25 Апреля, 2019 Четверг

Лукашенко: основной критерий оценки судов — социальная справедливость

  • 08 апреля 2019 Политика 0

    Независимость. Справедливость. Доверие. Эти три слова чаще всего звучали на совещании по вопросам совершенствования деятельности судов общей юрисдикции, прошедшем в новом здании Верховного Суда. И это логично. Именно эти характеристики наиболее точно отражают уровень как деятельности судебной системы, так и прочности социального государства в целом. Люди очень тонко чувствуют их. Соотносят с собственной жизнью и делают выводы об отсутствии или наличии доверительного партнерства государства и общества. Никто не поспорит с тем, что в нашей стране с этим полный порядок. Поэтому и разговор о правосудии был выстроен именно с ориентацией на человека, что было четко обозначено Александром ­Лукашенко:

    — Основной критерий, которым руководствуются люди при оценке работы судов, — это социальная справедливость. Вы, наверное, заметили, я всегда говорю: люди, люди, люди. Не для какого–то популизма. Мне он не нужен. Мы действительно работаем для людей. Если говорим: государство для народа, — надо реализовывать эту формулу. Она является не только залогом доверия населения к судам и правосудию, но и важнейшей составляющей идеологии белорусского государства. 

    Президент говорил о социальной справедливости:

    — Запрос сегодня на эту справедливость колоссальный. Не только в славянских государствах. Во всем мире. Граждане должны быть уверены, что в суде найдут защиту своих прав и законных интересов. Это значит, их проблему услышат, вникнут в жизненную ситуацию. Примут аргументированное и взвешенное решение. И очень важно, чтобы человеку было понятно, почему суд вынес именно такое решение. Люди, пришедшие в суд, должны верить в его способность установить истину. Тогда им не придется в поиске правды обращаться к Президенту.

    А предваряла серьезный и глубокий разговор церемония открытия нового здания Верховного Суда. Символическую ленточку перерезали Президент, Председатель Верховного Суда Валентин Сукало и председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак.

    Новое здание Верховного Суда уже стало настоящим украшением Минска.

    Александр Лукашенко осмотрел несколько залов и рабочих кабинетов, ознакомился с функциональными возможностями здания. О них — в нашем отдельном репортаже. Здесь же скажем, что возможности сооружения поистине уникальные. Это мощный центр, вокруг которого будет формироваться судебная система завтрашнего дня на основе применения передовых информационных и коммуникационных технологий. Сама же атмосфера здесь вполне духоподъемная и торжественная. Не зря позже Александр Лукашенко называл новое здание Дворцом правосудия. Судейским работникам это определение пришлось явно по душе, и оно, скорее всего, будет узаконено. Во время короткой экскурсии Президент сделал лаконичное напутствие:

    — Успехов! Судите честно!



    А в начале разговора Александр Лукашенко поздравил всех судей с открытием их великолепного дворца. При этом заметив, что хотел бы, чтобы это сооружение стало чем-то большим, чем лишь местом, где вершится правосудие:

    — Здание получилось современным и функциональным. Оно символизирует авторитет судебной власти. Таким и должен быть Дворец правосудия. Я бы очень хотел, чтобы это не был какой-то небесный, отвлеченный храм. Очень хотел бы, чтобы это был светлый, добрый, чистый дом для всей судебной системы. Для всех судей. Чтобы, приезжая сюда, в любое время вы чувствовали здесь себя как дома.

    Символично, что новое здание Верховного Суда возведено напротив главного архитектурного символа белорусской государственности — Дворца Независимости. Президент особо отметил, что создание этого центра, построенного в дворцовом стиле, говорит о том, что мы раз и навсегда взяли курс на построение суверенного и независимого государства. И в этом государстве должны быть не только хорошо функционирующие ветви власти, но и нормальные символы каждой власти:

    — И пусть этот символ, который находится через дорогу от главного символа нашей страны — Дворца Независимости, символа нашего суверенитета и независимости, тоже станет символом суверенитета и независимости нашей страны.

