17 Декабря, 2018 Понедельник

Строить, значит жить!

  • 26 ноября 2018 Политика Русский 0

    Большие тематические семинары–совещания уже прочно вошли в управленческую практику. Эти мероприятия, максимально нацеленные на результат и на которых детально разбирается положение дел в той или иной сфере, показали свою высокую эффективность. Так, в свое время были тщательно изучены проблемы жилищно–коммунального хозяйства, аграрного сектора, пять лет назад серьезный разговор состоялся на тему строительства. И вот подошло время снова вернуться к этой теме. Президент, начиная разговор, предложил его участникам сконцентрировать внимание вокруг нескольких важнейших моментов, которые прежде всего волнуют граждан. Это цена строительства, качество и сроки. Александр Лукашенко обратил внимание на то, что результатом прошлого аналогичного мероприятия стала выработка более удобной и понятной в применении нормативно–правовой базы:

    — Чтобы гражданин или юридическое лицо, пожелавшие что–то построить, могли бы получить разрешение и участок земли. Чтобы раз и навсегда искоренить бюрократию в этом плане... Прошло пять лет. Каково сейчас? Какова обстановка?

    По словам Александра Лукашенко, по прошествии времени уже видны некоторые недоработки. При этом для совершенствования работы стройкомплекса предлагаются разные варианты действий. Вплоть до ликвидации Минстройархитектуры или ЖКХ. Однако Президент не склонен к радикальным действиям:


    — Посмотрите на структуру жалоб населения. Строительство и «коммуналка» в жалобах наших людей занимают первые строчки. В этой ситуации я не могу пойти на такую непонятную реформу и ликвидировать те группы специалистов, те министерства, которые должны решать проблемы и реагировать на те недостатки, которые указывают нам люди в своих жалобах и обращениях.

    Александр Лукашенко особенно подчеркнул, что нынешний семинар собран не для галочки. Должен быть результат!

    Нужно ответить на ряд вопросов, которые вопиют... Много времени, чтобы увидеть эти вопросы, не надо:


    — Первое — это цена строительства. Это главный вопрос, нас постоянно к нему обращает население. Второй вопрос — качество. Посмотрите, сколько нареканий и жалоб со стороны людей. Огромное количество. И вопрос здесь не только и не столько в том, что у нас, как часто строители говорят, кадров не хватает... У нас отвратительно управляют руководители и специалисты трестов, компаний, предприятий своими подразделениями. Третий вопрос — сроки. Болезненный вопрос. Вы помните, что 5 лет назад у нас было более 300 домов с превышением нормативных сроков. Сейчас таких 35. Почему снова появляются незавершенки?

    Президент рассказал о вскрывшемся недавно вопиющем факте спекуляции жильем. Некоторое время назад руководитель одного из минских предприятий взял на себя обязательство построить жилье по 600 — 650 долларов за квадратный метр. И сделал это. Но более 60 квартир единовременно выкупило частное лицо и тут же их перепродало по коммерческой стоимости. Президент возмущен:

    — А где председатель горисполкома? По–моему, в Центральном районе это было. Где руководители этого района? Мною было принято решение — всех в следственный изолятор до единого, надеть наручники, разобраться со всеми и вернуть деньги народу...

    Ну а на будущее прозвучало обязательное для всех распоряжение. У каждого застройщика должна быть своя строительная организация. Он не должен выполнять роль посредника, который получает участок земли, а после ищет предприятие, которое реализует проект. Так удешевления строительства не добиться. А еще одно поручение касается правового информирования управленцев:


    — Принято решение, чтобы Глава Администрации с председателем КГБ и прокурором проехали по областям, городу Минску, собрали представителей нашей власти. Мы доведем до каждого на местах требования Президента по борьбе с коррупцией и прочими правонарушениями. А потом от меня добра не ищите. И запомните, я увидел лазейку. Мы их в тюрьму за взятки, а за хорошее поведение их Шуневич (министр внутренних дел Игорь Шуневич. — Прим. ред.) завтра освободит. Этого больше не будет. Пока не будет изменения в законодательстве, никого не выпускать. За коррупцию только добавлять будем.

