24 Апреля, 2024 Среда

Птичку жалко

  • 31 июля 2015 Общество Русский 0

    От Беларуси до Африки — тысячи километров. Там — лето круглый год, здесь — скоро осень. А объединил нас вопрос охраны птиц, которые гнезда вьют на европейском континенте, а зимовать улетают туда, где всегда тепло. Не так давно Президент подписал указ о присоединении Беларуси к Соглашению по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (AEVA).

    Вот так, между границами, живут даже не тысячи, не сотни тысяч, а десятки миллионов водоплавающих птиц. Утки, гуси… Да и, собственно, не было бы проблемы — летели бы они себе, куда хотели, если бы не охотники. Потому что именно охота переводит некоторых из этих пернатых в разряд редких видов.

    Кто-то возразит: ведь охотился человек испокон веков, и ничего. Но все не так просто. Оказывается, из-за разницы в законодательстве (например, в Англии, Испании и Греции охота разрешена на зимующую птицу, у нас — в марте, когда она прилетает к местам гнездования) получается, что водоплавающие фактически всегда попадают под ружейный прицел. Более того, в некоторых странах Европы, например во Франции и Германии, эти птицы оказываются под прессом на протяжении полугода — с августа по январь, говорит заведующий сектором международного сотрудничества и научного сопровождения природоохранных конвенций НПЦ по биоресурсам Александр Козулин.

    Возможно, для кого-то это прозвучит забавно, но птица тоже испытывает стресс. Еще бы, ведь на нее постоянно охотятся! Есть виды, которые за много лет так и не подняли из-за этого головы. Например, серый гусь, численность которого начиная с 2000 года колеблется в пределах нескольких сотен особей. А ведь он в прямом смысле ранняя пташка и в самый разгар охоты — в марте-апреле — уже высиживает птенцов. «Если гуся потревожили охотники, — говорит специалист, — самец взлетает и с криком кружит над гнездом, становясь отличной мишенью».

    Но, конечно, под прессом не только он. Больше других страдают утиные — кряква и чирок-трескунок, который уже объявлен угрожаемым видом в Европе. Нельзя, конечно, взваливать всю ответственность за его судьбу только на нашего охотника. Чирок гнездится в поймах рек, которые у нас в последнее время из-за того, что перестали косить сухую растительность, зарастают. И это тоже добавляет дискомфорта в его непростую жизнь. Беспокоит его и охотник в Африке во время зимовки. А эта птица, к сожалению, не слишком осторожна и легко идет на чучела и электронные манки.

    На весеннем водоеме охотник пусть и косвенно, но беспокоит любую птицу. В результате та, завидев человека даже без ружья, всегда пытается скрыться. Но каждый такой взлет для нее — это потеря энергии, а ведь самке нужно отложить с десяток яиц, которые весят практически столько же, сколько она сама.

    Конечно, интересы охотника и эколога зачастую не совпадают. Первый, как известно, заботится о добыче, второй болеет за сохранность пернатых или хотя бы за то, чтобы отстрел был разумным. О важности этого баланса говорит директор заказника республиканского значения «Средняя Припять» и «Лунинский» Василий Мордухай: «Я всегда высказывал свое мнение о необходимости запрета весенней охоты. Птица уставшая, идет на гнездование. Не стоит ее в этот момент беспокоить».

    Тем не менее суровые цифры статистики говорят о том, что на территории Европы ежегодно отстреливается половина от численности всех популяций уток и около 27% — гусей. Согласитесь, звучит угрожающе. Но есть цифры и куда страшнее. Например, для кряквы это и вовсе 75—83%. Выходит, птенцов потом высиживают лишь пятая часть этих птиц. Конечно, ответственность за их судьбу ложится на все страны континента. Около

    5 миллионов крякв, по словам Александра Козулина, добывают охотники Европейского союза, и только немногим более миллиона особей приходится на страны Восточной Европы. И если в соседней России под прицел попадают 320 тысяч этих пернатых, в Беларуси на весеннем пролете — около 2—3 тысяч.

    Но это, скорее, не повод для споров, а причина задуматься, считают наши ученые. Тем более что принцип «Если это не возьмем мы, это возьмет кто-нибудь другой» в начале XIX века уже подкосил водоплавающих в Америке. Тогда, рассказывает Александр Козулин, чтобы спасти птиц, правительства Канады, США и Мексики объединили усилия и приняли ряд законов и межправительственных соглашений. В итоге водоплавающих удалось спасти. Но особый подход сохранился и по сей день. Например, в США решения о сроках охоты, нормах добычи на разных территориях и по разным видам в зависимости от ситуации ежегодно корректируются. Итог такого подхода, как говорится, налицо: здесь общая численность уток в период размножения составляет около

    46 миллионов, а после него и вовсе удваивается и продолжает расти! И это при том, что 15 миллионов этих водоплавающих ежегодно становятся охотничьим трофеем.

