30 Апреля, 2024 Вторник

Откуда и куда бежит вода

  • 19 августа 2015 Общество Русский 0

    Чтобы Свислочь была полноводной рекой, а Минск никогда не испытывал жажду, ежегодно в столицу из Вилейского водохранилища подается до 115 миллионов кубометров воды

    Около 40 лет назад, в 1976 году, для бесперебойного обеспечения столицы технической и питьевой водой, а также в целях обводнения реки Свис­лочь в полную силу заработала Вилейско-Минская водная система (ВМВС). Ее строительство длилось около 8 лет: возводили насосные станции и акведуки, расширяли русло реки, построили канал системы, создали водо­хранилища.

    — Детальная разработка проекта создания ВМВС началась в СССР в 1964 году. Сегодня по ее каналу в столицу приходит более 300 тысяч кубометров воды в сутки, — рассказал заместитель начальника производства по эксплуатации (ПЭ) ВМВС Павел Крук. — При этом вода не просто преодолевает путь длиной 70 километров: Вилейское и Заславское водохранилища имеют разницу в отметках в 70 мет­ров, поэтому насосные станции кас­кадом поднимают воду на высоту 25-этажного дома. Сама ВМВС —

    крупнейший в республике искусственно созданный водный объект, а Вилейское водохранилище — самый большой в стране искусственный водоем площадью свыше 6 тысяч гектаров. ВМВС в свое время стала первым крупным гидротехническим комплексом по переброске речного стока из бассейна Балтийского моря в центральную и далее в южную часть Беларуси — к бассейну Черного моря. На своем пути канал с помощью акведуков пересекает многочисленные речки и ручьи. Наше производство обеспечивает подачу питьевой и технической воды в Минск из Вилейского водохранилища. Точнее, из реки Вилия, на которой был построен водоем. Таким образом, на момент своего рож­дения ВМВС решала три задачи: полноценное обводнение города, обеспечение его технической водой и питьевой. Конечно, с поэтап­ным переходом на подземные источники водоснабжения столицы объем воды, подаваемой из поверхностного слоя, постепенно снижался. Сегодня ее приходит в город в разы меньше, чем изначально. Раньше воду из Свислочи брали большинство промышленных предприятий. Теперь же из крупных потребителей остались такие как ТЭЦ-2, ТЭЦ-3. Для них созданы отдельные водохранилища — так называемый Денисовский разлив и Чижовское. Также на ТЭЦ-4 насосная станция подает воду из поверхностного источника и обеспечивает ею куст промышленных предприятий в юго-западной части Минска.

    Из Вилейского водохранилища по каналу на Минскую возвышенность воду подают 5 насосных станций. Самая высокая точка находится как раз в районе пятой, а дальше вода уже самотеком поступает в Заславское водохранилище (в народе — Минское море), которое построено еще раньше, чем ВМВС —

    в 1955 году. Кстати, до его появления центр города каждую весну сильно затапливало.

    Перед Заславским водохранилищем работает еще одна насосная станция, которая разделяет водный поток на два и один из них направляет в резервное водохранилище, расположенное недалеко от МКАД. Его построили в 1981 году для создания запасов воды именно на питьевые нужды. И сегодня у него то же назначение: вода из этого водохранилища направляется на очистную водопроводную станцию, откуда подается в распределительную сеть города.

    — Искусственная подача воды в Свислочь осуществляется беспрерывно, и это главная особенность городской реки, — пояснил Павел Крук. — Благодаря созданию ВМВС, в том числе водохранилищ, плотин, каскадов, акведуков, мы можем обеспечивать качество воды в реке, исключая такие источники загрязнения, как талые воды, ливневые стоки, чрезмерный нагрев. Первые благодаря техническим сооружениям вдоль всего канала ВМВС просто не попадают в Свислочь, вторые перед сбросом в реку проходят очистку. А не нагревается вода ввиду достаточной для этого скорости течения, которая обеспечивается за счет постоянного притока новой воды. Происходит так называемый водообмен, река самоочищается. Естественного стока Свислочи недостаточно, чтобы обеспечить очистку воды при той нагрузке, которую дает Минск. К тому же без постоянной подпитки из Вилейского водохранилища ее сток был бы настолько слабым, что движение воды едва ли можно было бы заметить. Она застаивалась бы, загрязнялась, чего не происходит в реальности благодаря постоянному водообмену.

