29 Марта, 2024 Пятница

В централизованном тестировании приняли участие 99.177 абитуриентов

  • 28 июля 2015 Общество Русский 0

    Вступительная кампания достигла своей финальной фазы: прием документов для поступления в вузы на бюджет в целом завершен, полным ходом идет зачисление новоиспеченных первокурсников. Впереди — дополнительный набор и конкурс в учреждения среднего специального образования. Но определенные промежуточные итоги, полагает вице–премьер Наталья КОЧАНОВА, в этом году возглавившая Государственную комиссию по контролю за ходом вступительных испытаний, уже можно подводить. О результатах ЦТ, работе госкомиссии и изменениях, ожидающих вузы и ссузы, — в ее интервью «СБ».

     

    — На мой взгляд, ЦТ прошло очень слаженно и максимально прозрачно. Я побывала в нескольких вузах и лично в этом убедилась. Всего в централизованном тестировании приняли участие 99.177 абитуриентов. И надо заметить, что за нарушения — наличие мобильных телефонов, шпаргалок и т.д. — от сдачи ЦТ были отстранены всего 12 человек, что фактически вдвое меньше, чем в прошлом году, когда таковых было 25. Причем речь идет отнюдь не о забывчивости — ведь напоминания, я сама была тому свидетель, звучали многократно и на входе в вуз, и в фойе, и перед самой аудиторией, где должны были проходить испытания. Еще 12 человек не прошли тестирование по медицинским показаниям и имели возможность продемонстрировать свои знания в резервный день. Что касается общей картины, то она порадовала: абсолютный результат, 100 баллов, был получен 277 раз (для сравнения: год назад РИКЗ выдал 122 подобных сертификата). А 11 абитуриентов получили максимальные баллы сразу по двум учебным предметам (в прошлом году таких было только трое). Чаще всего абсолютный результат показывали выпускники гимназий (111), лицеев (59) и средних школ (72). Характерную тенденцию можно проследить на примере ЦТ по русскому языку: если средний балл по нему у окончивших лицеи был 61,9, гимназии — 60,6, школы — 40,5, то у выпускников ссузов — 25,2, а у выпускников прошлых лет — 23,4. С другой стороны, увы, 237 раз знания абитуриентов были оценены на 0 баллов, в том числе у 6 ребят по двум предметам.

    — Наталья Ивановна, родители волнуются: в этом году план набора был скорректирован, это значит, поступить будет сложнее?

    — В целом в вузы набор не сокращен — планируется принять более 66 тысяч первокурсников. Вместе с тем на 312 уменьшено количество бюджетных мест, это связано в том числе и с демографической ситуацией — в нынешнем году и выпускников было меньше, сказывается низкая рождаемость в конце 1990–х. И мы приняли принципиальное решение: баллы для дополнительного набора, как в прошлом году, снижаться не будут. Проходной порог для всех един. А выбор есть: пожалуйста, можно остановиться на другой специальности, пойти на платное обучение... 

     

    — Часто ли обращаются с претензиями в госкомиссию и по каким вопросам?

    — На данный момент рабочая группа госкомиссии рассмотрела 43 обращения. Хочу заметить, что повторных среди них не было. А вопросы поднимались разные: кто–то просил разрешить пройти испытания в резервный день по причине болезни, кто–то — по религиозным соображениям. Очень интересный случай был с одной девушкой, поступавшей в педагогический вуз. Ей оставалось сдать только творческий экзамен — и вдруг она сломала левую руку, причем это был серьезный осколочный перелом. Что делать? В госкомиссии посоветовали: идите и попробуйте. И представляете, она получила «восьмерку»! И сыграла одной рукой, и пластический этюд показала. Молодец! Еще мама одного абитуриента попросила продемонстрировать оригинал заполненного им теста по физике, поскольку никак не могла поверить в оценку. Сначала я, министр образования и ответственный секретарь госкомиссии выехали в РИКЗ, где нам показали этот тест: действительно, написан он был неважно. Но мама настаивала: «Не может быть, мы же с репетитором занимались!» В виде исключения ей дали самой убедиться — вопрос отпал...

    — Перед началом вступительной кампании вы подчеркивали, что главная задача — организовать работу госкомиссии так, чтобы, образно выражаясь, никто не зашел с черного хода. Это удалось?

