06 Мая, 2024 Понедельник

Заслуженный парашютист-испытатель СССР Владимир Чижик. Воспоминания

  • 15 октября 2015 Общество Русский 0

    Наш земляк Владимир Чижик родился в Речице в 1938 году. Он единственный белорус, удостоенный престижного звания «Заслуженный парашютист-испытатель СССР» и покоривший с помощью парашюта три горные вершины – пик Коммунизма, пик Ленина и Эльбрус, за что занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Владимир Дмитриевич установил шесть мировых рекордов, совершил более 6 000 прыжков, также является заслуженным мастером спорта СССР. Получил 20 авторских свидетельств на изобретения, большинство из которых внедрены в реальных конструкциях парашютов.

    Легендарный парашютист-испытатель участвовал в этом году в походе, организованном речицкими ветеранами ВДВ и ССО, в болота Могилёвской области тропами спецотряда «Славный», про который мы писали в № 57 от 19 мая 2015 г. Тогда нашему корреспонденту удалось немного пообщаться с Владимиром Дмитриевичем, и вот сейчас он доверил газете свои воспоминания, адресованные речичанам, да и, пожалуй, всем белорусам. С трепетом передаем вам эти строки, полные иронии, горечи и безусловной любви.

    Против падения, или Признание в любви

    Мне было около пяти лет, когда я впервые услышал слово «парашют».

    Год 1943. Речица, улица Вокзальная, дом 144. Мы прятались где могли, шла бомбёжка, и было страшно – ночь, а совсем светло. Изредка, в перерывах между взрывами, на дворе что-то цокало. Утром, выбравшись из-под кровати и выйдя во двор, на крыльце я находил острые, продолговатые, со всех сторон игольчатые, металлические «игрушки». «Не трогай, неслух, – поранишься», –

    говорила мама. Это были осколки от бомб, их сбрасывали на парашютах при ярких вспышках.

    Позже, когда повзрослел, я узнал о парашютах многое. И не просто узнал. Выполнив свой первый прыжок около 60 лет назад, я увлёкся парашютизмом и вообще лётным делом всерьез. Сквозь годы поисков, сомнений и неудач я нашел, наконец, дело, которое стало состоянием моей души и образом жизни. Окончив Киевский институт гражданского воздушного флота, я шесть лет работал инженером-механиком в аэропорту Внуково в Москве. Параллельно занимаясь в Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова, участвовал в установлении шести мировых рекордов. Тогда же получил несколько аварийных спусков на запаске.

    Чудаки-мечтатели

    При клубе в то время существовал так называемый Комитет по изучению машущего полёта. Это было небольшое помещение на первом этаже рядом с парашютным классом, в котором я часто ночевал после прыжков.

    В этом помещении собирались энтузиасты изучения машущего полёта птиц, насекомых и прочей порхающей живности, удивительным свойствам которых отсталое человечество завидует до сих пор,– ведь все эти красавцы освоили небо задолго до того, как мы появились на Земле. Это были в основном старики-пенсионеры, бывалые крупные специалисты авиационных заводов, конструкторы, уцелевшие летчики, спасающиеся от боевой послеполетной депрессии и разные чудаки-мечтатели. Устраивались симпозиумы, доклады, где можно было услышать много чего интересного из области авиации, а главное, разные байки. Часто туда приходила известная лётчица, Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда Валентина Степановна Гризодубова, человек необыкновенной доброты и огромного военного опыта, – только боевых вылетов у неё было несколько сотен. Будучи в то время руководителем крупной авиационной фирмы, она курировала, помогала в житейских делах и морально спонсировала комитет.

    …Ведь парашюты дарят нам свободу

    парить, как птицы, под синим небосводом

    и задержаться хоть на миг под облаками,

    до неземного дотронуться руками.

