30 Апреля, 2024 Вторник

Увечная память

  • 02 сентября 2015 Общество Русский 0

    Почему люди гибнут на железнодорожных путях, и какие меры принимаются, чтобы предотвратить несчастье

    Минская транспортная прокуратура провела анализ случаев непроизводственного травматизма людей на железной дороге. Несмотря на общее снижение числа таких ситуаций, проблема не снята. Беседуем с Минским транспортным прокурором Николаем Кротовым.

    — За шесть месяцев этого года пострадали 36 человек, за такое же время в 2014-м — 42. Чис­ло смертельно травмированных за оба периода одинаково — 25 граждан, — констатирует он.

    Общее в этой печальной статистике то, что чаще всего травмы получают люди в возрасте от 30 до 45 лет. Большинство пострадавших — мужчины. Вот показательный пример, когда обычная невнимательность стоила жизни молодому человеку, отдохнувшему на Минском море. Как выяснилось, выезд на природу не обошелся без спиртного. На остановочном пункте парень, толком не посмотрев по сторонам, шагнул на переход через пути перед электричкой.

    — Общая черта несчастных случаев на железной дороге — пренебрежение элементарными правилами безопасности. Взять хотя бы наушники. И стар и млад идет в них вдоль или через пути, наслаждается любимой музыкой. Человек не слышит приближения состава, подаваемых звуковых сигналов. И получает многочисленные серьезные и зачастую несовместимые с жизнью травмы, — говорит Николай Кротов.

    Благополучно разминуться с составом некоторым пострадавшим помешало их состояние. Если в прошлом году более половины всех участников происшествий были пьяны, то в нынешнем таких меньше трети. Снижение произо­шло во многом благодаря усилиям сотрудников органов внутренних дел на транспорте и территориальных подразделений милиции. Правоохранители попросту выдворяют с железнодорожных объектов, прилегающей к путям территории потенциальных жертв — людей в состоянии опьянения.

    Особые случаи

    В июне этого года на станции Минск-Сортировочный машинист обнаружил между путями тело парня с признаками термического воздействия. Иногородний студент получил страшные обширные ожоги, а также травмы головы, живота, вероятно, при падении с высоты. Поз­же он скончался в больнице. По факту случившегося продолжается доследственная проверка. Не исключено, что молодой человек погиб, выполняя прыжок с вагона или цистерны: задел провод и получил поражение электрическим током. Родственница студента сообщила правоохранителям о том, что он увлекался паркуром.

    Экстремалам стоит помнить: напряжение в контактном проводе свыше 25 тысяч вольт. Сила тока также немаленькая. Не всегда нужно касаться провода: при определенных условиях электродуга способна убить даже на расстоянии.

    А вот чтобы попасть под поезд, необязательно находиться у него на пути. Небезопасно стоять рядом с рельсами, когда по ним на скорости следует состав. Набегающая воздушная волна, вихревые потоки порой способны швырнуть на состав или, того хуже, затянуть под него. Такое уже случалось на стальных магистралях страны. Люди оказывались в междупутье, когда во встречных направлениях проходили поезда. В результате несчастные падали под колеса или сильно ударялись о грохочущий состав. Испугом не отделывались.

    Качу, куда хочу

    Необходимо предостеречь и велосипедистов: ехать по пешеходному переходу через пути категорически нельзя.

    — Фрагменты настила прерываются нитями рельсов — между этими элементами есть зазоры. Вполне вероятно, что колесо попадет в один из таких и застрянет. До беды недалеко, и это не преувеличение, — говорит собеседник.

    Несколько лет назад произошла трагедия на станции Борисов. Колесо велосипеда, на котором ребенок переезжал пути, оказалось зажатым. На станции было шумно из-за проходящих составов. Пытаясь вытащить байк, мальчишка не услышал ни приближающийся поезд, ни даже громкие звуковые сигналы. Не помогло и экстренное торможение. Погиб единственный ребенок в семье.

    Дать телу ход

    Переходить пути нужно не просто в установленных местах, но и не спеша, убедившись в безопасности маневра и в том, что на него достаточно времени. Пытаясь проскочить перед приближающимся поездом, человек сильно рискует: в суете можно подвернуть ногу, чемодан на колесах способен в самый неподходящий момент соскочить с настила и остановить продвижение хозяина. Иногда замешкаться на мгновение — значит погибнуть.

    При пересечении нескольких путей не следует идти вперед сразу после того, как мимо про­ехал поезд, приближавшийся слева. Пусть отъедет подальше, ведь за ним может скрываться встречный. Едва ли в общем шуме человек определит, что составов несколько.

    Благодаря проводимой работе — профилактической и по выявлению злоумышленников —  движущиеся электропоезда сейчас не забрасывают камнями. Раньше этим грешили в основном несовершеннолетние.

    Места знать надо

    В Минске потенциально опасный участок — это Минск-Сортировочный — Курасовщина. Здесь пока не завершено устройство ограждения. Притом железная дорога разделяет два густонаселенных массива — микрорайоны Курасовщина и Брилевичи.

    — В районе станции Курасовщина граждане переходят полотно достаточно часто и не всегда там, где разрешено. Железнодорожные пути в обоих направлениях делают закругление, что требует повышенной внимательности пешеходов, — продолжает Николай Кротов.

    По его словам, самый безопасный, но и недешевый вариант — обустройство подземных или надземных переходов и ограж­дение путей. Так сделано, например, на остановочных пунк­тах Масюковщина, Лебяжий.

    Чего только не делают

    В целом БЖД прилагает много усилий, чтобы на ее объектах было безопасно. В Минском отделении проверены состояние освещения и техническая исправность посадочных платформ, пешеходных переходов, переездов, исправность сигнализации на станциях и остановочных пунктах.

    Отслеживают даже места несанкционированных переходов, устанавливают информационные плакаты. Впрочем, расслабляться не приходится и там, где, казалось бы, сделано все необходимое для безопасности. Например, пешеходы повреждают ограждения путей. Силы тратят, рискуют жизнями, только чтобы ходить через рельсы, где вздумается.

    А как у них?

    С любителями селфи в мире произошло немало несчастных случаев. В поисках оригинального ракурса люди напрочь забывали об опасности, пролазили, взбирались туда, куда не следует. И гибли на таких фотосессиях: падали с мостов и со скал, попадали в аварии. Например, в Румынии 18-летняя девушка попыталась сделать селфи на крыше поезда. Реализация творческой задумки получилась в прямом смысле убийственной: высоковольтный провод, задетый юной особой, буквально испепелил ее. А в США парень угодил под поезд, когда пытался запечатлеть себя вблизи железнодорожных путей.

    У нас до недавних пор о происшествиях при таких обстоятельствах слышно не было. Однако похожий случай имел место поздно вечером 16 августа на территории станции в Пружанском районе. Школьница ради фотоснимков на камеру мобильного телефона (их делала сверстница) забралась на крышу вагона товарного состава, стоявшего под контактной сетью. Девочка получила удар электрическим током и оказалась в реанимации.

    Автор: Андрей ГАВРОНМинский курьер

Комментарии (0)