    Вилейско-Минская водная система — это 8 крупных водохранилищ общей площадью почти 10,6 тысячи гектаров, канал протяженностью 7 километров, несколько мощных насосных станций, которые каскадом подают воду в столицу, поднимая ее на высоту 25-этажного дома.

    Самоочищается Свислочь, как и любая другая река, посредством водной растительности, объемы которой также под контролем у специалистов ПЭ ВМВС. На них возложена ответственность за содержание русла столичной реки и водоемов Слепянской водной системы, то есть поддержание должного состояния водной глади и чистоты и порядка на тех участках берега, к которым примыкают гид­ротехнические сооружения. Иными словами, мы мусорим — они за нами убирают. Чего греха таить: значительная часть отходов после всевозможных пикников на берегу оказывается в воде. И это не только бутылки и пакеты: встречаются автомобильные покрышки, старая мебель, холодильники и даже автомобили. И по факту осмотрщики ПЭ ВМВС работают уборщиками: в летний сезон ежедневно вылавливают из реки разнообразный плавучий мусор, очищая от него водную гладь.

    ВМВС построена в 1968-1976 годах. Это был первый в республике крупный гидротехнический комплекс по переброске речного стока из бассейна Балтийского моря в центральную и далее в южную часть Белоруссии — к бассейну Черного моря.

    На своем пути канал с помощью акведуков пересекает многочисленные речки и ручьи.

    Что касается водной растительности, ее количество регулируют косцы — непосредственно у берега траву скашивают ручными косами, а ближе к середине рус­ла — специальными плавучими комбайнами. Каждое лето на мусорные полигоны для захоронения из минских водоемов вывозят до 400 тонн водорослей.

    — Для контроля качества воды один раз в две недели производится отбор проб в Вилейском водохранилище, перед насосной станцией в Заславле и непосредственно в резервном водохранилище, — пояснил Павел Крук. — Состояние технической воды отслеживается для того, чтобы из нее можно было приготовить питьевую.

    Питьевую воду из той, что поступает в столицу из поверхностного источника, готовят на очистной водопроводной станции, где проводится ее первичное хлорирование. Затем она отправляется в реагентное хозяйство, где осветляется. То есть от нее отделяется вся биомасса. Этот процесс называется «реагентная очистка». Пос­ле вводят коагулянт — гидрооксихлорид алюми­ния, и вода попадает на безнапорные фильтры с кварцевым песком — этап осветления завершен, начинается процесс фильтрации. Толщина слоя наполнителя — 1,5 метра. Фракция — всего 0,8-1,6 миллиметра. После столь тщательной очистки проводится вторичное хлорирование воды. При этом строго соб­людаются санитарные нормы и правила, согласно которым количество остаточного смешанного хлора в ней должно быть в пределах от 0,7 до 1,2 миллиграмма на дециметр кубический — ни больше, ни меньше. Следующий этап, который проходит вода, — озонирование. Озон в данном случае дезодорант: он выравнивает привкус и цвет. Затем вода отправляется в запасно-регулирующие резервуары и становится питьевой. Оттуда гравитационно она поступает на насосную станцию второго подъема и затем по водоводам — в распределительную сеть Минска. Когда доходит до потребителя, содержит 0,3-0,5 миллиграмма хлора на дециметр кубический. Конечно, его запах чувствуется, и пить такую воду не очень вкусно, зато безопасно.

     

    Автор: Наталья ЕРЕМИЧМинский курьер

Комментарии (0)