    (из песни Дмитрия Чижика)

    Там было много интересной литературы, различных механизмов и моделей крыльев насекомых и птиц. Были кое-какие инструменты, станки и даже небольшая настольная аэродинамическая труба. Я тоже собирал какие-то модели и спал на верстаке между станками. Всё это было через дорогу с Тушинским аэродромом, где я пропадал на прыжках. Прыжки в то счастливое время были бесплатными, на старте подкармливали завтраками. На сборах вообще кормили по реактивной норме, и это, особенно для студентов, была малина. Вскоре в этом комитете, кроме моделей птиц, появились парашюты, каска, парашютные ботинки, куски ткани, стропы, ножницы и швейный станок. Старики меня терпели. От входной двери комитета у меня были даже собственные ключи. Часто туда приходили мои друзья парашютисты, иногда тоже оставались ночевать – охрана нас не выгоняла, потому что пили мы не много и шумели не очень: завтра же с утра к доктору на предполетный медосмотр!

    Впоследствии комитет закрыли, всё, что мы не успели спасти, выбросили на свалку… В общем перестройка свершила своё «благородное дело»: кому тогда были нужны произведения выживших из ума стариков и мечтателей?

    «Туманность Андромеды» и воздушное хулиганство

    Ежегодно в составе команды СССР мы выезжали на сборы в южные края, в основном в Фергану, Андижан или в Ташкент на аэродром Аранчи. Там при поддержке и попустительстве главного тренера сборной Союза Павла Андреевича Сторчиенко (по прозвищу Папаня) и хозяйки сборов – старейшей парашютистки Галины Богдановны Пясецкой (её мы нежно звали Маманя, потому что очень любили) – я резал и кроил парашюты.

    В Тушино я впервые освоил буксировочные полеты за автомобилем и даже выступал с этим номером на авиационных праздниках. В Севастополе на съёмках фильма «Туманность Андромеды» летал за торпедным катером на парашюте УТ-2к. На катере, который меня подбирал в море, была вся веселая съёмочная группа, включая красавицу Вию Артмане, исполнительницу роли главной героини фильма. Вообще мы тогда часто вылетали на «показухи» в различные города Союза. Это было весёлое время, когда парашютисты впервые осваивали схождение, построение различных фигур в свободном падении и прочее воздушное хулиганство.

    На работе в аэропорту Внуково меня терпели. И за какие-то дефекты, угрожающие безопасности полета, которые находил, я даже получал благодарности с записью в трудовой книжке. Я работал и специализировался по обслуживанию и ремонту самолетов ТУ-104, ИЛ-18, ТУ-114 и АН-10.

    Мечты сбываются

    Однако всё это время я мечтал об испытательной работе, жил мечтой – летать. Я собрал и перечитал всю доступную литературу о летчиках, парашютистах-испытателях и конструкторах. И до сих пор моими любимыми летчиками и писателями, не считая наших отечественных, остаются Джимми Коллинз и Антуан Экзюпери...

    Выполнив нормативы и получив звание «Мастер спорта СССР», имея на ногах и за плечами свыше 1 000 прыжков, я, наконец, был принят в 1966 году в Научно-исследовательский институт парашютно-десантной службы на должность парашютиста-испытателя. Это были незабываемые годы напряжённой, интересной и творческой работы в области разработки и испытаний различных образцов парашютных систем, многие из которых находятся сейчас в серийном производстве.

    Мне посчастливилось принять участие во многих уникальных экспериментах и исследованиях. Это прыжки на плато под пиком Коммунизма, на вершину пика Ленина, на вершину Эльбруса, на дрейфующую станцию в Северном Ледовитом океане и многие другие. В отдельные периоды своей работы в институте я руководил сектором испытаний людских парашютов, был ведущим испытателем спортивных парашютов, первых планирующих типа «крыло». Катапультировался из истребителя МиГ-15 – это точно такой, что стоит над Днепром у нас в Речице. Может, это тот самый?.. Было около 20 аварийных спусков на запаске при отказе опытных систем (это не те спуски на запасном, когда испытывался сам запасной парашют, таких были сотни).

    В последние годы работы в НИИ руководил сектором конструкторского отдела десантных парашютов, параллельно прыгая и принимая участие в испытаниях всех систем: спасательных, спортивных, десантных, специальных, запасных, что разрабатывались в этот период. На прыжках испытывалось также различное комплектующее снаряжение летчиков, пожарников, космонавтов, высотные компенсирующие костюмы, скафандры, всякое специальное снаряжение, вооружение десантника.