    Совещание о совершенствовании деятельности судов общей юрисдикции собрало широкое представительство. В нем приняли участие руководители судов всех уровней и ряда государственных органов. Александр Лукашенко отметил важность того, что мероприятие проходит в расширенном составе. Все же необходимость встречи, глубокого и всестороннего разговора с судьями назрела давно. С момента предыдущего такого общения прошло около восьми лет. Пять лет миновало с момента‚ как были объединены общие и хозяйственные суды. Фактически, открытие Дворца правосудия стало своего рода зримым воплощением эволюционно проведенной в стране судебно-правовой реформы. Поэтому судьям было предложено обсудить, насколько эффективной является их работа. Президент отметил, что хотел бы, чтобы на совещании выступили все стороны, участвующие в судебных процессах. И представляющие обвинение и защиту. Представители государственных органов, с которыми часто контактируют судьи:

    — Чтобы высказали свои опасения, подозрения, свои настороженности или претензии к вам. Вы, в свою очередь, высказали бы то, чем вы болеете и что нужно еще сделать. Чтобы вы работали более эффективно.

    При этом Администрации Президента поручено тщательно проанализировать содержание и позже доложить Президенту о тех аспектах разговора, которые требуют его решения. В своем же выступлении Александр Лукашенко детально проанализировал те направления деятельности судейского корпуса, заострить внимание на которых требует сама жизнь. Прежде всего, убежден Президент, судьям надлежит быть свободными в принятии решений:

    — Не бояться прокуроров. Не зависеть от мнения следователей. Не оглядываться на местную и прочие власти. Руководствоваться только законом. Ваш Председатель и присутствующие здесь судьи за более чем два десятка лет, пока я работаю Президентом, меня не упрекнут, что я, где-то кого-то лоббируя, давил на суд, имея определенные рычаги и полномочия. Ни один из вас этого не скажет. Главная моя функция, наоборот, оградить вас в принятии судебных решений от всякого давления.

    В центре вашего внимания всегда должен быть человек. Надо переосмыслить кому-то видение своей профессии. Быть внимательнее к людям. А иногда и ставить себя на место людей. Только такой суд будет по-настоящему авторитетным и справедливым. Поэтому закон, справедливость. Я часто говорю: в законе все не пропишешь. На то и даны судье его голова и его опыт, честность, порядочность и принципиальность.

    Кадры, как и во все времена, решают все. Важнейшей задачей деятельности судебной системы Президент назвал формирование крепкого ее состава. При этом Александр Лукашенко заметил, что многие вопросы уже решены. Стабилизирована ситуация с текучестью кадров. Повысились престиж профессии и привлекательность работы судьи. Государство обеспечило достойный уровень заработной платы. Более того, в руках руководителей судов есть рычаги для повышения заработной платы. Сегодня же актуально говорить уже о качестве судейских кадров:

    — Их надлежащая подготовка и высокий профессионализм — непременное условие эффективности деятельности судебной власти. В первую очередь надо принципиально менять подход к кандидатам на судейские должности. В суд должны идти люди, обладающие высочайшими морально-нравственными качествами, широким кругозором, эрудицией и жизненным опытом. Это объективное требование современного общества. Я не хочу говорить, в каком возрасте ты можешь стать судьей. Вы тут определите сами.


    Поэтому Председателю Верховного Суда Валентину Сукало предложено подумать о критериях, которым должны соответствовать кандидаты на судейские должности. Кроме того, нельзя забывать о совершенствовании профессионального уровня действующих судей. Александр Лукашенко напомнил, что для этих целей создан целый Институт переподготовки судей. Однако его работу и сами судьи не считают удовлетворительной:

    — Учеба в нем порой формальна. Программы недостаточно адаптированы не только на перспективу, но и к современной жизни. Пора кардинально перестроить работу этого института. Привлекать туда наиболее грамотных, опытных и подготовленных специалистов, практиков и психологов. Я думаю, нам это под силу.

