06 Мая, 2024 Понедельник

Выше уровня моды

  • 21 июля 2015 Общество Русский 0

    Чему белорусам стоит поучиться у китайцев и как вернуть рабочим специальностям былую популярность, рассказала преподаватель Минского государственного профессионально-технического колледжа швейного производства Ирина Морозова

    Ирина Морозова — победитель первого республиканского конкурса «Мастер года», который прошел в 2000 году.

    Меньше чем через месяц команда нашей страны отправится в бразильский город Сан-Пауло на международный конкурс профессионального мастерства WorldSkills-2015. В ее составе и учащаяся профессио­нально-технического колледжа швейного производства Ольга Закревская. Ирина Морозова готовит девушку к ответственным соревнованиям.

    О своих заслугах по части подготовки способной ученицы педагог предпочитает скромно умалчивать, больше нахваливает Ольгу и искренне радуется, что подопечная в чем-то даже превосходит ее.

    Знакомство Ирины Владимировны и Ольги состоялось 4 года назад на республиканском туре олимпиады по трудовому обучению.

    — Я входила в состав жюри, и вот подходит ко мне девочка и говорит: хочу быть модельером. Как поступить к вам в колледж? — вспоминает Ирина Морозова. — Средний балл аттес­тата у Ольги был 9,2. Посоветовала ей сразу идти в институт, но она настояла на своем: мол, хочу научиться делать все своими руками. В тот же год девушка поступила к нам в колледж.

    Первые успехи не заставили себя долго ждать. В 2012-м девушка победила в конкурсе «Белорусский венок» в квалификации «Вышивальщица». В 2014-м снова участвовала в «Белорусском венке» и победила — на этот раз в изготовлении белорусской нацио­нальной куклы. В прошлом году прошел и первый республиканский конкурс WorldSkills, по итогам которого Ольга опять стала лучшей, обойдя многочисленных соперниц из других регионов нашей страны. Тем самым завоевала право представлять Беларусь на международном этапе конкурса. Ему, правда, предшествовали региональные соревнования WorldSkills СНГ, которые состоялись в Казани. По условиям конкурса требовалось сшить юбку за 8 часов, а также выполнить декор фуфайки, используя предложенную ткань, молнии, ленты и изменив ее силуэт­ную форму. При этом на бумаге требовалось изобразить три варианта дизайна, выбрать один из них и создать его за 5 часов. Третье задание — за 6 часов наколоть на манекене платье методом муляжирования. Учились на трех моделях, однако организаторы конкурса схитрили: из одной модели взяли баску, из другой — покрой рукава, из третьей — рельеф и собрали воедино.

    — Идеи, как правило, генерируем вместе. Моя задача как тренера заключается в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант для Ольги, по ее способностям и умениям. К примеру, когда декорировали фуфайку, я твердо знала: нужно использовать умение ученицы хорошо вышивать, — делится секретом успеха тандема педагог. — Многие дети в ситуациях стресса теряются от волнения и едва могут совладать с трясущимися руками, а для Оли это выброс адреналина — делает, и никто ее не остановит. К слову, немецких экспертов на конкурсе девушка покорила тем, что после пошива юбки взяла в руки веник и тщательно убрала свое рабочее место. Немцам пришлись по душе аккуратность и педантичность белоруски. Ольга — цельный и целеустремленный человек. Сегодня важно не дать ей почувствовать слишком много уверенности, чтобы не расслабилась, но и закручивать сильно гайки тоже нельзя — должно хватить сил выдержать конкурсные испытания.

    Учащаяся Ирины Морозовой Ольга Закревская стала победителем республиканского отборочного тура WorldSkills в компетенции «Швейное дело» и представит нашу страну на международных соревнованиях, которые пройдут в августе в бразильском городе Сан-Пауло.

    Ирина Владимировна недоумевает: в ассоциацию WorldSkills International входят 78 стран, однако в компетенции «Швейное дело» участвуют только 28. Где же все остальные?

    — Мы узнавали, почему в Бразилию не едут конкурсанты из Италии. Нам ответили: к участникам предъявляют слишком высокие требования: снимать мерки, как закройщик, и придумывать жакеты, как модельер-конструктор. Учащихся с таким уровнем подготовки в стране просто не оказалось! — рассказывает педагог.