    В общей сложности выполнил более 5 500 прыжков, в основном испытательных.

    Окончил аспирантуру по теме планирующих парашютов-крыльев и проводил много продувок этих самых крыльев в большой аэро-

    динамической трубе Т-101 в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского. Получил 20 авторских свидетельств на изобретения, большинство из которых внедрено в реальных конструкциях. Таких как, например, запасной парашют ПЗ-81, десантный Д-10, мягкий замок отцепки десантных парашютов и других, которые сейчас выпускаются серийно.

    Перестройка

    После ухода на пенсию и развала института ушел работать в малую организацию на базе Туполевской фирмы под руководством известного конструктора – профессора Владимира Сергеевича Егеря. В качестве ведущего конструктора занимался разработкой и проведением испытаний спасательного парашюта для его самолета и другой всячиной, типа земленосного переносного мешка, парашюта для аварийного перекрытия угольной шахты при взрыве метана и так далее. Малая фирма вскоре тоже закрылась (никто не хотел давать деньги на новые разработки – проще покупать заморское барахло). Так уничтожается собственное производство и желание работать. Вся эта суета, жуткий московский бедлам и бестолковая жизнь мне окончательно надоели. Старший сын Сергей, десантник, вернулся из Афгана и погиб… Я просто устал.

    К чему я так много и так подробно описываю? Не из чувства самовосхваления, нет, я просто любил свою работу, чего и всем от души желаю. Пишу для того, чтобы не было искажения фактов, которых лучше меня никто не знает. Это связано в основном с работой журналистов, с которыми мне порой приходится сталкиваться. Они вольно или невольно кое-что преувеличивают, ошибаются, а потом ищи-свищи – утка пущена, а ты читай и красней. С другой стороны многие факты и события, которые я здесь описываю, несомненно, уникальны и, я надеюсь, будут в какой-то степени интересны и полезны в познавательных целях. Особенно моим землякам – молодым ребятам, будущим десантникам и не десантникам, отважным пацанам из центра специальной подготовки допризывной молодежи «СКИФ». А иначе и зачем писать… Речица – город талантливых, трудолюбивых и красивых людей. Может, кто-то из этих мальчишек вскоре полетит на Марс или на Венеру, кто знает? Жизнь не останавливается, она непредсказуема, а мечты сбываются – проверено на себе.

    Счастье на всю жизнь

    А теперь о главном – о парашютах. Парашют – это замечательное, гениальное творение человеческой мысли, остроумный летательный аппарат, сделанный из тряпок. Эту тряпку вместе с другими веревками и узлами можно сложить в компактную упаковку на каком-то грузе, а потом сбросить с высоты и раскрыть в воздухе. Произойдет чудо – тряпка преобразится в купол. Он красив! Его стихия – небо и динамический напор воздушного потока. С ним груз плавно опустится на землю и будет спасен, даже если это ящик с бутылками (я имел в виду, конечно, бутылки с газировкой). Так вот, это и есть средство против падения. А если под этим куполом нечаянно вдруг окажется человек, так ему обеспечено безоблачное счастье на всю жизнь. И даже его детям, когда он каждый божий день будет им рассказывать о том, что испытал, прикоснувшись к небу. Если он, конечно, найдет достойные слова, чтобы описать эту красоту.

    Область применения этого чуда техники огромна. Космический корабль Юрия Гагарина возвращался на Землю при помощи парашюта, и так возвращаются на землю все космические корабли. На парашютах спускаются в атмосферу Венеры и Марса автоматические станции. Парашюты выбрасывают, чтобы погасить скорость и сократить длину пробега при посадке, современные реактивные лайнеры. В настоящее время парашют применяется и как спасательное средство в авиации, и как средство десантирования людей, различных грузов и военной техники, авиационных бомб, артиллерийских снарядов и морских торпед. Парашюты применяются для торможения гоночных автомобилей и для торможения огромных супертанкеров на воде, и для спасения в аварийной ситуации легкомоторных самолетов вместе с экипажем. Купола парашютов используются глубоко под землей для аварийного перекрытия угольной шахты от взрывной волны при взрыве метана.