    Непримиримая борьба с коррупцией — один из краеугольных камней белорусской государственной политики. Не могла остаться в стороне эта тема и в разговоре с судьями. Как в общегосударственном контексте, так и в плане чистоты рядов судейского корпуса:

    — Не скажу, что это уж так распространено в судейском корпусе, но парадоксально — суды выносят вердикты по коррупционным преступлениям, и в то же время отдельные судьи сами нарушают закон. За последние несколько лет шесть ваших коллег были осуждены за коррупцию. Не скажу, что мы проконтролировали всю систему на предмет коррупции, но факт есть факт. Вы знаете, сколько еще уволили тех, кто запятнал себя. Это‚ безусловно‚ бросает тень на всех вас. А ведь абсолютное большинство трудится честно и добросовестно. Принято всегда сравнивать. Жизнь есть жизнь. Вот наш судейский корпус и соседи, с которыми мы жили в одном государстве. В этом плане я даже не сомневаюсь: то, что в белорусском судейском корпусе, — это космос. Непримиримая борьба с коррупцией — дело чести самой судебной системы. Чистота судейских рядов — основа ее авторитета. Людей, склонных к злоупотреблениям, нечистых на руку, надо выявлять и немедленно от них избавляться. Потому что дальше будет хуже. И здесь я поддерживаю позицию Председателя Верховного Суда, который при моем жесточайшем отношении к коррупции иногда даже жестче, чем Президент, оценивает некоторые факты. И это правильно.

    Одно из важных слагаемых независимости белорусской судебной системы в том, что при ее реформировании Верховному Суду были предоставлены полномочия по организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению судов. Он руководит всеми процессами их жизнедеятельности, не оглядываясь на сторонние структуры. Аналогов такой модели в мире, пожалуй, нет. Именно с целью добиться абсолютной самостоятельности судов и было в свое время принято такое решение Президентом. Сегодня Александр Лукашенко делает акцент еще и на том, что судебная инстанция обязана действовать стратегически, работать на опережение и, самое главное, быть инициативной:

    — Для нас это очень важно. Вы должны отслеживать все, что происходит в обществе. Приоритетной для Верховного Суда должна стать и аналитическая работа. Необходимо в полную силу задействовать мощный интеллектуальный потенциал, которым он располагает. В первую очередь это касается формирования единых подходов к применению законодательства всеми судами. Для этого следует повысить качество работы пленума и Президиума Верховного Суда.

    Президент обратил внимание на то, что здание Верховного Суда возведено с определенным запасом. Здесь замысел масштабный. Тут должен быть центр белорусской юридической, правоведческой мысли. Тут должны проводить свои и совместные мероприятия любые структуры, так или иначе связанные с судами: правоохранительные органы, прокуратура, Министерство юстиции, адвокаты. Ведь, как справедливо заметил Александр Лукашенко, именно в суде главным образом приходит к логическому завершению та работа, которая начинается на уровне названных государственных институтов. Кроме того, Президент предлагает усилить роль Верховного Суда в законотворческом процессе:

    — В ходе реформы Верховный Суд признавал необходимость разработки единого Гражданского процессуального кодекса. Но за пять лет так и не приблизился к решению данной задачи. Пора активизировать эту работу, чтобы завершить кодекс в ближайшее время. Он вам нужен прежде всего.


    Ждет Президент от Верховного Суда и тщательного анализа проведенной судебной реформы с четкими выводами: что еще осталось невыполненным:

    — Знаю, что слабо используется медиация — возможность примирения сторон до принятия решения по спору, не востребован институт третейского суда. У нас должен быть общедоступный электронный банк судебных решений. Если вы видите и другие проблемы, очень хотелось бы, чтобы вы сегодня об этом сказали. Я очень хочу, чтобы это совещание было практичным. Чтобы из этого совещания вы вынесли какие-то предложения на мой уровень. Чтобы вы не остановились и не почивали на лаврах.

    Ну и, конечно, нужно смотреть на несколько шагов вперед. Мы строим IT-страну, и судебная система должна развиваться в русле этого масштабного проекта. Современные реалии требуют ускорить работу по ее информатизации. Президент ориентирует судей:

    — Использование IT-техно-логий в вашей деятельности позволит рационально удешевить судопроизводство, сократить судебные расходы. Суды имеют необходимое оснащение для фиксации судебного процесса. Когда вы полноценно будете пользоваться этими технологиями? Что мешает отказаться от бумажных протоколов судебного заседания? Сегодня уже пора приступать к формированию электронных дел.