    Оценивая состояние дел в строительстве в целом, Александр Лукашенко обратил внимание на некоторые очевидные негативные тенденции. За минувшую пятилетку снижены качественные показатели по всей отрасли. Уменьшился ее вклад в валовой внутренний продукт, допущено падение объемов подрядных работ, возведения жилья, обостряются проблемы неплатежей, ухудшается финансовое положение строительных организаций. Каждая четвертая из них убыточна. Такая ситуация привела к банкротству некоторых устойчивых ранее строительных трестов. Вместе с тем на важнейших объектах страны не хватает квалифицированных строителей, отметил Президент. По его словам, нужно внимательно разобраться по каждому вопросу в отдельности и принять необходимые решения.

    В жилищном строительстве Президент ставит задачу Правительству и региональным властям в течение двух лет ликвидировать очередь многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Александр Лукашенко обратил внимание на то, что за два последних года количество таких очередников увеличилось на восемь с половиной тысяч. При этом повсеместно не выполняется поручение о направлении многодетных семей на строительство жилья в течение одного года:

    — На начало 2018 года из 34 тысяч таких семей не направлены на строительство 25 тысяч. А почти 7 тысяч ожидают в очереди более трех лет. Такая ситуация недопустима. Поэтому ставлю задачу: Правительству совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом увеличить объемы строительства жилья для этой категории нуждающихся. Вместе с банками определите необходимые источники финансирования, за два последующих года ликвидируйте образовавшуюся очередь и выйдите на обеспечение многодетных семей жильем в течение одного года, как это предусмотрено Указом № 13.

    К лету будущего года должны быть введены в строй и дома, срок сдачи которых затягивается:


    — За каждым из них стоят наши сограждане. От всех губернаторов и председателя Минского горисполкома требую: каждый такой дом взять под личный контроль и завершить строительство. Крайний срок — июнь 2019 года.

    Президент обратил особое внимание на то, что надзор за соблюдением сроков строительства жилья в регионах — это сфера ответственности местной власти. Особое внимание ценообразованию. В свое время ставилась задача: квадратный метр при строительстве жилья с господдержкой не должен стоить больше, чем средняя зарплата по стране. Этот норматив остается актуальным. Но это не значит, что с ростом доходов должны расти и цены на жилую недвижимость. Президент предупредил:

    — Достижение уровня заработной платы в 1.000 рублей не означает, что метр жилья автоматически должен стоить столько же.

    Удобной альтернативой собственным стенам остается рынок арендного жилья. За шесть лет его введено только 745 тысяч метров, что составляет 2,6 процента от общего объема жилищного строительства. Есть с чем сравнивать. В Германии, например, этот показатель равен 58 процентам, в Швейцарии — 71 проценту. Между тем, как показывает практика, такое жилье в нашей стране очень востребовано.

    — Только в Минске на одну такую квартиру 150 и более желающих, — обратил внимание на цифры Александр Лукашенко. — Если есть спрос, почему не строить?

    Президент поручил Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому пересмотреть программы жилищного строительства, максимально увеличив долю арендного жилья с привлечением финансов предприятий и организаций. Ну и, конечно, не надо стягивать людей только в столицу и крупные города. Эффективность реализации Указа «О развитии городов–спутников» Александр Лукашенко считает невысокой и требует от Правительства активизации в этом направлении с увеличением объемов строительства жилья. Кроме того, одновременно в таких населенных пунктах надлежит создавать соответствующую инженерно–транспортную и социальную инфраструктуру. Помимо этого, центрами притяжения людей должны стать такие крупные города, как, например, Барановичи, Бобруйск, Молодечно, Орша:

    — В них надо развивать не только производства с хорошо оплачиваемыми рабочими местами, но и комфортную среду для жизни людей... Не надо там строить 25–этажные здания. Нужно создавать районы малоэтажной застройки. Сейчас наши предприятия выпускают современные комплекты индивидуальных домов в крупнопанельном исполнении на любой вкус. Неэффективно используемых земель в населенных пунктах хватает. Возьмите эти земли, отдайте их государственному застройщику, пускай там возведет хороший малоэтажный район. Чтобы людям не приходилось ждать по 5 — 10 лет, а была возможность приобрести такое жилье.

