02 Мая, 2024 Четверг

И речичане штурмовали Берлин

  • 08 мая 2015 Общество Русский 0

    О последних днях войны, об участии тружеников Речицкого метизного завода в боях за взятие главного оплота нацизма – Берлина – наш рассказ.

    В начале 1945 года все, вплоть до самых неопытных бойцов, уже понимали, что до конца войны осталось совсем немного, что от врага очищена вся родная земля, а советские войска, превосходя противника и по количеству, и по качеству вооружения, стояли на подступах к логову Гитлера. То, что операция, разработанная лучшими советскими полководцами, завершится успехом, сомнений ни у кого не возникало: ни в Москве, ни даже в продолжающем агонизировать Берлине.

    Но, несмотря на всю очевидность исхода Берлинской операции, накануне предстоящих боев военные аспекты уступили место политическим. Чем ближе был конец войны, тем больше внимания союзнические державы уделяли вопросу о послевоенном переустройстве мира. Именно поэтому на последнем этапе Великой Отечественной войны политические соображения подчас столь решительно вмешивались в оперативные замыслы советских военачальников.

    Уже по этой причине, несмотря на победные настроения солдат и офицеров Красной Армии, легкой прогулкой Берлинскую операцию назвать никак нельзя. Высокие ставки этого сражения сделали его одним из самых упорных и кровопролитных на Восточном фронте. Гитлеровцы защищали свой последний рубеж, и терять им было нечего.

    На берлинском направлении немецко-фашистское командование сосредоточило крупную группировку в составе групп армий «Висла» и «Центр» (всего около 1 миллиона человек, 10400 орудий и миномётов, 1530 танков и штурмовых орудий, свыше 3300 самолётов). На западных берегах рек Одер и Нейсе была создана глубоко эшелонированная оборона, включавшая одерско-нейсенский рубеж, состоявший из трех полос глубиной 20–40 километров, и Берлинский оборонительный район. Общая численность гарнизона Берлина превышала 200 тысяч человек. Для удобства управления войсками город был разбит на 9 секторов. Наиболее тщательно подготавливался центральный сектор, который охватывал основные государственные и административные учреждения, в том числе рейхстаг и имперскую канцелярию. Все оборонительные позиции соединялись между собой ходами сообщения. Для скрытного маневра силами и средствами широко использовалось метро.

    Для наступления на берлинском направлении советское командование сосредоточило 19 общевойсковых, 4 танковые и 4 воздушные армии (2,5 миллиона человек, 41600 орудий и миномётов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, 7500 самолетов). План операции состоял в том, чтобы нанести на широком фронте несколько мощных ударов, расчленить берлинскую группировку противника, окружить и уничтожить ее по частям. Главная роль при взятии Берлина отводилась армиям маршала Георгия Константиновича Жукова, командующего 1-м Белорусским фронтом. При этом в директивах Ставки не предусматривалась организация оперативно-тактического взаимодействия с 1-м Украинским (командующий маршал Иван Степанович Конев) и 2-м Белорусским фронтами (командующий Константин Константинович Рокоссовский). При прорыве одерско-нейсенского рубежа 1-й Белорусский фронт должен был наносить главный удар с небольшого плацдарма, наступать с открытым правым флангом, атаковать в лоб глубоко эшелонированную оборону противника.

    16 апреля в 3 часа по местному времени началась авиационная и артиллерийская подготовка на участке 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. После ее окончания были включены 143 прожектора, и пехота, поддержанная танками, атаковала противника.

    24 апреля войска 1-го Белорусского фронта соединились юго-восточнее Берлина с армиями 1-го Украинского фронта. Замкнулось кольцо окружения западнее города. В это же время в районе Торгау советские войска встретились с американцами. Таким образом, берлинская группировка врага оказалась рассеченной на две изолированные группы: берлинскую и франкфуртско-губенскую. На ликвидацию самой на тот момент сильной франкфуртско-губенской группировки немцев Красной Армии потребовалось несколько дней – с 26 апреля по 2 мая.

    Штурм собственно немецкой столицы также начался 26 апреля. Советские армии наносили удары по сходящимся направлениям к центру города. Бои шли днем и ночью. Они велись на земле, в подземных коммуникациях и в воздухе.

    Активное участие в штурме фашистской столицы принимали и речичане, в том числе работники Речицкого метизного завода. Среди них – Федор Николаевич Огуречников, заведующий материальным складом.

    «Это было 1 мая 1945 года, – вспоминал Федор Николаевич. – Наши войска вели упорные уличные бои в Берлине. В одном специально оборудованном помещении засели немецкие снайперы и фаустники. Они не давали возможности продвигаться нашей пехоте и танкам вперед. Несколько раз стремились артиллеристы и танкисты уничтожить своим огнем фашистов, которые засели в доме, но успехов не имели. Тогда командир огнеметного батальона капитан Розниченко вызвал меня к себе и поставил передо мной задачу – отделением огнеметчиков подобраться к этому помещению и поджечь его…. Задание было не из легких. Местность перед укреплением была открытой и вся простреливалась…. Но под прикрытием артиллерийского огня мы быстро достигли цели. Я с двух огнеметов облил горючей жидкостью все проемы дома, а третьим поджег его. Немцы прекратили сопротивление». В этом бою сержант Огуречников был ранен, но задание выполнил.

    За проявленные мужество и отвагу командир отделения огнеметчиков сержант Огуречников Федор Николаевич был награжден орденом Славы ІІІ степени. Позже добавились орден Отечественной войны І степени, медали «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», многочисленные юбилейные медали.

    В качестве заряжающего 76-мм пушки в штурме немецкой столицы принимал участие и Столяренко Иван Иванович. С декабря 1943-го по май 1945 года в составе войск 1-го Белорусского фронта он прошел путь от Белоруссии через Польшу до Берлина. Участвовал в освобождении Варшавы.

    За проявленные мужество и героизм награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», множеством юбилейных медалей.

    О напряжении боев в Берлине сложно рассказывать, даже ознакомившись с воспоминаниями участников тех событий. Шел штурм самого настоящего логова – того города, откуда фашизм, как чума, распространился по всей Европе, где рождались самые безумные нацистские идеи и где каждый дом был вражеской крепостью.

    Утром 2 мая гарнизон Берлина капитулировал. В боях за столицу Германии сотни тысяч советских воинов проявили чудеса самоотверженности и героизма. Более 1100 тысяч человек были награждены медалью «За взятие Берлина». Среди них: Струмилло Николай Иванович, главный инженер Речицкого метизного завода с 1952 по 1964 г., работники крепежного цеха Евтишенков Иван Николаевич, Железинский Иван Александрович, гвоздильщик Щербаков Иван Николаевич, слесарь котельной Викторович Евгений Кузьмич, работники шурупного цеха Гавришев Василий Иванович, Капский Михаил Степанович, столяр Кусенков Григорий Леонтьевич и многие другие.

    Берлин был взят по-настоящему дорогой ценой, даже если учесть стремительные темпы продвижения советских войск и силу противостоявшего им противника – как-никак всего за 16 дней Красная Армия разгромила около сотни вражеских дивизий, которые не сдавались в плен, а пытались отчаянно сопротивляться.

    Но эта цена была заплачена за взятие главного оплота нацизма, а значит – за победу в Великой Отечественной войне. 9 мая в 0:43 по московскому времени генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представители немецких ВМС, имевшие соответствующие полномочия от Деница, подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Блестяще проведенная операция вкупе с мужеством советских солдат и офицеров, которые бились за прекращение кошмара войны, привели к закономерному итогу: Победе.

    Автор: Оксана ШАНДРАКДняпровец

Комментарии (0)