    Александр Лукашенко предложил к 1 сентября 2020 года осуществить полную цифровизацию судебной системы до областного уровня, но по возможности с ориентацией и на самый низкий — районный. Администрации Президента поручено взять этот проект под контроль и к его реализации подключить Парк высоких технологий и Оперативно-аналитический центр:

    — Эти новации существенно повышают открытость и прозрачность правосудия. Внедрение электронного судопроизводства учитывается при составлении международных рейтингов, определяющих уровень развития и инвестиционной привлекательности государства. Верховному Суду надо уделить серьезное внимание информатизации судов.

    Судьям, конечно же, необходимо понимать, что цифровизация их деятельности, помимо высокой степени ответственности, требует и серьезной личной подготовки. Эмоции, которые порой прячутся за сухой строкой бумажного протокола судебного заседания, окажутся на виду, например, при онлайн-трансляциях из залов судов. Мировая практика говорит о том, что идет движение именно в таком направлении. Президент обратил внимание участников совещания и на этот существенный нюанс. Отметив также, что Верховный Суд не должен оставаться в стороне от магистральных направлений развития государства и общества:

    — Принимаемые меры по стимулированию предпринимательской активности и развитию цифровой экономики требуют правовой защиты этих процессов со стороны судебной власти. Задача Верховного Суда — сделать так, чтобы отечественная судебная система отвечала лучшим стандартам правосудия. Пользовалась авторитетом в юридическом сообществе как нашей страны, так и за рубежом. Такой подход будет в значительной мере способствовать развитию инновационных технологий, привлечению иностранных инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики.

    По завершении президентского выступления слово взял Председатель Верховного Суда Валентин Сукало.Говоря о задачах судов, он подчеркнул: необходимо добиться того, чтобы понятия правосудия и справедливости в сознании общества окончательно стали словами-синонимами. Немаловажными условиями для этого являются открытость, публичность судебной системы. Кроме того, правосудие должно стать еще более экономным, оперативным и современным — этого люди ждут теперь от судебной системы страны. Также Председатель Верховного Суда заявил об особой роли технологической оснащенности и применения электронных новаций в деле отправления правосудия.

    Выступивший затем Генеральный прокурор Александр Конюк обратил внимание участников совещания на тот факт, что электронное правосудие, на которое сейчас переходит судебная система, сделает любую ошибку судьи или прокурора еще более заметной, поэтому спрос и государства, и общества в правовой сфере будет ужесточаться. Этот тезис он проиллюстрировал неожиданным примером:

    — Буквально вчера лишился должности один из районных прокуроров страны. Это случилось ввиду его личностных и профессиональных недостатков, на которые нам справедливо указали и представители судов.

    Генпрокурор указал, что прокуроры, как и судьи, находятся на виду у людей, и реакция на минусы в их работе должна быть незамедлительной.

    Подводя черту под первой частью совещания, Президент еще раз заострил внимание на теме независимости судебной ветви власти. Это фундаментальный, основополагающий принцип ее функционирования, который закреплен в Конституции. Статья 110 Основного Закона гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону». На эту тему Глава государства рассуждал так:

    — Часто говорят, что судебная ветвь власти должна быть независимой. Смею вас заверить, исходя из моего опыта, я очень внимательно изучаю этот тезис. Скажу откровенно: судебная власть, насколько я это понимаю, в нашем государстве является независимой и защищенной. Если кто-то из судей считает, что я не все знаю, отвечу, что вы сами в этом виноваты. Это может называться только одним термином — круговая порука.

    При этом Президент отмечает, что такое явление иногда проявляется преимущественно на местах. В высших судебных инстанциях оно практически невозможно:

    — У меня нет фактов, что Председатель или руководство судебной системы где-то плохо работают. Я смело говорю о том, что у нас самая независимая судебная система, потому что Глава Администрации Президента знает, насколько жестко я отношусь, когда поступает информация, что кто-то из начальников снял трубку и позвонил судье: вы там посмотрите. Это последний день его работы! Если я этого не увидел, а вам позвонили и вы промолчали — это ваши проблемы. Когда-то это вылезет. Не бывает, что эта тайна останется за семью печатями. Поэтому еще раз говорю: если кто-то вам мешает отправлять правосудие честно, справедливо, по закону принимать решения — один только звонок. И вы знаете, кому позвонить, кроме меня. Поэтому смотрите сами. Я ведь понимаю, что вы живете в реальной жизни. Кто-то влиять пытается, кто-то давить. Ваша такая судьба. Поэтому реагируйте достойно. Как реагировать, я как Глава государства вам предлагаю. Найдите возможность проинформировать о недостатках. И моя реакция будет такой, как я только что сказал. Я всегда встану на вашу защиту.