    Министру архитектуры Президент поручил реализовать в одном из таких городов пилотный проект по комплексной застройке земельного участка малоэтажными жилыми домами. Также министерству дано поручение установить обязательные правила по созданию комфортной среды в микрорайонах–новостройках:

    — Опережающее строительство сетей и дорог для районов жилой застройки, в том числе индивидуальной, — важнейшая задача для развития территорий. Правительству с губернаторами и банками необходимо решить вопрос, где и на каких условиях получить для этого средства.С учетом софинансирования владельцев этих участков и домов.

    Александр Лукашенко отметил, что многоквартирные кварталы строятся по принципу: меньше затрат — больше прибыли. Придомовая территория обустраивается минимально. В лучшем случае детская площадка, пара деревьев, а то и вообще только асфальт или плитка:

    — Как в таких каменных джунглях можно жить? Стыдно смотреть на новые кварталы. Год следующий на решение этой проблемы!

    Логично вытекают и вопросы к работе промышленных предприятий строительной отрасли. В процессе модернизации в них вложены значительные средства, но должной отдачи они все еще не приносят. Александр Лукашенко обращает внимание:

    — Мировые тенденции развития крупнопанельного домостроения направлены на минимизацию производственных операций на строительной площадке с переносом их в заводские условия. Мы провели модернизацию домостроительных комбинатов. Нарастили их годовые мощности до двух с половиной миллионов метров изделий. Создали хорошую базу для строительства экономичных, энергоэффективных объектов. Но отдачи не получили.

    По словам Президента, загрузка комбинатов на протяжении последних пяти лет не превышает 50 процентов. Из 13 модернизированных ДСК единицы работают эффективно. При этом экспорт услуг по строительству жилья за пределами страны в нынешнем году сократился почти в 2 раза. Александр Лукашенко ставит задачу:

    — Нужно разобраться, в чем причина такого падения. Конечно, и министр, и директора могут сослаться на высокие кредитные нагрузки, общее уменьшение рынка жилищного строительства и прочие факторы. Однако на самом деле, кто хочет найти работу, тот ее находит. Невзирая на трудности. Мозырский ДСК, Гомельский ДСК, МАПИД и ряд других комбинатов работают в стране и зарабатывают в России. Поэтому хватит ждать помощи от государства. Вы должны бороться за все сегменты строительного рынка от жилья до промышленных объектов. Премьер–министру вместе с губернаторами, вице–премьером и министром поручаю определить из числа домостроительных комбинатов основных застройщиков кварталов по стране и довести им напряженное задание по экспорту их продукции и услуг.

    Расчет только на собственные силы — ключевой посыл предприятиям. Президент раскритиковал работу цементных и стекольных заводов, которые так и не смогли заработать на полную мощность и обеспечить прибыльную деятельность:

    — Скажу одно: на государственную поддержку в виде денег или списания долгов не рассчитывайте!

    Совету Министров с Национальным и коммерческими банками Президент настоятельно советует выработать комплексные, взвешенные решения по имеющимся долгам. Тем более есть хороший пример работы Банка развития с предприятиями деревообработки:

    — Вот путь для банков. Не просто выдал–получил. А впрячься вместе с заводами для достижения результата. Не блокировать счета и наблюдать в стороне, а менять долги на акции и прямо участвовать в развитии предприятий.

    При этом Президент настоятельно рекомендует не питать иллюзий насчет приватизации предприятий отрасли. Проблемные предприятия никто за бесценок никому отдавать не намерен. Возможна только продажа по адекватной цене после вывода на эффективную работу:

    — Мы готовы продать — не вопрос. Вопрос в цене. А еще раньше нужно ответить, надо ли нам это. Если мы примем решение, что нам надо что–то продать, в том числе иностранному инвестору, критерии понятны. Первый критерий — это цена.

    По словам Президента, часто, когда инвестор заинтересован в приобретении какого–то предприятия, возникает вопрос, что будет с работниками — новый хозяин планирует уволить многих из них.

    — Я спрашиваю: и что мне делать с этими людьми? Ответа нет. Нам такие предложения не нужны. Главное — это люди. На уровень Главы государства вносите только комплексные предложения, если уверены, что они действительно эффективны и выгодны нам. Совмин должен разобраться с этим вопросом до 31 декабря этого года.

