28 Апреля, 2024 Воскресенье

История на вынос

  • 31 июля 2015 Общество Русский 0

    Несколько лет назад один из моих знакомых, любитель дикого индустриального туризма, свозил меня на экскурсию по бывшим военным объектам, доставшимся нам от советского прошлого. По пути он говорил неоднократно: рачительные немцы или американцы давно приспособили бы это под музей и получали прибыль. В крайнем случае, разобрали бы на стройматериалы. Но мы страна богатая, а потому по кирпичам долгое время это добро усердно растаскивали местные жители. Недавно я вновь побывал на закрытых ранее территориях. Увиденное вызывает сильные эмоции.

    Перед поездкой друзья-«сталкеры» предупредили: смотреть уже особо не на что. Все, что можно было растащить, вывезено, остальное срыто бульдозером или завалено землей. Сажусь в машину в надежде увидеть хоть какие-то остатки роскоши. Первая точка — бывший командный пункт 115-го зенитного ракетного полка ПВО по улице Лейтенанта Рябцева на окраине Бреста. Оборудовали его когда-то в оборонительной казарме, которая входила в фортификационную систему Брестской крепости.

    Бункер спрятан со всех сторон молодыми деревьями, сверху — земляной вал. Пробираемся сквозь заросли, спускаемся на небольшую поляну. Перед нами — вход в помещение. Внутри — мусор, рой мух. В паттернах и казематах звенит эхо. Стены исписаны вандалами, под ногами — сырость. Видимо, выходят грунтовые воды. Когда-то входы перекрывали мощные бронированные двери. Сейчас их нет. На одном из выходов — следы недавней работы автогена. 

    Следующая остановка — форт № 1 километрах в 10 отсюда, расположенный на окраине города. Войска отсюда вывели еще в 1990-х. С тех пор объект историко-культурного наследия ищет хозяина. Картина та же. Форт уходит под землю. На полянах, оборудованных местными для пикников, — мусор. Главный специалист сектора культуры отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Брестского горисполкома Алла Кондак после рассказала: хозяин у форта есть. Его купил частник еще в конце 2000-х, вот только сделать с ним ничего нельзя:

    — Предприниматель планировал построить здесь дом, оборудовать конюшню, выгул для лошадей. Но форт — это историко-культурная ценность, и строить здесь ничего нельзя. 

    Кстати, по оборонительной казарме, бывшему КП ПВО, вопрос решен. Его 340 «квадратов» проданы не так давно на аукционе за 9 миллионов 400 тысяч рублей физическому лицу. Алла Кондак говорит, что его хотят оборудовать для проведения спортивных игр. Получится? Время покажет. 

    Каменецкий район. Здесь дислоцировалась воинская часть с двумя объектами: приемным и передающим узлами связи, которые находятся примерно в 15—20 километрах друг от друга. Каждый узел — трех-этажное подземное сооружение с автономными системами жизнеобеспечения. Передающий дислоцировался в деревне Дворцы. Принимающий — в поселке Приозерский. Так обеспечивалась связь с руководством стран Варшавского договора.

    Увы, ни там, ни там мне фотоаппарат расчехлять не пришлось. В Дворцах, о которых часто писали, напоминая о диггерах, вандалах и опасности провала для грибников, власти наконец-то выполнили обещание, похоронив бункер под землей. Председатель Каменецкого райисполкома Андрей Писарик обрисовал картину:

    — Года два назад мы, что можно было, перекопали, засыпали, взорвали, чтобы туда никто не лазил. Там было три-четыре входа: их залили бетоном и засыпали землей.

    На мой вопрос, не было ли мыслей приспособить объект для туризма, Андрей Писарик ответил:

    — Лично у меня никаких мыслей не было, про остальных не знаю.

    А в конце разговора предложил проехать на экскурсию в Приозерский. По пути один из моих проводников рассказывал о том, что видел в Дворцах примерно десять лет назад, когда объект сняли с охраны:

    — Народ просто ломанулся туда. Растаскивали чуть ли не круглосуточно. Мы приехали туда на экскурсию, вернулись через неделю: все уже было разворочено. Местные рассказывали, что туда знающие люди приезжали подготовленными: с резаками, сваркой. Днем «пилили», вечером грузили на машины. Снимали кабели, аппаратуру, железо… Там же имущество было рабочим. Даже аккумуляторы заряжены. В насосной мы видели разбитые движки. Целые стоят очень дорого, но проще, видно, было разобрать их на медь. А дизельные генераторы! Каждый из трех, также разломанных, мог запитать населенный пункт на три тысячи человек. 

    В Приозерском нас тоже ждало разочарование. Там бункер уцелел, внутри сохранились системы жизнеобеспечения, аппаратура. Но находится он в ведении МЧС. Без стука не войдешь. А пресс-секретарь областного управления Сергей Машнов ответил, мол, мы туда «экскурсии» уже не водим. Распоряжение руководства.

    Правда, для самих спасателей объект тоже головная боль. С уходом военных его приспособили под запасной штаб гражданской обороны. В 2001-м он перешел на баланс МЧС. Все, что делает ведомство сегодня, говорит Сергей Машнов, — несет охрану и оплачивает электричество.

    То есть объект, по сути, не эксплуатируется. А зря. В Швейцарии, например, один подобный бункер перестроили в гостиницу, а второй — в сейф для хранения произведений искусства и важных документов. Неужели это никому не интересно у нас?

    Три года назад «Р» подробно писала о судьбе военного городка 44-го ракетного полка РВСН, базировавшегося в Малоритском районе в урочище Черный Лес. С тех времен там мало что изменилось. Сборно-щитовые здания и казармы, правда, уже разобраны. Что-то разрушилось и сгнило само. Остались ангары. Во втором дивизионе по-прежнему размещается СООО «Роскорм», переоборудовавшее ангары под овоще-      хранилища. Первый принадлежит частному предпринимателю, взявшему его под страйкбол. В 2012-м он делился планами с журналистами. Хотел заняться там овцеводством или выращиванием грибов и даже открыть музей ракетной истории региона. Увы, проекты, по словам председателя Малоритского райисполкома Казимира Лапича, до реализации пока не дошли:

    — Пока, к сожалению, видимой работы нет. Предприниматель сдает помещения в аренду для хранения некоторым предприятиям, проводит игры… Сейчас, возможно, мы разрешим ему продать эту базу другим частным инвесторам. Тот же «Роскорм» готов ее выкупить.

    Подобных объектов в стране десятки, они разбросаны по разным ведомствам, у каждого свой балансодержатель… А я вспоминаю уникальный музей РВСН, что недалеко от города Первомайска на границе Кировоградской и Николаевской областей. Там тоже когда-то размещалась строго засекреченная ракетная база, а сейчас, заплатив деньги, с наследием «холодной войны» может ознакомиться любой турист. Спуститься в бункер, прикоснуться к деталям стратегических ракет. Легально, соблюдая меры безопасности, получив подробную информацию от экскурсовода. Меня часто спрашивают гости из других городов, мол, в Брестской области тоже стояли ракетчики. Можно ли что-то подобное посмотреть тут? Увы, приходится отправлять их в Украину.

    alexbresta@gmail.com

    Фото автора и из интернета

     

    Автор: Александр МИТЮКОВРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)