    При таких подходах государство вправе рассчитывать и на принципиальную твердость судей в вопросе чистоты своих рядов:

    — Если судья нечестный, такие факты бывают, это очень плохо. Может провороваться любой чиновник, но если судья — это все.

    Говоря о завершившейся судебной реформе, Александр Лукашенко обратил внимание на то, что процесс совершенствования — постоянный и непрерывный. Это тоже надлежит учитывать при планировании работы:

    — Мы не остановимся на том уровне реформирования, который произошел на сегодняшний день. Мы будем двигаться вперед. И не только по тем направлениям, которые волнуют, Валентин Олегович, вас, но и глобально. Государственно!

    А о том, что мы движемся в верном направлении, говорит то, что к нам едут зарубежные партнеры учиться и перенимать опыт. Причем такие случаи не единичные, а сложились в тенденцию. Значит, все делаем правильно и триединый принцип построения судейской системы — независимость, справедливость, доверие — работает.

    После того как Президент убыл, участники совещания перешли к обсуждению практических вопросов. Слово взял Председатель Верховного Суда Валентин Сукало — он обозначил задачи судебной власти, перечислил проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время. Эти этапы, по его словам, можно назвать «дорожной картой судебной системы».

    Валентин Сукало особо остановился на укреплении роли судов как инициаторов и координаторов законодательных новелл в государстве. Кроме прямой задачи по осуществлению правосудия, судебные органы должны особое внимание уделить анализу своей деятельности. Вероятно, сказал Валентин Сукало, имеет смысл создать при областных и Верховном Суде аналитические группы или центры, которые будут как вырабатывать рекомендации для всей правоохранительной системы, так и давать прогнозы Президенту и Правительству по стратегически важным правовым вопросам.

    — У англичан существует поговорка: не проси у Бога то, что может сделать правосудие, — сказал Председатель Верховного Суда. — Так вот, интеллектуальный потенциал нашего правосудия вполне позволяет поднять аналитическую работу на новый уровень — например, через обобщение судебной практики и соответствующие постановления Верховного Суда.

    В числе задач правосудия на ближайшие годы названы необходимость расширения апелляционного производства и изменение подходов к нему в экономических судах; пересмотр вопросов компетенции Верховного Суда, которому, возможно, не следует исполнять задачи судов первой инстанции, взяв на себя лишь кассационные, апелляционные функции. Следует ускорить разработку единого Гражданского процессуального кодекса — эта задача в ходе судебной реформы пока так и не выполнена. Потребуется также перераспределить кадры внутри системы, не увеличивая численности судей.

    Особое внимание в своем выступлении Валентин Сукало уделил известной проблеме консервативности судейского корпуса. Он призвал судей отойти от шаблонов, от стереотипов в ежедневной практике:

    — Не бойтесь принимать смелые, необычные, даже рискованные решения, если в итоге они правильные и справедливые.

    Как бы иллюстрируя эту проблему, Председатель Верховного Суда сказал, отчего сравнительно медленно внедряются современные технологии в деятельность судов. По его мнению, многим судьям проще действовать так, как они делали многие годы — работать в среде «бумажного» судопроизводства.

    — Там, где руководители судов молодые и энергичные, вопросов с использованием высокотехнологичных решений не возникает. Остальные предпочитают флешке стопку бумаги. Но как мы с такими привычками собираемся работать в государстве, которое активно переходит на электронный документооборот? — задал риторический вопрос Валентин Сукало. — Причем у нас есть все для того, чтобы решить эту проблему, — и средства, и специалисты. Нет пока среди некоторых судей готовности трудиться по-новому.