    С похожей проблемой сталкивается и Беларусь. Так, выпускники профильных высших учебных заведений не умеют быстро и хорошо шить, снимать мерки и конструировать.

    — Нередко слышу от знакомой, которая работает в академии искусств: дети умеют придумать образ, но не знают, как его воплотить. Они много рисуют, делают интересные вещи в 3D, создают коллажи, но не шьют, — отмечает Ирина Владимировна. — А Оля, окончив 11-й класс, три года училась только на закройщика-портного мужской и женской верхней одежды. После этого поступила к нам еще на модельера-конструктора. Профессия очень сложная, требует умения считать, чертить, рисовать, наличия пространственного мышления. Вопреки распространенному мнению работать приходится не только руками, но и головой — важно уметь представить образ и знать, как его воплотить.

    Ирина Морозова — педагог-практик. До того как стать наставником, 7 лет работала закройщиком в Доме мод. В системе профтехобразования трудится с 1992 года, в колледже швейного производства — с 1999-го: сначала пригласили в качестве мастера производственного обучения, а когда окончила Могилевский педагогический институт и аспирантуру, стала преподавателем рисования, конструирования и черчения.

    — Перестроиться было нетрудно, ведь за плечами уже имела большой практический багаж, — замечает Ирина Владимировна. — О смене профессии не пожалела ни разу. И если бы сегодня мне предложили выбрать — работать модельером-конструктором или педагогом, однозначно предпочла бы второе. Замечательно ведь, когда ученики тебя еще и превосходят в мастерстве!

    В то же время педагог с горечью говорит о том, что рабочие профессии нынче незаслуженно забыты как молодежью, так и их родителями.

    — Вы много видите телерепортажей, в которых говорят о золотых руках и профессиональном образовании? Нет! Вместо этого мы слышим красивые отчеты о чуть ли не стопроцентном поступлении выпускников школ в вузы, — сокрушается Ирина Морозова. — Вдобавок детей еще и запугивают: будешь плохо учиться — пойдешь в училище. То есть, если ты учишься (а теперь и работаешь) в системе ПТО, значит, ты глупый человек. Хотя, отмечу, у нас трудятся очень грамотные специа­листы. Абсолютно все — практики, люди, которые пришли с производства и искренне любят свое дело. Если бы вы видели, какие потрясающие коллекции мы готовим для участия в «Мельнице моды» и в других конкурсах!

    Собеседница сожалеет о том, что молодежь не рвется в колледж, несмотря на активную проф­ориентационную работу, которую проводит учебное заведение. Зато раньше, когда действовали вечерние группы для взрослых, даже очереди выстраивались.

    Примечательно, что учащиеся колледжа из числа парней успевают в учебе иногда лучше, чем их ровесницы-девчата. К примеру, в Минске и за его пределами уже широко известен выпускник заведения модельер Апти Езиев.

    — Посмотрите на мир высокой моды — там ведь одни мужчины! Хотя, думаю, они успешны еще и потому, что не имеют столько хлопот по дому, семье, как женщина, — улыбается педагог.

    В качестве примера Ирина Владимировна приводит еще одну выпускницу колледжа — Евгению Лукьянову, в свое время победившую в «Мельнице моды». Татьяна Михалкова (супруга режиссера Никиты Михалкова, президент Благотворительного фонда «Русский силуэт». — Прим. авт.) пригласила ее участвовать в конкурсе «Русский силуэт». Девушка заняла призовое место и была вознаграждена стажировкой во Франции в мастерской Клода Бонуччи.

    По мнению Ирины Морозовой, спасти отечественный легпром от загруженных складов сегодня способны молодые дизайнеры и модельеры.

    — Еще нам в корне нужно менять менталитет, особенно по час­ти отношения к учебе и работе, — уверена педагог. — А то ведь как: зачетку в окно — халява, приди. Посмотрите на китайцев: они же пахари! Невероятно работоспособная и трудолюбивая нация. А у нас? Если 10 лет тому назад в группе было 2-3 человека, не способных освоить профессию, то сегодня 2-3 таких, как Оля. У девушек и юношей не развито логическое мышление, пишут безграмотно, плохо выражают свои мысли. В колледж нередко идут по остаточному принципу, так как больше никуда не взяли. Грустно, когда заходишь в группу, а тебя никто не хочет слушать…

     

    Автор: Виктория ДЕРЖАНОВИЧМинский курьер

Комментарии (0)