20 Апреля, 2024 Суббота

Учитель — центральная фигура в нашем обществе

  • 27 августа 2019 Политика 0

    В последние августовские дни, пожалуй, нет темы важнее, чем грядущее начало нового учебного года. Ведь, по большому счету, в каждой белорусской семье есть или школьник, или студент, или детсадовец. Так или иначе, мы в постоянном контакте с педагогами. Надо честно признать, во многом общество перед учителями в долгу. В том числе и в плане адекватной оплаты их труда. Об этом Президент прямо говорил во время рабочей встречи с министром образования Игорем Карпенко. Государство здесь ищет необходимые ресурсы и, нет сомнений, найдет. Однако и ожидания от педагогического труда не понижаются. Александр Лукашенко сказал об этом так:


    — Учитель не должен забывать, что его призвание таково, что место работы его не только в школе. Он вообще центральная фигура в нашем обществе. Это обладающий знаниями человек. И он вместе с врачом, особенно в средних, малых городах, в селах, агрогородках, — главные звезды и светила. Они должны нести знания людям. Они воспитывают людей.


    Образование — вне политики


    Во время встречи Президент заострил внимание на том, что не стоит проводить некие политические параллели с его требованием относительно организации учебного процесса в начале нового учебного года:

    — Дети идут в школу. Обычные требования. Чтобы опять наши «свядомыя» не посчитали, что Президент предвыборную кампанию проводит и так далее. Я в Парламент не собираюсь избираться. Поэтому никакой предвыборной кампании у Президента нет и быть не может. А то, что в стране парламентские выборы, то я как Глава государства (с меня обязанности еще никто не снимал) обязан заниматься этими политическими вещами. По крайней мере, координировать эту работу — ни для кого не секрет. Поэтому я это к тому сказал, что не хотелось бы, чтобы и эта встреча была оформлена прежде всего так называемыми «свядомымi» как предвыборная какая-то кампания. Я всегда интересуюсь ситуацией в школе. Притом публично это делаю. В разных формах. И в этот раз это только начало — ваш сегодняшний доклад. Я постараюсь побывать в День знаний или же в другие дни в наших школах, чтобы еще раз окунуться в проблемы, которыми живет наша школа.

    Комплексный подход


    Во время разговора Президент констатировал верность принятого в свое время решения практиковать строительство комплексных учебных заведений, включающих в себя дошкольную и школьную компоненту. Не повсеместно, разумеется, а там, где это необходимо и оправдано как с экономической, так и социальной точек зрения. Глава государства также сделал акцент на том, что все без исключения дети к началу нового учебного года должны быть обеспечены всем необходимым:

    — Самое главное мое требование в первые дни школы — вы, кстати, как коммунист (Игорь Карпенко ранее возглавлял Коммунистическую партию Беларуси. — Прим. ред.это лучше всего чувствуете — дети должны быть одинаковы. Что я имею в виду? Они должны быть хорошо одеты. Я не говорю, что одинаково. Но хорошо одеты. Кто дешевле, кто богаче. Мы богатых не заставим одевать своих детей проще… Но все детки, у нас не такие богатые семьи, они должны быть прилично одеты. Они должны прийти с приличными ранцами, рюкзаками, портфелями в школу. Они должны иметь такие же учебники, как все дети. Поэтому надо в оставшиеся дни (я знаю, что очень много делается сейчас для того, чтобы одеть детей и нормально они могли пойти в школу), надо в эти дни обратить внимание на тех, кто в силу определенных обстоятельств, попав в какую-то ситуацию, не может уделить достаточно внимания детишкам своим.

    В наступающем учебном году белорусские учебные заведения примут 436,7 тысячи дошколят, 1 миллион 30 тысяч школьников, 29,7 тысячи желающих  получить профессионально-техническое образование, 40,4 тысячи — среднее специальное, 54,7 тысячи студентов вузов и 2,9 тысячи магистрантов.
    Президент отметил, из доклада министра следует, что в нынешнем году как никогда благополучно обстоит ситуация с укомплектованием школ педагогическими кадрами. Развивается и учебная инфраструктура:

    — Я понимаю, что есть в этом году и переполненные школы. Поэтому вернулись опять к строительству школ. Восемь школ в этом году мы должны ввести. Я знаю, что и детских садиков не хватает где-то. Мы их тоже десятками вводим и будем вводить. Лишь бы рожали. Нам нужны дети, поэтому мы должны обеспечить их содержание.