    — Думаю, да. Нынешняя система оценки знаний исключает любые коррупционные явления и субъективные перекосы. Хотя меня долгое время волновал вопрос: почему при нашей достаточно хорошо выстроенной системе образования столько репетиторов? Репетиторство по большей части нацелено только на то, чтобы подготовить к тестам, а уж насколько глубоки такие знания — это большой вопрос. Уверена на 100 процентов: там, где есть толковый педагог, не нужен никакой репетитор. И мы видим это по результатам прошедшего ЦТ: в школах, где хороший учитель по физике — там и победители, и участники предметных олимпиад, и выпускники со 100 баллами в сертификате, и большой процент поступающих в вузы. Кстати, я очень рада, что в этом году очень быстро укомплектовались педагогические университеты, куда пошло много золотых медалистов, ребят с хорошими оценками. Это в том числе результат систематической работы по повышению престижа профессии учителя в обществе.

    — Новый учебный год принесет какие–то кардинальные перемены? Опять же родители интересуются: стоимость платного обучения не возрастет?

    — Сразу подчеркну: стоимость обучения по заключенным ранее договорам не изменится ни в коей мере! К слову, она и в учебном году 2014/2015 не повышалась. При зачислении будут заключаться новые договоры, в которых и будет определена стоимость. Сейчас она составляет в среднем от 12 до 26 млн. рублей за год. Так что будем четко отслеживать, чтобы, с одной стороны, стоимость платного обучения соответствовала затратам, которые сложились на момент заключения договора, и не более того. А с другой — чтобы вузы и ссузы не работали себе в убыток. А что касается системы выборности ректоров, которая является одним из принципов Болонского процесса, то речь идет о том, чтобы каждый претендент на должность ректора представлял свою программу в совет университета на рассмотрение, а совет, в свою очередь, вносил предложения в Министерство образования, где каждая кандидатура тоже будет изучаться для назначения на должность в соответствии с законодательством.

    — Новая концепция развития системы образования, которую планируется вскоре представить, будет главным образом нацелена на что?

    — На первое место я бы поставила такую задачу: мы должны готовить то количество специалистов и по тем специальностям, которые нужны экономике. Сегодня, завтра, через 5, через 10 лет — у нас должен быть четкий прогноз. Не может Министерство образования выступать само у себя заказчиком. Тут нужно работать в единой связке с Минэкономики, Минтруда и соцзащиты, мы, кстати, уже провели первое такое совместное совещание. Простой пример. Китайско–Белорусский индустриальный парк «Великий камень» — за ним будущее, за ним перспектива, значит, мы должны уже сейчас так выстраивать систему образования, чтобы к моменту запуска этого перспективного проекта были подготовлены специалисты. Кстати, уже идет работа по подготовке кадров со знанием китайского языка. С этого года в перечень предметов ЦТ включен китайский язык. И конечно, надо больше заниматься профориентацией, чтобы ребята в старших классах знали, какие предприятия, учреждения, организации есть в стране, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда. Или вот в сентябре готовится к вводу ПЭТ–центр в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова. И онкологи говорят: современной медицине остро требуются уже и другие профессии — на стыке физики, биологии, генетики. Нам нужно все просчитывать и смотреть на шаг вперед.

    — Наталья Ивановна, предвидятся ли в этом году, как в предыдущие, трудности с набором на рабочие специальности?

    — Знаете, ситуация начинает выправляться. Есть все основания предполагать, что ссузы и учреждения профтехобразования хорошо укомплектуются. Надо сказать, новая концепция развития образования настроена на то, чтобы в 10–й и 11–й классы, которые будут профильными, шли те, кто хочет учиться на более высоком уровне, со средним баллом аттестата и баллом по профильному предмету не ниже 7. И что зазорного в том, чтобы ребята прошли этап профессионально–технического образования, получили профессию, а потом уже сами определялись: учиться дальше и заниматься более квалифицированным трудом или стать настоящим мастером своего дела? Другой вопрос, что система профобразования, которая у нас в отличие от многих бывших республик СССР сохранила свои традиции, тоже должна работать на современном уровне. Эти учреждения должны выпускать специалистов с более высокой квалификацией. В новой концепции одним из пунктов прописано: не менее 60 процентов выпускников должны иметь разряд выше 2 — 3–го. А то получается, что через какое–то время работника опять надо направлять на переобучение, повышение квалификации — зачем же нам тратить государственные деньги по нескольку раз? Согласитесь, по большому счету, не важно, поступит ли вчерашний выпускник в вуз: главное, чтобы он был хорошим человеком, патриотом своей страны, профессионалом в избранном деле. Нужно заниматься тем, к чему душа лежит, найти свое место в жизни — в этом счастье.

    gabasova@sb.by

    Советская Белоруссия № 141 (24771). Вторник, 28 июля 2015

     

    Автор: Людмила ГАБАСОВАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)