществами. Рассчитываем на ее поддержку со стороны других парламентариев.
Кроме этого, на полях ежегодной сессии мы планируем проведение двух тематических дискуссий - по противодействию обороту новых психотропных веществ, а также по борьбе с торговлей людьми, которое организуется МИД и Парламентом совместно с Международной организацией по миграции. И идет в русле соответствующей инициативы Беларуси, выдвинутой нашим Президентом в ООН в 2005 году. Тем самым Беларусь стремится внести свой вклад в противодействие глобальным вызовам и угрозам современности и работает на объединительную повестку дня.
Что касается инициативы Президента по налаживанию нового масштабного диалога между Востоком и Западом, аналогичного Хельсинкскому процессу, то ее актуальность очевидна. А межпарламентские контакты способны быть той питательной средой, в которой могут вызревать решения, позволяющие преодолевать межгосударственные разногласия и противоречия. Законодательная власть более гибка в принятии решений тех или иных вопросов и не ограничена рамками, в которых находятся представители исполнительной власти. Парламентарии также могут подталкивать исполнительную власть там, где пробуксовывает решение насущных вопросов укрепления общеевропейской безопасности и стабильности. В любом случае Беларусь и на этой сессии, и в дальнейшем продолжит проводить линию на развитие диалога, строительство мостов и укрепление взаимного доверия на всем пространстве ОБСЕ.
- Многие аналитики указывают, что с проведением сессии ПА ОБСЕ у Минска будет возможность проявить "мягкую силу". Не сочтите вопрос циничным, но какие политические дивиденды мы получим от проведения этой сессии? И обернется ли это в конечном итоге экономическими дивидендами?
- Я бы, скорее, здесь вела речь о вовлеченности и взаимовыгодном сотрудничестве. Многие из наших гостей впервые посетят нашу страну, познакомятся с традиционным белорусским гостеприимством, с нашей замечательной белорусской природой, уникальным культурным наследием. Те, кто приезжает в Беларусь не в первый раз, возможно, смогут открыть для себя что-то новое, чему-то приятно удивиться.
Позитивные впечатления о Беларуси как об открытой, динамично развивающейся европейской стране и желание вновь сюда вернуться - вот, на мой взгляд, главные дивиденды, которые может принести проведение сессии Парламентской ассамблеи. А когда парламентарии и другие гости расскажут об этом своим друзьям и знакомым, будут рекомендовать своему бизнесу теснее познакомиться с нашей страной, вот тогда этот позитив может конвертироваться в финансовые и экономические дивиденды - от реализации совместных проектов до инвестиций в белорусскую экономику и туристическую сферу.
Комментарии (0)