    Председатель Комитета государственной безопасности Валерий Вакульчик констатировал, что представители судебной системы наиболее подвержены попыткам давления со стороны участников процесса и их сторонников:

    — Мы фиксируем многочисленные факты попыток оказания психологического воздействия на конкретных судей. Особенно по материалам так называемых радикальных, политизированных формирований. С целью принуждения к вынесению выгодных решений организуются информационные кампании. Ни о какой справедливости в этих условиях с их стороны речи идти не может. Это незаконные и несправедливые действия. Хочу особо отметить: мы видим то, что эти попытки не достигают результата. Несмотря на оказываемое давление, фактов отказа от рассмотрения острых уголовных и административных дел, попыток перекладывания ответственности или принятия противоречивых решений со стороны судей не зафиксировано. 

    Вместе с тем Валерий Вакульчик с сожалением отметил, что случаются и явления, не подобающие высокому статусу судей:

    — Я веду речь о коррупционных проявлениях и преступлениях. Однозначно имеет место тенденция к снижению этих проявлений. В целом обстановка здоровая. Ей способствует принципиальная, даже жесткая оценка со стороны руководства судов во всех случаях — как по проступкам, способным привести к преступлениям, так и по уже совершенным коррупционным деяниям. Мы видим, что сама судебная система отторгает явления, способные ее дискредитировать. Это очень важный момент. 

    Председатель Следственного комитета Иван Носкевич привлек внимание участников совещания к проблеме технологического усовершенствования правосудия. Очевидно, сказал он, что именно суды должны быть застрельщиками в формировании электронного судебного и досудебного производства. Потому что на них лежит ответственность за принятие окончательных решений, определяющих судьбы людей. Иван Носкевич предложил, коль скоро все правоохранительные и другие государственные органы вступают на стезю информатизации, объединить усилия в этом деле.

    Также председатель СК попросил судей более критично подходить к оценке качества работы следователей:

    — Ваши замечания мы расцениваем как ресурс для принятия управленческих решений. Поэтому прошу очень принципиально подходить к нарушениям, допущенным следствием.

    Важное предложение в ходе совещания сделал Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.Он обратил внимание на тот факт, что в действующей Конституции — в той главе, которой определяются принципы правосудия, — даже не упоминается Верховный Суд. По мнению Миклашевича, эта ситуация требует внесения поправок в Основной Закон:

    — Необходимо в Конституции закрепить конституционно-правовой статус Верховного Суда, определив его высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным, экономическим делам, подсудным судам общей юрисдикции. Установить также в общей форме компетенцию Верховного Cуда по осуществлению надзора (в установленном законом порядке) за деятельностью судов общей юрисдикции и право давать разъяснения по вопросам судебной практики.

    Министр юстиции Олег Слижевский говорил о проблеме исполнения судебных постановлений. От этого, заметил он, зависит авторитет самой судебной власти:

    — Если сравнивать нынешний и дореформенный периоды, эффективность исполнения судебных решений значительно повысилась. Однако мы замечаем, что при вынесении постановлений по делу судьи стали реже задумываться о том, как эти постановления потом будут исполняться. Да, судья должен беспристрастно оценивать правовые ситуации с точки зрения закона, вместе с тем хотелось бы, чтобы он оценивал и последствия своих решений. Потому что, например, налагая существенное имущественное взыскание на человека, у которого нет никакой финансовой возможности это взыскание погасить, он выносит заведомо неисполняемое постановление. В этом случае абсолютно перестает работать принцип неотвратимости наказания. И, к сожалению, когда судебные исполнители выносят в суд представления о замене наказания, удовлетворяется лишь треть таких представлений.

    Министр юстиции предложил судьям более взвешенно и внимательно подходить к рассмотрению таких ситуаций.

    Не менее важны были и вопросы, поднятые другими участниками совещания. Первый заместитель Премьер-министра Александр Турчин сказал о важности доверия к судебной власти со стороны представителей бизнеса и привел пример, когда суд справедливо и скрупулезно разобрался в деле небольшого предприятия. Заместитель Главы Администрации Президента Валерий Мицкевич коснулся темы совершенствования законодательной базы и указал на необходимость корректировки кадровой работы, особенно при отборе кандидатов в судьи областными судами. Председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов заявил о необходимости выработки взаимосогласованных подходов по применению отдельных положений Налогового кодекса со стороны как судебных, так и контролирующих органов.

