25 Апреля, 2024 Четверг

Основа Союза: равные условия плюс политическая воля. Президент встретился с Григорием Рапотой

  • 10 июля 2019 Политика 0

    В ближайшие дни Александр Лукашенко проведет встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным. В ее преддверии Президент принял Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России Григория Рапоту. Судя по содержанию состоявшегося разговора, диалог на высшем уровне обещает быть весьма серьезным и основательным. К обсуждению будут предложены как стратегические, так и тактические назревшие проблемные вопросы. Но базовый незыблемый принцип определен Главами государств ранее, и Президент напомнил об этом:

    — Суть заключается в том, что мы договорились с Президентом Путиным о том, что мы не будем ломать договор. Потому что если мы влезем в ломку договора, мы разрушим вообще все, что создано за это время. Это во–первых. А во–вторых, договор же в полном объеме не реализован. Он сегодня актуален. Поэтому Президенты решили, что нельзя трогать договор, а надо просто выработать документы, материалы. Мы назвали это программой действий по дальнейшей интеграции Беларуси и России в рамках союзного договора. Мы определили те рамки, точки, вехи, расставили флажки, как охотники говорят, за которые мы выходить не должны — то, что мы не можем сегодня реализовать.

    Александр Лукашенко не только не скрывает проблем в белорусско‑российском диалоге, но и отмечает свою неудовлетворенность тем, что в настоящее время в деле союзного строительства акценты снова сместились на высший уровень:

    — К сожалению, в очередной раз могу отметить — многие вопросы планируется вывести на уровень Президентов. В том числе и по набившим уже оскомину очень развернутым разговорам вокруг работы совместной рабочей группы: министр экономики России, министр экономики Беларуси — Орешин — Крутой. Ведут группы под их руководством диалог по наполнению договора о союзном строительстве.

    Диалог ведется, но о его эффективности пока говорить сложно. Иначе бы, действительно решение как принципиальных, так и текущих вопросов не выносилось бы на президентский уровень. Но надо понимать, что скорейшее решение спорных вопросов необходимо еще и потому, что промедление рождает вольные трактовки сути взаимоотношений двух стран. На этом Александр Лукашенко сделал особый акцент:

    — Мы (с Владимиром Путиным. — Прим. ред.) ответили на самый главный вопрос, который подбрасывался со всех сторон, не знаю, с какой целью. Войдет Россия в состав Беларуси или Беларусь в состав России или нет. Мы ответили, что этого сегодня делать вообще не нужно. Даже разговаривать на эту тему. И Путин на этот вопрос отвечал, и я тем более. Нет такой необходимости.

    По словам Александра Лукашенко, суть договоренностей глав государств состоит в решении двигаться в деле союзного строительства поступательно:

    — Мы должны идти шаг за шагом. Степ бай степ, как принято сегодня модно говорить. Для того, чтобы реализовать положения союзного договора. Конечно же, есть принципиальные, большие вопросы, которые мы решили отразить в программе действий по реализации союзного строительства. Есть вопросы текущие, без решения которых вообще нечего говорить о какой‑то интеграции, каких‑то программах.

    Текущих вопросов в белорусско‑российском диалоге сегодня действительно немало. Они неновы. Президент четко обозначил наиболее очевидные из них:

    — Например, у нас сегодня порядка 80 предприятий закрыты Россельхознадзором или каким‑то там органом России. Может быть, и правительством — скорее всего правительством — закрыты к поставкам нашей продукции в Россию. То есть нам — 80 предприятиям переработки — запрещена поставка продукции на российский рынок. Притом под надуманным предлогом. Ведь можно принять и обосновать любое решение. Но если мы так друг с другом сегодня строим отношения, о какой общей валюте, вхождении или объединении государств можно говорить? Надо расчистить, этого просто быть не должно в отношениях между двумя государствами. Или, допустим, доступ к госзаказу. Все должны быть в равных условиях. И предприятия России, и предприятия Беларуси. Или промышленная кооперация, о которой мы много говорим. Или налоговый маневр, который подкинули вместо таможенных пошлин, о которых мы договаривались, что их вообще в ЕАЭС быть не должно, не то что в Союзном государстве. Или истекли уже фактически сроки по договорам на поставки природного газа и нефти на будущее. Куча вопросов, которые не решаются. И мы договорились, что, решая стратегические вопросы, мы параллельно будем решать и вопросы тактического характера, которые лежат на поверхности и вопиют. Без решения этих вопросов вообще с нашей стороны и разговаривать не о чем.

