26 Апреля, 2024 Пятница

Нелегкие будни легких

  • 14 июля 2015 Общество Русский 0

    Чахотка, бугорчатка — так по-разному называли в народе туберкулез. Эта коварная инфекция распространена во всем мире. Еще пару лет назад наша страна лидировала  по распространению множественного лекарственно-устойчивого туберкулеза. Сейчас заболеваемость этой формой снизилась. Такой успех специалисты связывают в том числе с новыми методами быстрой диа­гностики заболевания. Корреспондент «Р» отправилась в Республиканский научно-прак­тический центр пульмонологии и фтизиатрии, чтобы узнать, как и с какой скоростью обнаруживают возбудителей опасной болезни. 

    Республиканская рефлекс-лабо­ратория. На двери предупреждение: «Осторожно! Бактериологическая опасность!». Заведующая лабораторией Оксана Залуцкая знакомит с традиционными бактериологическими методами диагностики. За одним из столов проводят микроскопию мазков мокроты. Кружево цвета сочной малины — так выглядит возбудитель туберкулеза под микроскопом. Микобактерии месяцами, а то и годами оплетают пораженный орган человека, пока недуг не заявит о себе во всю силу. 

    Оксана Михайловна меняет мазки. В поле зрения появляются обрывки малиновых «ниток», штрихи… Это микобактерия туберкулеза. 

    Температура 37,2 длительное время, кашель не меньше трех недель, потливость по ночам – так набирает обороты болезнь. 

    Микроскопическая диагностика — простой и дешевый метод. Выявляет инфекцию за несколько часов. Но палочка Коха проявит себя на мазке в том случае, если в миллилитре бактериологического материала соберется не менее десяти тысяч микобактерий. В таком случае пациент уже эпидемически опасен. Он будет находиться в изоляторе до тех пор, пока количество возбудителей не снизится до безопасного уровня. 

    Длительность исследования – самая большая проблема для диагностики туберкулеза. Например, культуральный метод – наиболее распространенный, дешевый, но при этом трудоемкий и длительный. Посмотрим, как проходит исследование. Врач-бактериолог Ольга Собещук перебирает отра­ботанные пробирки с биологическим материалом. В лабораторной посуде — бирюза питательной среды на яичной основе. Доктор берет в руку одну из пробирок. В ней среда будто заплесневела. Это колонии микобактерий. Первые из них вырастают не ранее чем через три недели. Полное исследование длится около двух месяцев. 

    Оксана Михайловна открывает термостат. На анализе — сотни пробирок. Пе­риодически сотрудники лаборато­рии просматривают каж­­дый образец: выросла микобактерия или нет. Дальше нужно определить, чем пациента лечить. Микобактерия рассевается на набор пробирок с разными противотуберкулезными препаратами. Результат будет готов спустя почти тридцать дней. В это время пациент получает специальное лечение. Для лекарственно-чувствительного туберкулеза — сначала четыре вида препаратов в течение двух месяцев. Выходит, пациент пролечился уже половину курса, а тут ему говорят: у вас лекарствен­но-устойчивый туберкулез, начинаем сначала. А эту форму лечат минимум 20 месяцев — горсть  таблеток ежедневно. 

    Пока идет анализ с помощью культурального метода, пациент находится в палате, где лежат с лекарственно-чув­стви­тельным туберкулезом. Больной опасен для окружающих, поскольку не получает должного лечения. Такой метод подходит, когда нужно посмотреть состояние во время терапии. 

    Лаборанты и врачи работают с инфекцией в боксах биобезопасности. Представьте, там, за стеклом, оседает почти 100 процентов клеток микобактерий. Внутри бокса воздух циркулирует, проходя через фильтры высокой очистки. Старший фельдшер-лаборант Людмила Тарбонская сидит перед прозрачной стеной. За ней — только руки Людмилы. Система защищает сотрудников, окружающую среду и материал. 

    «Bастес» — так называется одна из новых диагностических техно­логий. Через машину одновремен­но проходит почти тысяча про­бирок. 

    Заведующая лабораторией обращает внимание на красный плюс на одном из отделений аппарата: «Тут бактерия засевается в жидкую среду, где возбудитель растет быстрее. На исследование уходит в среднем две недели и еще столько же — на определение лекарственной устойчивости». Но в лаборатории самый быстрый и совершенный диагност туберкулеза и его разновидностей – GeneXpert. 

    Людмила Тарбонская показывает на один из контейнеров. В нем — образец мокроты годовалой девочки. Состояние тяжелое. Но уже через два часа с начала исследования машина выдаст заключение.

    Завлабораторией наблюдает за изменением кривой на мониторе: «Это молекулярно-генетический метод. Согласитесь, фантастика: два часа против трех месяцев. Таких аппаратов в стране пятнадцать. Ими оснащены крупнейшие лаборатории. Планируем закупить еще четырнадцать в этом году». А это значит, что у пациентов появится еще больше шансов на раннюю диагностику и выздоровление. Они не зачахнут от чахотки.

     

    ЦИФРА 

    Лекарственно-чувствительный туберкулез лечится в 85 процентах случаев. Излечение от множественного лекарственно-устойчивого – в 50 процентах. Увы, при широкой лекарственной устойчивости у пациентов остается еще меньше шансов. 

    Среди впервые заболевших каждый третий страдает устойчивой к лекарствам формой. А из тех, кто когда-то лечился, — более 60 процентов.

     

    drug-olya@yandex.ru

    Автор: Ольга КОСЯКОВАРэспубліка

Комментарии (0)