27 Апреля, 2024 Суббота

С языка сорвала

  • 14 октября 2015 Общество Русский 0

    Почему она запрещает пользоваться на своих уроках планшетами и каких писателей дети сегодня читают взахлеб, рассказала обладатель почетного звания «Минчанин года — 2015», учитель русского языка и литературы средней школы № 144 Людмила Казачёнок

    — Почти 40 лет в образовании определенно свидетельствуют о том, что с выбором профессии когда-то не ошиблись…

    — Думаю, выбор был в каком-то смысле предрешен: оба родителя — педагоги, бабушка окончила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, тетя также была учительницей. Словом, среда благоприятствовала.

    Родители в свое время посчитали необходимым отправить меня на воспитание к бабушке в Воложинский район. Там окончила Ивенецкую среднюю школу и музыкальную по классу фортепиано. Думаю, благодаря бабушке Елене Никитичне, ее строгому воспитанию я состоялась и как педагог, и как человек. Она привила мне любовь к чтению, вкус в выборе музыки. Сказалось также и то, что в нашей школе трудилось очень много молодых учителей, в том числе филологов.

    По окончании десятилетки поступила в Белорусский государственный университет на филологический факультет. По распределению год отработала в поселке Могильно Узденского района — на малой родине своей матери. Трудилась учителем русского языка и литературы, а по совместительству — учителем музыки и пения, потому что соответствующего педагога в школе не было.

    Когда супруг, физик, распределился в Институт ядерной энергетики в Соснах, мы получили комнату в общежитии в поселке и переехали сюда. Вскоре устроилась в 144-ю школу: сначала в качестве учителя подготовительных классов, затем — русского языка и литературы.

    — Какие темы русской классической литературы находят живой отклик у современных подростков? Продолжает ли литература сегодня — в век гаджетов и Интернета — выполнять свою воспитательную роль?

    — Сегодняшние подростки охотно размышляют над межличностными отношениями героев. К примеру, никак не могут понять традиций объяснения в любви в XIX веке. Задумываются, почему девушке нельзя обратиться к молодому человеку первой. Их по-хорошему задевают семейные проблемы.

    Старшеклассникам в прошлом году было трудно разобраться с романом-эпопеей «Война и мир». Однако мальчишкам нравились сцены военных баталий, девчатам — описание первого бала Наташи Ростовой. Очень хорошо воспринимают Чехова, Бунина, любят читать Булгакова — «Мастера и Маргариту», «Собачье серд­це». После всегда ведут жаркие споры. Поднимаемые в классической литературе проблемы рассматриваем в контексте современности — как они проявляются в нашей жизни.

    Много лет подряд Людмила Геннадьевна ведет в школе по субботам дополнительные занятия по подготовке к централизованному тестированию. Отмечает, что случаи, когда кто-то обращается к репетитору, единичны.

    — Сегодня нередко приходится слышать мнения о том, что активное общение в социальных сетях приводит к снижению общей грамотности детей и подростков и даже утрачиванию навыков устной речи. Согласны?

    — Безусловно, всеобщее увлечение соцсетями отрицательно влияет на грамотность молодежи. Впрочем, с еще большей осторожностью нужно подходить к виртуальному контенту. В Интернете сегодня можно найти все — даже спайсы! Родители обязательно должны контролировать время, которое их ребенок проводит за компьютером, и содержание про­сматриваемых страниц.

    — Знаю, что вы уже не первый год готовите сборную коман­ду учащихся столицы к рес­публиканским олимпиадам и международным конкурсам по русскому языку и литературе.

    — Олимпиадным движением занимаюсь около 20 лет. Тренирую городскую команду. Ребята приезжают на занятия в школу по субботам. Сейчас, к примеру, готовимся к международному конкурсу «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», который в скором времени пройдет в Гомеле. Столицу в нем представят 6 человек.