    Международный документ, подпись под которым поставила наша страна, даст возможность не только обсудить новую проблему, но и решить, каким путем идти дальше, считает Александр Козулин. Тем более что хорошие примеры в мире имеются. Но и мы на месте не стоим: первые шаги Беларусь при поддержке международных средств уже делает. «Мы будем совместно с ГЭФ реализовывать проект стоимостью в

    4,5 миллиона долларов, направленный на создание благоприятных условий для восстановления численности водоплавающих, — говорит ученый. — Проект затронет многие территории страны, в том числе Среднюю Припять».

    Справка «Р»

    Соглашение по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц подписано 16 июня 1995 года в Гааге (Нидерланды) и вступило в силу 1 ноября 1999 года. Регион соглашения охватывает 119 государств (включая Беларусь), из них в настоящее время к нему присоединились 73 страны и Европейский союз. Соглашение направлено на предотвращение снижения численности популяций водно-болотных птиц, гнездящихся, мигрирующих и зимующих на Афро-Евразийском миграционном пути; восстановление и рациональное управление их популяциями на международном уровне.





    РЭКОРДЫ  БЕСТУРБОТНАСЦІ

    Людзі  ў  тумане

    Спецыялісты кажуць, што, па статыстыцы, няшчасных выпадкаў на паляванні ў нашай краіне здараецца да пяці штогод. У 2013-м і 2014-м зафіксавана па тры выпадкі са смяротным зыходам. Ці гэта не падстава для таго, каб, як мінімум, быць больш уважлівымі? Для некаторых, здаецца, не... У гэтым годзе паляўнічыя і ўвогуле вырашылі пабіць усе рэкорды па няўважлівасці, правёўшы з 19 по 24 ліпеня «ўдарныя» шэсць дзён. Шкада вось толькі, што два чалавекі за гэта заплацілі сваім жыццём.

    Трэцяму, які паляваў 23 ліпеня каля вёскі Бастынь Лунінецкага раёна ва ўгоддзях камунальнага ўнітарнага прадпрыемства «Паляўніча-рыбалоўная гаспадарка «Лунінец», яшчэ пашанцавала. Ён хоць і трапіў у той дзень у бальніцу з раненнямі карцеччу, але застаўся ў жывых. Трыма днямі раней каля вёскі Падкленне ў Быхаўскім лясгасе 37-гадовы жыхар Быхава смяротна параніў свайго таварыша —

    57-гадовага магіляўчаніна, мабыць, прыняўшы яго за лася, на якога яны разам нелегальна палявалі. А 24 ліпеня цемра і багатая фантазія падвялі ўжо легальнага паляўнічага ва ўгоддзях установы Ганцавіцкая РАС «РДГА БТПР» паблізу вёскі Малыя Круговічы. Паляўнічы страляў, як яму здалося, па кабану, а ў выніку трапіў прама ў галаву іншаму паляўнічаму, які самавольна пакінуў адведзенае яму падлоўчым месца палявання.

    Як гэта магчыма — ціснуть на курок, калі выразна не бачыш мэты? Намеснік начальніка аддзела Дзяржінспекцыі аховы жывёльнага і расліннага свету, паляўнічы са шматгадовым стажам Сцяпан Гузней перакананы: справа ў элементарнай бестурботнасці людзей, якія прыйшлі ў лес не папаляваць, а пастраляць. «Паляўнічы на сто працэнтаў павінен быць упэўнены, што перад ім жывёла, а не чалавек. Нельга спісваць свае памылкі і на абставіны, напрыклад, быў туман... — гаворыць ён. — Усё гэта прапісана правіламі бяспекі».

    Але хто чытае правілы? Ды і інструктажы перад паляваннем, на жаль, носяць фармальны характар. Але ж гэта, як паказвае жыццё, зусім не пустая трата часу. Мабыць, карысна нагадаць іх і некаторым дасведчаным, бо брэсцкія гора-стралкі былі з ліку паляўнічых са стажам. Хоць, нагадваюць спецыялісты, і з ахвяр, якія самавольна пакінулі свае месцы ў час палявання, віны ніхто не здымае. Вядома, беларускія выпадкі не такія шматлікія, як, напрыклад,  у суседняй Расіі, дзе зводкі аб інцыдэнтах на паляванні гучаць значна часцей. Там у лічбы сумнай статыстыкі трапляюць і высокапастаўленыя чыноўнікі, і бізнесмены.

    Але, з іншага боку, гэта ніяк не з’яўляецца апраўданнем для нас. Хоць усе парушальнікі і будуць пакараныя па заслугах. Трэба глядзець глыбей, перакананы начальнік дзяржінспекцыі Сяргей Новікаў. Не грэх успомніць, як гэта было раней, і пра паляўнічы кодэкс гонару. А яшчэ, спадзяюцца ў дзяржінспекцыі, нарэшце станоўчыя вынікі дадуць падрыхтоўчыя курсы, абавязковыя для ўсіх, хто хацеў бы атрымаць пасведчанне на права палявання. «Калі няшчасных выпадкаў менш не стане, будзем настойваць на перыядычным кантролі ведаў правілаў палявання, і перш за ўсё бяспекі», — кажа Сяргей Новікаў.

    veraart14@mail.ru

     

    Автор: АРТЕАГА Вера МихайловнаРэспубліка

Комментарии (0)