    Глава государства подчеркнул, что некоторые СМИ преподносят как достижение строительство детских садов и школ в комплексе под одной крышей. Однако эта практика известна уже далеко не первый день:

    — Это у нас давно уже, еще со времен Радькова Александра Михайловича (в 2003 — 2010 гг. — министр образования. — Прим. ред.), я ему поручал координировать работу так, чтобы это был единый комплекс. Чтобы не было стресса у ребенка, когда он из детского сада выходит и в школу попадает. Все должно быть замкнуто — в агрогородках, в деревнях, даже в районных центрах во многих мы уже это реализовали. И, насколько это возможно, в крупных городах. Поэтому кто-то где-то спросонку увидел вот эту тенденцию и похвалил власть. Мы уже давно, 10 лет с лишним, это делаем правильно. И таким путем надо идти.

    Видеть способности каждого


    От школы — к образованию более высокого уровня. О доступе к нему. Президент и ранее не раз высказывал предположение, что нынешняя система централизованного тестирования не всегда дает объективную оценку способностей претендентов на место на студенческой скамье. Да, в свое время она сыграла свою роль фильтра для тенденциозности и субъективизма оценок. Однако их полная обезличенность тоже имеет изъяны. Поэтому Глава государства рекомендует еще раз вернуться к изучению вопроса организации приема в высшие учебные заведения:

    — Я, конечно же, читаю, вижу и слышу, меня информируют, особенно в этот период, о том, что у нас не все в порядке с поступлением в вузы. До сих пор критика на централизованное тестирование. До сих пор критикуют новую какую-то методику — вы изобрели — по подсчету баллов. 

    Хотя, главное не баллы, а знания. Все должны понимать, и родители в том числе, если у ребенка есть знания, то по каким баллам их ни считай, они все равно поступят в вуз. Если знаний нет — никакие баллы не помогут.

    По словам Главы государства, к изучению вопроса подталкивают как многочисленные родительские мнения, так и личный опыт:

    — И в моей большой семье учеников хватает. Я этим интересуюсь. Я уже начинаю задумываться, получая большой объем информации, что нам, возможно, придется где-то совершенствовать, мягко говоря, систему поступления в вузы. Больше всего меня волнует то, что абитуриент, мечтающий завтра стать студентом, не сдает экзамены лицом к лицу с экзаменатором — преподавателем вуза или же других учебных заведений, который призван принимать экзамен. Вот это меня больше всего сегодня волнует. Как небольшой учитель, так сказать, все-таки я школу знаю и вуз знаю, учился много и немножко сталкивался с преподаванием. Я чувствую, что это большое наше упущение. У нас что-то недоработано.

    При этом Президент убежден, что возможное возвращение к экзаменационной практике не влечет дополнительных коррупционных рисков:

    — Преподаватели у нас в основном порядочные люди. Мы не можем их априори записать в коррупционеры, что они неправильно примут экзамен. Значит, мы должны форму выработать такую, где невозможна коррупция. Но беседа с глазу на глаз дает совершенно иные результаты. Можно по-другому совершенно оценить человека. Я искренне много раз говорил: если бы мне вот так пришлось сдавать тестирование, как сейчас, вряд ли у меня был бы, мягко говоря, результат лучше, чем беседуя с преподавателем. Чем тот экзамен, та форма, которая была у нас тогда, в советские времена.

