02 Мая, 2024 Четверг

Валидатор совести

  • 15 июля 2015 Общество Русский 0

    Более года назад в общественном транспорте столицы, а затем и в пригородном произошла своеобразная революция. В его работу внедрили автоматизированную систему оплаты и контроля проезда. Оправдало ли себя и в какой мере это дорогостоящее новшество? Об этом и не только — в беседе с заместителем генерального директора «Минсктранса» Ириной Якубовской

    — Ирина Владимировна, при реализации проекта ставили сразу несколько задач. В решении какой из них «Минсктранс» преуспел больше всего?

    — Автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП) — прежде всего социальный проект. Пассажирам предоставлена новая форма оплаты проезда, которая позволяет выбрать наиболее выгодный и удобный вариант. Количество предлагаемых тарифов увеличилось с 96 до 226 видов, на одну бесконтактную смарт-карту (БСК) можно записать до 6 разных тарифов. Оплата проезда занимает несколько секунд, а пополнять проездные на БСК теперь можно не только в специализированных кассах и киосках, но и через терминалы «БПС-Сбербанка». Эффективность внедрения АСОКП обеспечена главным образом за счет сокращения расходов «Минсктранса» от вывода из штата кондукторов, снижения затрат на изготовление билетной продукции, оптимизации маршрутной сети. Эта техника также позволила усилить контроль оплаты проезда: ревизоры блокируют электронные компостеры, лишая зайцев возможности воспользоваться ими в последний момент.

    — Увеличились ли доходы «Минсктранса» от реализации билетной продукции и штрафов? Какова статистика по зайцам по сравнению, к примеру, с первым полугодием 2013 года?

    — В первой половине 2015 года к ответственности за проезд без оплаты привлечены 50.859 человек. Сумма штрафов по сравнению с аналогичным периодом 2013-го увеличилась в 1,3 раза. Но средства, взысканные по делам об административных правонарушениях на транспорте, в полном объеме перечисляют в городской бюджет. На рост же доходов предприятия влияет в первую очередь добросовестность пассажиров, своевременно оплачивающих услуги, а не количество проштрафившихся.

    — Можно ли хотя бы гипотетически соизмерить ущерб, который наносят сегодня безбилетники коммунальному транспорту?

    — Он снизился, но по-прежнему весом. Об этом красноречиво свидетельствуют и данные социологического опроса, проведенного Минским НИИ социально-экономических проблем («МНИИСЭП»): 80 процентов пассажиров регулярно оплачивают проезд, 7 — делают это от случая к случаю; 13 — устойчиво игнорируют его.

    Думаю, приучать человека к добросовестному выполнению своих гражданских обязанностей необходимо с детства. Школьники должны понимать, что каждая услуга имеет цену и бесплатный проезд покрывается за счет бюджета, сформированного из уплаченных и его родителями налогов. Поэтому «Минсктранс» предлагает осуществить выпуск персонифицированных БСК, что позволит автоматизировать учет фактически предоставленных мер социальной поддержки, а также дисциплинировать школьников в отношении к общественному транспорту. Образно говоря, валидатор должен стать мерилом совести для каждого гражданина страны.

    — Появились ли у контролеров новые права и обязанности, изменилась ли их мотивация после сокращения кондукторов?

    — Постепенный вывод из штата предприятия кондукторов позволил увеличить численность ревизорской службы агентства почти в два раза, до 200 человек. Права и обязанности контролеров пассажирского транспорта определены типовыми положениями, которые пока не изменились. Однако на законодательном уровне мы предпринимаем усилия по расширению их полномочий при проведении проверок. Прорабатываем и вопрос о более тесном сотрудничестве с ГУВД столицы в обеспечении правопорядка на транспорте. Для повышения мотивации труда контролеров предусмотрен больший охват транспортных средств в течение рабочей смены: увеличение интенсивности проверок.

    — Какие нарекания чаще всего вызывает у пассажиров система АСОКП? Случаются ли сбои в ее функционировании?