    Один из важнейших путей улучшения экономики отрасли — наращивание экспорта. Президент указывает на то, что Правительством все еще не выполнено поручение о развитии эффективной собственной товаропроводящей сети в Российской Федерации. Это создает предпосылки для коррупции и появления «серых» схем. Отсюда задача:

    — Требую от Правительства обеспечить эффективность и прозрачность торговли на внешних рынках. А от комитетов государственного контроля и госбезопасности, прокуратуры и МВД — жесткий контроль за этой работой. Министерству антимонопольного регулирования и торговли по каждому случаю создания искусственных барьеров для продажи нашей продукции на евразийском рынке проводить серьезное расследование и принимать незамедлительные меры... Экспорт и валютная выручка крайне необходимы для нас. Также важно, чтобы эта выручка поступала вовремя. Продавать и работать себе в убыток, годами ожидая расчетов, недопустимо!

    Совершенствования требует и работа на внутреннем рынке. Президент напомнил, что губернаторам и Правительству неоднократно давались поручения возродить строительные организации в регионах. Однако большинство из них все еще работают в убыток, а в некоторых районах их и вовсе нет. По–прежнему остаются актуальными проблемы в проектировании:

    — Проектирование ведется не два–три месяца, как мы договаривались. Оно растягивается на годы. Еще ни один объект, который находится у меня на контроле, не построился без корректировки проекта. А корректировка — это затягивание сроков и удорожание строительства.

    Александр Лукашенко отметил, что сейчас в стране строится порядка восьми тысяч объектов. Из них с превышением нормативного срока — половина. И в большинстве случаев причиной являются бесконечные корректировки проектов. Президент требует:

    — Проектировщик должен быть профессионалом и отвечать за принятые решения... Примите необходимые меры по повышению ответственности разработчиков за качество проектной документации и сроки ее подготовки.

    Кроме того, Александр Лукашенко призывает строителей не зацикливаться на типовом проектировании:

    — Типовыми могут быть промышленные здания, сооружения, трансформаторные подстанции, котельные. Но детские сады, школы и прочие социальные объекты должны быть оригинальными. Типовыми в них могут быть только технология, отдельные конструктивные элементы, узлы и детали, из которых они будут собираться. И повторяю: все должно утопать в зелени и цветах.

    Системная претензия к стройотрасли — излишняя зарегулированность. Александр Лукашенко потребовал от Правительства оптимизировать все нормы, сконцентрировать все отраслевое законодательство в «одних руках» и определить Минстройархитектуры единым органом, формирующим государственную политику в строительной сфере:

    — Только профильное министерство должно устанавливать строительные нормы. Задача остальных — определять нормы эксплуатации и обеспечивать контроль за их соблюдением. Предупреждаю всех, чтобы не уходили от заданной линии по либерализации и исключению излишних требований для бизнеса. Но не надо при этом с ним заигрывать. Не надо мешать, но в случае чего и спрос должен быть соответствующим.

    Правительству совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом надлежит завершить работу по приведению правовых актов в соответствие с Декретом № 7 к концу года. Кроме того, необходимо упростить административные процедуры с использованием онлайн–сервисов.

    Особое внимание необходимо уделить кадровой проблеме. За последние пять лет отрасль потеряла более 50 тысяч рабочих. Они уезжают на заработки за границу. Александр Лукашенко задает резонный вопрос:

    — Почему там не видно наших подрядчиков? Совмин так и не предпринял мер для того, чтобы все эти люди работали в белорусских организациях на территории других государств. Напоминаю Правительству, рост экспорта строительных услуг — важнейшая задача для всех.

    Кроме того, Президент поинтересовался, как так получилось, что у нас созданы разные условия по оплате труда для рабочих в Минске и регионах? Рабочий на стройке за пределами столицы за каждый час своей работы получает на один рубль меньше, чем такой же рабочий в Минске. За равный труд должно быть равное вознаграждение. Ну и конечно, важно заботиться о подготовке достойной смены для строителей:

    — У нас более чем достаточно профильных учебных заведений. Руководители строительных организаций должны напрямую работать с вузами и ссузами по целевому набору. А Правительству до 2020 года необходимо решить вопрос о привлечении организаций — заказчиков кадров к участию в софинансировании подготовки специалистов.