    Александр Лукашенко сказал Григорию Рапоте, что обращает его внимание на проблемные моменты для того, чтобы и Госсекретарь в них вник, держал под контролем и участвовал в переговорах как руководитель аппарата Союзного государства:

    — Я это говорю к тому, что уже прошло столько переговоров и вот мне сегодня докладывают, что одни обещания. Переговорная группа натолкнулась на какой‑то вопрос, правительство России, в том числе премьер Медведев, обещает дать все команды, распоряжения, чтобы в комплексе решать вопросы. Потому что так тактика определена ведения переговоров. Пообещали — забыли. Второй раз пообещали — забыли. То есть идет непонятное торможение этих процессов. И почему я так публично об этом говорю? Потому что уже завтра нам встречаться с Президентом Путиным в Питере и обсуждать итоги этих переговоров, а обсуждать нечего на сегодняшний день. Поэтому я попросил вас взять этот вопрос под контроль и поставить жестко вопрос перед российской стороной о том, что мы должны буквально за несколько дней выйти на какие‑то итоги. Чтобы мы могли обсуждать и выработать повестку дня и обсуждать эти вопросы с Президентом Путиным 17 — 18 июля в Питере. Вы, наверное, знаете об этой встрече. Просто встретиться и посидеть друг перед другом, ни о чем не говоря, наверное, уже это время ушло.

    Президент акцентировал внимание на том, что отсутствие конкретики в информации о движении в деле союзного строительства порождает всевозможные слухи и домыслы:

    — Уже люди сегодня — у нас все газеты, особенно оппозиционные: что они там тайно будут решать в Валааме? Да мы не собираемся на Валааме что‑то тайно решать. Это Президента России предложение. Это наша православная святыня. Я там просто должен побывать. Я ему благодарен (В.В.Путину. — Прим. ред.), что он мне ее лично покажет и расскажет, как он воссоздается, что сделано там. Ничего тайного. Но коль нет подвижек и мы ничего не говорим — тогда конспирология. Вам известно, как это бывает… Поэтому слишком много вопросов, которые надо решать. Да и по графикам проведения наших органов высших — союзного правительства, Высшего государственного Совета. Я думаю, надо, договорившись здесь, потом формализовывать на Высшем Госсовете эти документы, но предварительно рассмотреть на союзном Совмине. Времени совсем не осталось. Загнали себя в угол и ничего не делаем для того, чтобы выйти оттуда.

    Григорий Рапота поддержал Алек­сандра Лукашенко в том, что Постоянному комитету Союзного государства следует подключиться к работе совместной рабочей группы для обсуждения проблемных вопросов интеграции. Текущую ситуацию он обрисовал так:

    — Есть одна деталь. Она заключается в том, что Постоянный комитет не включен в рабочую группу. Поэтому мне очень сложно комментировать, о чем они там договорились. То есть я в курсе дел в целом, но мне сложно комментировать по существу каких‑то договоренностей или недоговоренностей.

    При этом Госсекретарь отметил, что постком даже в таких обстоятельствах не самоустраняется от процессов развития двусторонних отношений:

    — Это наша прямая обязанность и ответственность — развитие российско‑белорусских отношений. Мы этим занимаемся в ежедневном режиме. Как только началась работа совместной группы, мы, естественно, предложили свое видение ситуации. Уверен, что это будет использовано. Если потребуется наше более активное участие, мы к этому готовы.

    По завершении встречи Президент как председатель Высшего государственного Совета поручил Министерству иностранных дел проработать вопрос участия представителей посткома в деятельности белорусско‑российской рабочей группы.  Григорий Рапота заверил, что Постоянный комитет готов делать все от него зависящее, чтобы Союзное государство развивалось в соответствии с договором от 1999 года:

    — Там очень много серьезных позиций, которые требуют своего развития.

    Госсекретарь убежден, что основой Союзного государства должны быть политические, военные отношения, сотрудничество в области внешней политики, а также создание единой структурной промышленной политики, транспортного, энергетического пространства. При этом Григорий Рапота делает акцент на необходимости большего практического наполнения совместной деятельности:

    — Тут еще очень‑очень много работы. Причем работы не столько в юридической плоскости, потому что каких‑то серьезных правовых препятствий для развития сотрудничества у нас нет. Многое уже отработано. Но нам нужны значимые, серьезные проекты.

    Примеры больших успешных проектов, разумеется, есть. Наиболее значимый — строительство БелАЭС. Такую практику следует развивать. Что касается совместной группы, тот тут Григорий Рапота считает, что нужно дождаться оглашения итогов ее работы, а затем принимать решения о дальнейших действиях:

    — Сейчас активно работает рабочая группа. Естественно, у них там будут какие‑то подвижки, я почти уверен в этом. Они доложат на встрече в Санкт‑Петербурге Президентам. Давайте подождем и посмотрим, что там нас ожидает.

    При этом Госсекретарь отмечает, что для решения любой задачи нужны две составляющие — политическая воля, взаимопонимание плюс достаточный уровень компетенции у исполнителей. Тогда решение любых задач будет по силам.

    kryat@sb.by

    Фото БЕЛТА

    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)