    — Сейчас она работает в штатном режиме, без сбоев. Но, как и любая электроника, это оборудование может выйти из строя в процессе эксплуатации. Неисправные валидаторы и компостеры оперативно заменяют. Есть и случаи неправильного их использования. Например, пассажир не полностью, быстро или под большим углом прикладывает БСК к валидатору. Электроника просто не успевает сработать, а человек жалуется.

    — Какова сегодня себестоимость одной поездки в наземном общественном транспорте, улучшилась ли рентабельность его видов после внедрения системы АСОКП?

    — По данным на май 2015 года, себестоимость одной поездки в общественном транспорте составляет 9.400 рублей. Окупаемость пассажирских перевозок за 5 месяцев 2015 года увеличилась на 6,6 процента: в автобусах — на 8,2, в троллейбусах — на 3,6, в трамваях — на 2,2 процента. Однако рентабельность их по-прежнему в минусе. Вместе с тем нужно отметить, что окупаемость пассажирских перевозок зависит не только от проводимых мероприятий, но и от уровня регулируемых государством тарифов.

    — Какие категории граждан сегодня имеют право льготного проезда и сколько их?

    — Около 270 тысяч человек — это инвалиды, участники Великой Отечественной войны, а также приравненные к ним лица. Кроме того, «Минсктранс» предоставляет бесплатный проезд в регулярном сообщении учащимся или воспитанникам учреждений общего среднего и специального образования города. Это еще 172,9 тысячи человек. Расходы по перевозке этих категорий граждан возмещают предприятия бюджетной субсидией.

    — Как эти льготы, а также штрафные санкции к нашим безбилетникам можно сравнить с теми, что действуют в странах СНГ и Европы?

    — Перечень льготных категорий граждан существенно не отличается от стран СНГ и Европы. Размер штрафов в Беларуси невысок и сейчас составляет 90.000 рублей. Меньше наказание для безбилетников только на Украине — 60 гривен (44.000 рублей) и в Молдове 75 леев (60.700).

    — Будет ли «Минсктранс» дифференцировать оплату проезда в столице в зависимости от ее дальности, что уже практикуется в пригороде?

    — Сейчас анализируем эффективность такого подхода на пригородных маршрутах. В связи с недостаточным пока количеством пассажиров, применяющих БСК, требуется больший период для сбора информации. Так как тарифы на пассажирские перевозки находятся в сфере госрегулирования, то любые изменения в них подлежат обязательному согласованию с Минэкономики.

    — Минтранс готовит нормативные акты по увеличению уровня штрафов за безбилетный проезд и усилению административной ответственности за правонарушения в сфере пассажирских перевозок. Можно ли хотя бы отчасти приоткрыть завесу тайны над этими документами?

    — Информацией по этому вопросу мы еще не располагаем. Однако отмечу, что наше предприятие неоднократно инициировало на законодательном уровне ряд мер, направленных на усиление контроля оплаты проезда. Они, в частности, предусмат­ривают установление размера штрафа за безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта и в маршрутном такси пригородного сообщения в размере одной базовой величины, а также усиление ответственности зайцев при неоднократных нарушениях Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Инициировал «Минсктранс» и предложения по наделению контролеров пассажирского транспорта полномочиями осуществлять административное задержание безбилетников, а также закрепление в нормативных правовых актах обязанностей пассажиров подтверждать оплату проезда при входе в транспортное средство до начала его движения.

    В Санкт-Петербурге и Москве штраф составляет 1.000 рублей (276.000 белорусских рублей), в Казахстане — 3.964 тенге (328.000), в Латвии — 20 евро (340.000), в Литве — 28,96 евро (493.300), в Чехии — 800 крон (500.800), в Италии — 40 евро (681.400), в Польше — 180 злотых (732.400), в Германии и Австрии — 60 евро (1.022.100), в Великобритании — 80 фунтов (1.922.700).

    Автор: Константин БЕЛОУСМинский курьер

Комментарии (0)