    Отмечу, что работая с олимпиад­никами, значительно пополнила и собственные знания: готовясь к занятиям, перекопаешь немало литературы (улыбается). Составляю сборники методических наработок. Дети, когда собираемся на олимпиаду, в шутку напоминают: «Синенькие книжечки свои не забудьте!»

    К сожалению, чистых филологов сегодня среди школьников крайне мало. В основном учащиеся выбирают то, что им надо для поступления — математику, физику, английский язык. Филологический факультет предпочитают в редких случаях. Вот, к примеру, в прошлом году абсолютным победителем олимпиады Союзного государства стал наш выпускник Тимофей Прокопенко, а поступил парень на специальность «прикладная математика» в Белгосуниверситет.

    Еще один минус в нашей работе: после 9-го класса большая часть талантливых ребят уходят в Лицей БГУ, куда их принимают без экзаменов. Потом в 10-11-м классах они завоевывают дипломы и призовые места, хотя это фактически заслуга школьного педагога.

    — И находите подход к учащимся?

    — Люблю начинать урок с задания написать мини-сочинение-рассуждение по цитате из произведения писателя. К примеру, недавно предложила поразмышлять над фразой «Береги платье снову, а честь смолоду». Спрашиваю ребят: что такое честь? В ответ — тишина. Задумались. Предлагаю не стесняться и высказывать свои догадки, соображения по этому поводу. Один мальчишка долго думал и выдал: честь — это на­учиться уважать себя.

    На уроках всегда предъявляю одно важное требование: у детей не должно быть ни планшетов, ни мобильных телефонов — только учебник. Седьмой класс сейчас изучает «Капитанскую дочку»: ребята взяли книги, на страницах ищут подтверждение своих мыслей. В этом плане я консерватор. Запретила бы родителям покупать чадам навороченные телефоны и планшеты. Чтобы просто позвонить и сказать, что нормально добрался до школы, сгодятся обычные кнопочные аппараты. В прежние времена дети на переменах нет-нет да и откроют книгу, а сейчас всё больше с модными девайсами сидят.

    — Как относитесь к реформам в образовании?

    — Положительно, однако с некоторой долей опаски. К примеру, идея возвращения профильного обучения в средней школе замечательна сама по себе, но мы столкнулись с проблемой: у нас в 144-й в нынешнем году набрался только один 10-й класс. Как объединить всех учащихся в профильный класс? Не все же могут одинаково успешно потянуть физику и математику либо математику и английский на повышенном уровне.

    Порадовалась возвращению предмета «Мировая и отечественная художественная культура». Сама когда-то вела его. Обидно, что когда предмет убрали из программы, все методические наработки были утеряны. Теперь их нужно восстанавливать практически с нуля.

    — Наверняка вас, профессионала в своем деле, не раз пробовали переманить в другие учебные заведения?

    — Не скрою, в другие школы, гимназии приглашали неоднократно. Звали даже на руководящую должность. Хотя, думаю, я зачахла бы в кресле администратора. Мне нравится живое общение со школьниками.

    — Что читаете на досуге?

    — Перечитываю рассказы Чехова, Бунина. Очень вдохновляют произведения Алексея Толстого. И, признаюсь, искренне расстроилась, когда из школьной программы убрали поэтов Фета и Тютчева. Читаю и современную литературу, однако предпочтение отдаю все же классикам — больше пищи для ума. Одного только Льва Толстого сколько ни перечитывай, всегда будешь находить что-то новое!

    Личная библиотека насчитывает не одну тысячу томов. Когда школьники приходят ко мне домой, с изум­лением интересуются, правда ли, что я все это прочитала. Да и в целом у нас очень читающая семья.

    В 2011 году Людмила Казачёнок была отмечена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь». Руководит методическим объединением учителей русского языка и литературы Заводского района. Читает лекции для педагогов в Минском городском институте развития образования.

    Автор: Виктория ДЕРЖАНОВИЧМинский курьер

Комментарии (0)