    Повышение зарплаты строителям — вопрос решаемый даже при нынешнем положении дел. Александр Лукашенко предложил конкретный вариант: сократить на 1,5 — 2% себестоимость и отдать эти деньги строителям.

    Но при этом застройщики должны нести ответственность перед людьми и делать свою работу качественно. Гарантийный срок эксплуатации дома в пять лет никто не отменял.

    ...Более четырех часов дискуссии пролетели незаметно. Разговор получился весьма интересным и, уверены, полезным для каждого участника. Министр архитектуры и строительства Дмитрий Микуленок вкратце рассказал о том, какие перемены ждут строительную индустрию. В частности, акцент будет сделан на строительство многоквартирного жилья без использования газового оборудования с полным переходом на электричество. Организации панельного домостроения задействуют в индивидуальном жилом строительстве. Причем застройку земельных участков для индивидуального жилья предлагается осуществлять комплексно единым застройщиком. По замыслу специалистов, это позволит вдохнуть жизнь в малые населенные пункты, повысив их привлекательность среди населения. Еще одна инициатива — переход от аукционов по продажам земельных участков к передаче их государственным застройщикам.

    Но для наращивания объемов строительства нужны крепкие подготовленные кадры. Как удержать их и не допустить оттока специалистов? Естественно, в первую очередь достойной зарплатой. В Министерстве архитектуры и строительства предлагают пересмотреть принципы формирования оплаты труда, предоставив возможность их формирования руководителям предприятий. Главная цель понятна: зарплата строителей в Беларуси должна быть сопоставима с уровнем зарплаты строителей в сопредельных странах.


    — Мы отработали вопрос повышения за счет внутренних резервов зарплаты по дефицитным профессиям на 35 процентов, — проинформировал заместитель Премьер–министра Владимир Кухарев.

     

    Президент, конечно же, такую постановку вопроса поддерживает. Но тут же обращает внимание на еще один принципиальный момент:


    — Не только зарплатой жив человек. Пора предприятиям подключаться к строительству арендного жилья. Постройте его за счет организаций и отдайте специалистам, в которых вы нуждаетесь, заключив с ними договоры. Через жилье мы «привязываем» работников к организациям. Это будет еще эффективнее, чем зарплата. Каждая строительная организация должна строить доступное арендное жилье для своих специалистов.

    Само собой, насильно никого не удержишь. И если уж работник решил поискать счастья на чужбине и ездит на заработки в другую страну — это его право. Но в таком случае он лично (живущие здесь его жена и дети, конечно, не в счет) должен наравне со всеми гражданами Беларуси участвовать в финансировании госрасходов, чтобы пользоваться услугами бесплатной медицины или, скажем, ЖКУ по субсидируемым тарифам. Подход рыночный, но вполне справедливый.

    — Жалоб будет много, но этим путем надо идти, — согласился председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис.

    Александр Лукашенко также поручил в течение следующего года решить проблемы взаиморасчетов (и не только в строительстве) и потребовал от Администрации Президента и Комитета госконтроля взять этот важнейший вопрос на жесточайший контроль. Правительство же должно определить участки для строительных организаций, чтобы они активнее строили не только социальное жилье с ограниченной рентабельностью, но и коммерческое.


    — Выработайте нормальные условия, и я уверен, что вы земельными участками обеспечите государственные и частные компании, которые имеют свои строительные организации, плотников, каменщиков, сварщиков и так далее. Кто под эти условия придет — получит земельный участок. Обязательно по конкурсу, — уточнил Президент.

    При этом он подчеркнул необходимость привлечения граждан, строящих индивидуальное жилье, к софинансированию строительства инфраструктуры. Ведь участки неподалеку от Минска и крупных городов приобретают, как правило, небедные люди.

    — Нашел деньги на особняк — поучаствуй в строительстве дороги, — резонно заметил Президент.

    Анатолий Лис поднял также проблему либерализации законодательства в сфере строительства:

    — Декрет № 7 упростил многие разрешительные процедуры. Вместе с тем от принятия решения до начала строительства мы все равно имеем продолжительный процедурный период. Зачастую по небольшим объектам он превышает сроки строительства в два раза и более.