    Александр Лукашенко обратил внимание на то, что сам был выходцем из сельской школы, где, возможно, уровень обучения был ниже городского. Но все студенты-сельчане в процессе обучения догоняли городских однокашников:

     — Мы упорно работали и трудились. И на выпуске я с отличием сдавал экзамены все, да и со второго курса уже. Со мной не могли горожане конкурировать, как со многими такими же ребятами, которые из армии пришли и так далее. И я чувствую, что здесь какая-то недоработка. Но я боюсь принимать решение, чтобы не ошибиться. К этому надо внимательно относиться, потому что поступают лучшие дети из лучших семей. В подавляющем большинстве. Я не боюсь этого сказать. Там, где родители беспокоились всю школу, 11 лет беспокоились, чтобы ребенок поступил в вуз. Они всячески поддерживали его. Я это вижу на себе. Анализируя и работу в неплохой школе. Сопоставляя уровень участия. Поэтому мы можем при поступлении в вузы обидеть вот эту основную часть семей, которые несут основную нагрузку в обществе, являются очень влиятельными людьми и определяют атмосферу нашего общества и сейчас, и в будущем. Поэтому меня очень настораживает то, что происходит сегодня в системе образования при поступлении детишек в вузы.

    В 2019/2020 учебном году будут работать 2.951 учреждение дошкольного образования, 3.003 учреждения общего среднего образования, 127 — профессионально-технического и 111 — среднего специального образования, 42 государственных и 9 частных вузов

    Образование со всех сторон


    Президент несколько раз заострял внимание на том, что речь не идет о немедленном и скором принятии решения. Пока для этого недостаточно информации. Поэтому через некоторое время будет созвано большое совещание на тему образования, на котором вопрос поступления в вузы будет предметно рассматриваться в числе прочих.

    — Мы должны вернуться к вопросам образования серьезно. На этом совещании мы должны прежде всего заслушать отчет Министерства образования и других, кто занимается образованием, о том, какая ситуация складывается в школах, в вузах. Учебники, организация системы образования первичного и вузовского, финансирование. В общем, все вопросы мы должны на уровне Президента рассмотреть на совещании. И желательно, если необходимо, принять решения. Вплоть до централизованного тестирования. Как совершенствовать это централизованное тестирование спустя уже десятилетие, как ЦТ работает. Знаний у нас уже хватает. Мы знаем, как было тогда. Знаем, как при централизованном тестировании. Знаем недостатки. Не надо их замалчивать, надо принимать решения… Мы соберем у Президента людей, которые определяют лицо нашего образования. Скорее всего, не с подачи Миноб­разования. Какую-то часть на совещание пригласите вы, но большая часть будет приглашена по другой форме. Чтобы шла дискуссия. Чтобы они не выходили и не говорили, что мы приветствуем и одобряем принятые решения министром образования. Должна быть альтернатива, должна быть дискуссия. Для того, чтобы были разные точки зрения. Мы их должны сопоставить и принять соответствующие решения. В противном случае ко мне приходить не надо. Это не должно быть для галочки показушное какое-то совещание.

    По мнению Президента, такое совещание, скорее всего, будет проведено после парламентских выборов.

    — Чтобы нас снова не обвинили в том, что под парламентские выборы мы проводим это очень важное совещание, которое определит вообще лицо нашего общества в будущем. Целый комплекс вопросов, которые мы рассмотрим. Поэтому никаких отчетов мне не надо. Мне нужны проблемы школы, вузов, если есть — дошкольного образования.

    Министр образования Игорь Карпенко пригласил Президента принять  участие в открытии школы-новостройки в Уручье.

    — Я хочу побывать в школе при открытии, может, даже новой. Вы определите, где я нужен, — 
    сказал Президент во время рабочей встречи с министром.

    — Пользуясь случаем, я вас приглашаю в школу № 93 города Минска — 
    школу-новостройку в Уручье, — ответил министр.

    Достойная оценка педагогического труда


    Глава государства обращает особое внимание на необходимость поступательного повышения зарплаты учителям и особенно низкооплачиваемым категориям работников бюджетной сферы в целом. Министру сказано:

    — Не забывайте, мы договорились, что учитель должен как минимум получать среднюю зарплату (по стране. — Прим. ред.), а те низшие слои — в детском саду, в других учреждениях, в здравоохранении, нянечки и прочие — мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая. Особенно в детском садике. Естественно, пусть они там покушают, еще что-то. Но это все равно не обеспечивает оплатой тот объем работы, ее качество и ту ответственность, которыми они занимаются. Надо зарплату их подтягивать. Конечно, надо загружать. Я не спорю. Но надо платить достойную заработную плату.