    Кроме упомянутых вопросов, совещание рассмотрело также проблемы нотариата, адвокатуры и других правовых институтов. 

    Подводя итог работе совещания, Глава Администрации Президента Наталья Кочанова еще раз напомнила о ключевом подходе в деятельности всех государственных институтов:

    — Самое главное в работе каждого из нас — это люди и справедливое отношение к ним. А все принимаемые решения должны быть во благо государства. Такой посыл должен быть главным для каждого государственного служащего в стране и представителя судебного корпуса.

    Работу судей Наталья Кочанова сравнила с трудом медиков, от которых также зависят судьбы людей. Вникать в каждую ситуацию как в личную ориентирует и Президент. В пример Глава Администрации привела совсем свежий факт. Еще шло совещание, а она уже получила поручение Президента разобраться в такой ситуации. Александр Лукашенко прочел в интернете, что трудовой коллектив заступается за руководителя, который задержан по подозрению в совершении преступления. Наталья Кочанова сообщила:

    — Сейчас мне дано поручение детально разобраться по этому вопросу и доложить Президенту.

    Глава Администрации высказала мнение по некоторым вопросам, которые поднимались на совещании. В частности, о подготовке юридических кадров:

    — Вы абсолютно правы, говоря о том, что подготовка юристов должна быть другого качества. Мы обсуждали эти вопросы. Будем признательны, если судейское сообщество представит свои предложения. С Министерством образования мы об этом уже говорили. Все определяют люди. Их профессионализм в любой отрасли, где бы ни работали эти специалисты. Был период, когда готовилось очень много юристов, экономистов. Улучшилось ли от этого качество подготовки — вопрос. Поэтому давайте и ваши предложения. Мы учтем их обязательно. В ближайшее время можем даже встретиться вместе для того, чтобы определить подходы в подготовке специалистов. Это основополагающее — кто придет завтра работать в судебную систему, очень важно для страны.

    Гласность и открытость судопроизводства — тоже важные составляющие работы. Поэтому Глава Администрации призвала судей активнее сотрудничать со СМИ:

    — Очень важно, чтобы информация, которая размещается в СМИ, была достоверной. Мы работаем над этим вопросом. И Администрация, Министерство информации. Много дебатов идет по этому вопросу. Совсем недавно была принята Концепция информационной безопасности. О чем хотелось бы попросить вас. Пожалуйста, вы тоже должны активно работать с нашими средствами массовой информации. По основным концептуальным вопросам вы должны высказывать свое мнение. Важно слышать мнение профессионалов. Здесь надо активно сотрудничать. Надо слышать профессионалов. И если не будут выступать люди, которые знают точно эти вопросы, тогда информационное пространство будет заполняться ложной информацией, недостоверной.

    Наталья Кочанова также подтвердила готовность напрямую принимать информацию о фактах попыток давления на суд:

    — Если есть случаи, когда вас не слышат где-то, пожалуйста, вы вправе обратиться. Двери Администрации, равно как и любые телефоны, доступны для вас. Вы в любую минуту можете позвонить. Этот посыл, о котором говорил Президент, я всегда доношу до руководителей местных органов власти. Он всегда говорит: я для любого руководителя должен быть доступен. Потому что бывают случаи, когда действительно надо вмешательство Президента. Если есть такие вопросы, конфиденциальные, вы можете позвонить, и мы всегда найдем возможность донести это до руководителя нашей страны.

    Наталья Кочанова отметила, что в прошлом году в Администрацию поступило 24 тысячи обращений, из них практически 2,5 тысячи — это обращения, которые касаются судебной власти. Зачастую они касаются осуждения близких. Никому нельзя отказать в приеме, если человек просит его выслушать, но и менять постановленные судом справедливые решения никто не вправе. Но внимательное отношение к человеку, гражданину в любом случае должно всегда оставаться в центре внимания власти и всех ее ветвей.
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)