Более двух недель назад вступил в силу законодательный запрет на открытую выкладку сигарет в витринах. По новым правилам, богатый ассортимент табачных изделий должен быть убран от глаз покупателей в непрозрачные шкафы или накопители. Как изменилась торговля сигаретами, узнала корреспондент «Р».
Есть ли в наличии нужные сигареты, продавца сейчас можно и не спрашивать. Об этом наглядно расскажет специальный прайс-лист на витрине или у кассы, который, кстати, должен быть составлен по строгим требованиям. Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли, уточняет: «Список наименований табачных изделий должен быть в алфавитном порядке: сначала русскоязычные марки, потом англоязычные. Фотографий пачек, рисунков или каких-либо графических изображений быть не должно».
Такой перечень сигарет нахожу в одном из минских продовольственных магазинов на проспекте Независимости. Одинаковыми черными буквами на белом фоне напечатаны названия сигарет, их цена и страна производителя. Выбираю нужный мне вид вредного товара. Продавец любезно демонстрирует мне сигареты: «Эти хотите, да?» В ответ отрицательно мотаю головой, и та быстро исправляется — приоткрывает специальную панель бокса и все же достает нужную пачку.
Кстати, в таком случае ассортимент сигарет можно легко подсмотреть, но кратковременное открытие оборудования Минторг продавцам не запрещал. Главное, чтобы завеса незамедлительно надвигалась обратно на товар.
Отправляюсь к киоску на одну из оживленных остановок в центре Минска. Открыто продавать сигареты в этих торговых точках запрещено еще с 2009 года, так что тут для продавцов ничего не изменилось. «Четыре пачки синего «Винстона» заверните, пожалуйста, — дедушка передо мной в очереди шепчет в окошко киоска. — В газету их, женщина, чтобы внук не видел. А то еще попросит поиграть, стыдно-то потом будет».
Продавец стала послушно закручивать сигареты в бумагу. «А курить перед ребенком вам стыдно не будет?» — интересуюсь у деда. Пенсионер нашел оправдание: рядом с детьми не дымит, плохой пример, значит, не подает. Заметила еще, что в киоске внук получил обещанный фонарик-брелок и про пагубную привычку дедушки не узнал. И, скорее всего, узнает не скоро.
— Запрет на открытую выкладку сигарет и изделий из табака сделан для того, чтобы дети, подростки, молодежь не видели этот товар постоянно. Надеемся, что не стимулируя таким образом продажу табачных изделий, мы сможем сохранить здоровье нации, — уверена Виолетта Брезовская.
Нововведение коснулось и общепита. Заглядываю в одно из кафе у минской станции метро «Академия наук». Сигарет нигде не видно, а ассортиментный список табачных изделий размещается в меню, как и положено. «Тонкий «Кент» принесите», — заказываю сигареты у барной стойки. Андрей Павлов, бармен этого заведения, ловко шмыгнул под прилавок и вынырнул уже с нужной мне пачкой.
Сотрудник кафе признался, что посетители и так всегда выбирали сигареты по списку, мало кто специально подходил к табачному стенду в бар. «Поэтому для нас ничего особо не поменялось: лишь закрыли сигареты. Клиенты, которые курят, свое табачное изделие знают и по списку легко выберут», — добавил бармен.
А как обстоят дела в общепите подальше от центра города? Наведываюсь в мини-кафе у станции метро «Пролетарская». Из-за близости железнодорожной остановки, в заведении собирается достаточно разный контингент совсем неинтеллигентного вида.
— Бывали случаи, что посетители недоумевали: где сигареты, зачем спрятаны в тень прилавка? Кто-то даже повышал голос, требуя все вернуть «на свои места». Но открыто выкладывать пачки я не собираюсь — за это грозит большой штраф, — обрисовывает ситуацию Никита Кукреш, бармен этого заведения.
Мой мини-рейд окончен, и я по обыкновению вечером захожу в «придомный» магазин. Очередь у кассы прошла достаточно быстро, но внезапно случился ступор. «Да что ж такое! Столько в магазине отстоять, домой вернуться, а сигареты-то забыл купить! — мужчина с заметной одышкой бежит обратно к кассе. — Попрятали все с глаз, а память у меня не девичья уже. Продавайте теперь «Кэмэл» без очереди!» Несчастного мужчину покупатели, конечно, вперед пропустили. А у меня закралась мысль: а лучше бы и вправду забыл, поберег свое здоровье.
Практика закрытой продажи табачных изделий — отнють не наше ноу-хау. Такая торговля распространена во многих странах мира. Надо сказать, меры борьбы с курением постепенно приносят положительные плоды. По данным Министерства торговли, только в минувшем году продажа табачных изделий по стране снизилась на 9,4% в сравнении с предыдущим годом.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Валерьян БЕСПАЛЫЙ, начальник Управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Министерства торговли:
— После вступления закона в силу мы уже проверили свыше 200 объектов торговли. Правил закрытой выкладки табачных изделий никто из них не нарушил, но единичные случаи мелкого несоблюдения норм имели место. К примеру, в некоторых магазинах замечали, что по забывчивости продавца торговое оборудование с сигаретами длительное время остается открытым. Кое-где не было списков имеющихся в продаже табачных изделий, или этот перечень был оформлен не в соответствии с рекомендациями Министерства торговли. Обнаружили и надпись «Сигареты электронные». По результатам мониторинга субъектам хозяйствования выданы рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Светлана СЛИНЬКО, начальник Управления потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли:
— К запрету на открытую выкладку сигарет в витринах мы долго и тщательно готовились. Неоднократно проводили совещания и рабочие встречи с бизнес-сообществом, табачными компаниями, крупными торговыми объектами. Словом, все решали сообща. В результате и появились специальные методические рекомендации. Уверена, что мы идем по правильному пути.
КОРОТКО
Кроме запрета на открытую выкладку табачных изделий в витринах и на другом торговом оборудовании, с 1 июля действует и запрет на использование названия товара «электронная сигарета». Ограничение касается всех торговых объектов, в том числе интернет-магазинов. Под запрет также попадает производство и продажа товаров, имитирующих внешний вид табачных изделий. К примеру, всем известные жевательные резинки в виде сигареты.
ypopko@bk.ru
Комментарии (0)