    О зарегулированности строительной сферы говорил и директор научно–проектно–производственного предприятия «Стройтехнорм» Игорь Лишай. С его слов, противопожарные требования прописаны в документах Минстройархитектуры. Вместе с тем есть закон о пожарной безопасности, и МЧС определяет систему противопожарной стандартизации. Зачастую в этих параллельных системах разные требования.

    Кроме того, существующие нормы техрегулирования были разработаны в советское время и сегодня явно сдерживают развитие отрасли, посетовал Игорь Лишай:


    — Ведь уровень развития техники и технологий значительно вырос. Например, появляются новые материалы, способные заменить два–три слоя в кровле. Но применить их сложно, потому что мешают старые нормативы.

    Реакция Президента была мгновенной и жесткой — до 1 января навести в правовой документации порядок:

    — Я еще больше пяти лет назад поручил установить европейские гибкие нормы в строительстве. Немедленно упростить нормы там, где они останутся, а там, где мешают, — убрать. Пусть строят. Но обвалился потолок — застройщик должен ответить на всю катушку.

    Еще в первый день работы участники семинара посетили жилой комплекс «Новая Боровая», выстроенный по последнему слову технологий. На его примере все убедились в том, что, даже несмотря на существующие трудности, можно создавать комфортную жилую среду. Своим опытом в решении этого вопроса на семинаре поделилась директор общества с дополнительной ответственностью «Этерика» Светлана Шевлик:

    — Жилая среда должна становиться более разнообразной, необходимо использовать разные стили и цветовые решения. Мы работаем не только с белорусскими, но и европейскими архитекторами, чтобы брать лучшие наработки и внедрять в нашу практику. Школы, детские сады, поликлиники надо учиться делать индивидуальными и нестандартными. Многие домостроительные комбинаты имеют модернизированные производства. Но очень часто продолжают использовать типовые решения.

    Что же касается снижения себестоимости, то оно должно происходить за счет оптимизации технологических процессов, но никак не за счет ухудшения качественных характеристик жилья, считает эксперт.


    В целом решение всех проблем зависит в первую очередь от руководителей. В этом глубоко убежден Александр

    Лукашенко. Отсюда и простой, логичный вывод: с теми управленцами, кто не справляется или не хочет работать, необходимо без сожаления расставаться и отправлять их работать по специальности.

    Завершая разговор, Президент еще раз четко обозначил сроки исполнения всех принятых на семинаре решений. До нового года необходимо решить все оперативные вопросы:

    — Чтобы войти в новый год без этих «хвостов».

    На более сложные проблемы отводится срок до конца первого квартала. 35 незавершенных сверхнормативных домов должны быть введены в строй в течение первого полугодия будущего года. Это задачи для Правительства и Министерства архитектуры и строительства. Второй уровень — коммунальные предприятия. На их счет поручение такое:

    — Не ждите каких–то дополнительных указаний. Мы договорились. Разошлите всем губернаторам стенограмму. Там все сказано. Там даны поручения Президента. Если вдруг какие–то непонимания, стенограмма на столе — вот, сказал Президент. Я уверен, ни Минздрав, ни МЧС, никто к ним не прицепится.

    Предложения по совершенствованию нормативно–правовой базы также должны быть внесены в течение первого квартала. И отдельное поручение Премьер–министру Сергею Румасу:

    — Возьмите, как это вы делали будучи вице–премьером и особенно банкиром, под жесткий контроль — чтобы это было решено. Нельзя нам тянуть дальше. А министру просто мой совет: вице–премьер проконтролирует, посмотрите на свои организации. Почему эти работают нормально, а те хромают и работают убыточно. Посмотрите на этих руководителей. Посмотрите на все вопросы, которые были подняты, а их не масса, как это было 5 лет назад, тогда руководителям не на что будет ссылаться.

    Отметим еще одно обстоятельство: на семинаре–совещании рефреном звучало требование для руководителей всех уровней — работать на результат! Именно такой подход позволит оперативно и исчерпывающе решить обозначенные проблемы и уверенно двигаться вперед и строительной отрасли, и всей стране.

    kryat@sb.by

    konon@sb.by

    Фото БЕЛТА.

    Автор: Евгений КОНОНОВИЧ, Дмитрий КРЯТСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)