20 Апреля, 2024 Суббота

Говорит и показывает ЦТ

  • 17 июня 2015 Общество Русский 0

    Сегодня абитуриенты проверяют свои знания по обществоведению, а проверка тестов по белорусскому и русскому языкам в самом разгаре. Первые результаты будут известны менее чем через 10 дней. Директор РИКЗ Николай Феськов говорит: бланк ответов каждого абитуриента проверяют несколько раз, чтобы не было потом нареканий на сертификаты. Но как проходит эта таинственная процедура? Кто такие верификаторы? И стоит ли доверять заключению компьютера? За ответами на эти вопросы корреспонденты «СБ» отправились в Республиканский институт контроля знаний.

    ...На первом этаже РИКЗ не протолкнуться. Повсюду ряды мешков, так называемых вализ, — это утром из областей привезли заполненные бланки по русскому языку. Их доставили сотрудники Государственной фельдъегерской службы. Каждую вализу распаковывают, следя, чтобы вернулись все бланки, ведь уже в пунктах тестирования заполненные бланки упаковывают в один пакет, неиспользованные — обнуляют перечеркиванием и запечатывают в другой. Каждое действие фиксируют в протоколе.

    Первый заместитель директора РИКЗ Наталья Вайтехович ведет нас по пустынным коридорам. На дверях то и дело таблички «Вход посторонним запрещен». Мы на этаже, где «варятся» тесты. Все кабинеты — под ключ, в придачу у каждого методиста свой сейф, куда закладывают рабочий материал, причем все тоже фиксируется в специальном журнале. За закрытыми дверями работают методисты тех предметов, по которым еще не прошел экзамен. Вот, скажем, специалист готовит тест по географии, причем на ноутбуке, который ни к чему не подключен. Работает с данными общей базы, которая формируется с 2004 года и постоянно поддерживается в актуальном состоянии. Дальше схема следующая: при помощи специального программного обеспечения накануне формируют несколько тысяч вариантов тестов. В присутствии представителей госкомиссии выбирают те, что будут использовать на ЦТ. Остается только отформатировать задания, перевести их на второй государственный язык, размножить и упаковать в специальные конверты. То есть, кроме методиста, готовый вариант увидит уже только абитуриент.

    Заглядываем в кабинет, где упаковывают бланки для ответов. С помощью листоподборочной машины здесь тщательно отсчитывают для каждой аудитории нужное число бланков. Каждый пронумерован, и работники отдела мониторинга и методик контроля все тщательно сверяют. На наших глазах как раз упаковывали бланки для теста по физике в Витебском государственном технологическом университете — 10 вариантов на русском языке, еще 5 — на белорусском. Всего же на физику понадобится 28.775 бланков. Это мало, улыбаются сотрудники, ведь еще свежи воспоминания о ЦТ по русскому, для которого готовили 77.287 бланков. Кстати, уверяют представители РИКЗ, что касается тестов, то задания всех вариантов эквивалентны, а белорусские представляют собой лишь перевод с русского и наоборот.

    Внимание! — подает сигнал машина, где–то проскочили два бланка вместе. Все еще раз тщательно проверяют. Специальные конверты можно использовать лишь раз. Если попытаются вскрыть — это сразу будет видно по красной полоске в месте склеивания, которая из сплошной превратится в узорчатую. Готовые конверты стопками складируют в хранилище. Кстати, весь отработанный материал централизованного тестирования уничтожают.

    Там, где ЦТ уже завершено, как по русскому языку, методисты сегодня скрупулезно готовят ответы. А еще просматривают протоколы с мест тестирования, где абитуриенты пишут все свои замечания. От претензий вроде «в задании нет правильного ответа» до «в тесте ошибка». И на каждое замечание методисты пишут заключение. Наталья Вайтехович предупреждает: не верьте тем, кто говорит, что можно заполучить ответы еще до начала экзамена! Их не может быть физически! В протоколах, кстати, бывают и совсем странные претензии. Например, в прошлом году абитуриентка пожаловалась, что слышала, как на первом этаже здания стучали каблуки, когда она писала тест на третьем...

    На другом этаже в три смены по четыре часа трудятся верификаторы, проще говоря, проверяющие. На этот раз РИКЗ подключил к работе почти 400 человек. Большинство из них — студенты 1 — 2–го курса. Каждый бланк проверяют не менее четырех раз, причем контрольная проверка исключительно на совести специалистов РИКЗ. Сначала бланк с ответами сканируют, и это единственный раз, когда оператор работает с оригиналом. Здесь можно внести правки только в область регистрации, когда абитуриент допустил явную ошибку в своем имени. Бывали ведь случаи, когда в каждом из трех тестов кто–то допускал разные ошибки в собственных имени, фамилии, отчестве. Все исправления опять–таки фиксируются в журнале. А вот в область ответов вмешаться нельзя.

    Наконец заходим в кабинет, где полным ходом идет вторая проверка тестов по белорусскому языку. Компьютер выделяет красным каждый знак, который вызывает вопросы, и задача верификатора — подсказать верный. Работа кипит вовсю, ведь уже подвозят тесты по русскому, сегодня добавится обществоведение. Тем более и без сюрпризов никак: представители одного из пунктов тестирования сообщили, что абитуриентка напрочь отказалась вписывать ответы черной ручкой — исключительно синей. Справится ли тогда компьютер? Немало работы предстоит и с иностранными языками, где у компьютеров традиционно немало вопросов, да еще в этом году тест по китайскому языку появился.

    Баллы? Они выставляются лишь после того, как все проверки позади, а методисты предоставили эталонные ответы.

    Тем временем

    На первый тест по белорусскому языку не пришли 837 из 24.020 зарегистрированных абитуриентов. Двоих удалили из аудитории за использование мобильных телефонов. На русский язык не явились 2.308 абитуриентов из 77.287. Во время тестирования на выход попросили пятерых. Причина — мобильные телефоны.

    pasiyak@sb.by

    Советская Белоруссия № 113 (24743). Среда, 17 июня 2015

    Автор: Ольга ПАСИЯКСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)