    Адекватная нагрузка в учебе и труде


    Возвращаясь к теме необходимости проведения в скором будущем комплексного совещания на тему развития системы образования, Президент отметил, что к обсуждению будет предложен широкий перечень вопросов:

    — Я обращал внимание Премьер-министра на эти вопросы. Комплекс этих вопросов, которыми я живу сейчас, в начале учебного года, которыми мне — как отцу — приходится сейчас заниматься постоянно. И я имею возможность, слава богу, наблюдать за тем, что происходит в школе, в вузах. В этой большой семье моей, моих детей, есть студенты, у которых я интересуюсь, как дела идут. Притом я не подвергаю сомнению и какой-то критике сейчас систему в целом. Слава богу, у нас хоть и небольшая динамика, но есть в положительную сторону. Но мы не должны не видеть недостатки, которые существуют. В противном случае потом нам труднее их будет преодолевать. Я хочу, чтобы вы обратили внимание в сегодняшнем докладе именно на недостатки, на чем надо сосредоточить наше внимание.

    Глава государства отметил, что много критики сегодня звучит по отношению к учебникам. Особенно к новым:

    — Я понимаю, что кто-то критикует, кто-то поддерживает. Но и к этому совещанию мы должны подойти так, чтобы дать нормальную объективную оценку — как у нас здесь.

    По мнению Президента, надлежит уделить особое внимание и школьным нагрузкам:

    — Я уже говорил, нам надо делать так, чтобы детишки, особенно в школах, получали знания на уроках. А дошлифовывали при выполнении домашних заданий. В вузах — совсем другое дело. Потому что там человек пришел на свой профиль: гуманитарий, искусствовед, точные науки, математика там, физика и так далее. Он к этому склонен. Ему легче будет учиться. А здесь у ученика все: математика, гуманитарные, естественные, технические, еще какие-то (науки. — Прим. ред.). Нет таких детей, которые во всех этих науках одинаково разбираются. Поэтому да, они обращают внимание там, где у них лучше получается. Допустим, я гуманитарий. Вы — математик. Вы больше этим занимались, вас родители, учителя ориентировали. Поэтому вы и будете на это внимание обращать. Остальные как-то в стороне были науки. На это тоже надо обращать внимание и не перегружать детей, особенно дома. Не надо, чтобы они шесть часов или пять отработали в школе и еще столько дома. Это ненормально. Мы калечим детей. Они сидят, сгорбившись, над этими уроками. Особенно лучшие дети, которые хотят потом учиться, поступить. К выпуску на кого они похожи? Да и не у всех родителей хватает времени, чтобы заниматься детьми как положено.

    Глава государства также обратил внимание на возобновившиеся жалобы учителей, на излишнюю, непрофильную, нагрузку на них. Отчасти справедливо. Но учитель все же должен более широко видеть круг своих обязанностей:

    — Там, где надо убрать лишнее от учителей — всякие отчеты, самоотчеты, — это факт. Но учитель не должен забывать, что его призвание таково, что место работы его не только в школе. Он вообще центральная фигура в нашем обществе. Это обладающий знаниями человек. И он вместе с врачом, особенно в средних, малых городах, в селах, агрогородках, — главные звезды и светила. Они должны нести знания людям. Они воспитывают людей. Поэтому сегодня стонать в том плане, что «ах, нам тяжело», не надо. Мы — государство и я в том числе — очень рассчитываем на учителей. Без учителя мы ничто вообще. Потому что не на кого опереться в это рыночное время, кроме учителя. Особенно в селах, деревнях, малых городах.

    Президент еще раз сориентировал министра:

    — Куча проблем, и мы их должны на совещании оговорить. Давайте определимся, но в этом году обязательно. Спланируем после парламентских выборов и проведем такое серьезное мероприятие — мозговой штурм, атаку на наше образование, чтобы его еще больше улучшить.

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Министр образования о пользовании гаджетами в школах:

    — Мы пошли по пути ограничения — то есть во время уроков без разрешения учителя пользоваться телефонами, другими гаджетами нельзя. Они должны находиться или в специальном месте, или в выключенном состоянии в портфеле школьника.

    Фото: БЕЛТА
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)