    Впервые в СССР спасательный парашют применил летчик-испытатель Михаил Громов. Это произошло 23 июня 1927 г. в Москве на Ходынском аэродроме. Испытывая опытный истребитель на штопор, выйти из него не смог и на высоте 600 метров покинул самолет.

    В годы Великой Отечественной войны воздушные десанты в виде небольших групп были применены в конце июля 1941 г. в разгар боев на правобережной Украине. Было много ошибок и трагедий – шла война… Парашютисты-десантники приземлялись во вражеском тылу, неожиданно и прямо с воздуха вступали в бой. Они нападали на фашистские штабы и гарнизоны, уничтожая живую силу и технику противника, перерезали коммуникации, захватывали опорные пункты.

    В послевоенный период парашютизм бурно развивается. Расширилась сфера применения парашюта. В процессе развития авиации и космонавтики в нашей стране были созданы новые, уникальные, не имеющие аналогов в мире конструкции парашютных систем.

    Земля моя, прикрученная туго,

    К звезде вершит свой бесконечный путь,

    А мы садимся в кресла центрифуги и на стальные троны катапульт...

    …испытав сомненья и тревоги,

    Волнуясь, ненавидя и любя –

    Как здорово идти на испытания, придуманные нами для себя.

    Владимир Костров

    Применение парашют нашел и в народном хозяйстве. Парашютисты участвуют в тушении лесных пожаров, организации и обеспечении дальних точек геологических разведок и дрейфующих станций и в оказании помощи при аварийной ситуации в местах ограниченной доступности.

    Наши парашютисты не раз проявляли своё высокое мастерство на международных соревнованиях и чемпионатах мира по парашютному спорту. Впервые они выступили на чемпионате мира в 1954 г. во Франции и одержали убедительную победу. Команда Советского Союза заняла первое место, а Иван Федчишин стал абсолютным чемпионом. С тех пор они неоднократно подтверждали своё первенство на международной арене. Наши парашютисты не имели себе равных в трудном и сложном искусстве высотных и затяжных прыжков из стратосферы. Им принадлежали многие мировые рекорды, представляющие собой не только исключительно спортивные, но и научные достижения.

    Но для того чтобы парашют стал столь надёжным и универсальным средством, пришлось преодолеть немалый путь. Часть истории парашютного дела в нашей стране разворачивалась на моих глазах, а многое и при моём личном участии. Это борьба за совершенство парашютной техники, полная огромного напряжения схватка со стихией, длившаяся десятилетиями, приносила и горечь поражений, и радость побед. Она всегда была исполнена глубокого драматизма...

    В конце 1962 г., совершая прыжок из стратосферы с высоты 2 500 метров, погиб опытнейший парашютист-испытатель мастер спорта Пётр Долгов. Смерть наступила мгновенно после разгерметизации высотного скафандра в момент отделения из гондолы стратостата. Парашютная система сработала нормально, но это было его последнее приземление, путь в вечность...

    Незадолго до моего прихода в Институт парашютостроения, при испытании опытного образца десантного парашюта, разбился и погиб опытнейший парашютист-испытатель и руководитель группы испытателей Георгий Жданов.

    На заключительном этапе государственных испытаний катапультного кресла К-36 погиб парашютист-испытатель белорус Валентин Данилович. Парашютная система сработала безукоризненно, причина была в конструкции скафандра. Валентин захлебнулся после приводнения. После доработки скафандра и повторного катапультирования Олегом Хомутовым кресло пошло в серию. Ныне это кресло стоит на всех отечественных и большинстве заморских боевых самолетах.

    В 1968 г. при отработке десантирования в горных условиях на высоте 7 100 метров погибли четверо парашютистов. Среди них парашютист-испытатель и талантливый конструктор белорус мастер спорта Вячеслав Томарович. Трое были опытными десантниками срочной службы. Парашютные системы сработали нормально, ребята разбились о скалы.

    Каждый шаг к новому в истории авиации и, в частности, парашютизма доставался в трудной борьбе и порой ценой немалых потерь. Она, эта схватка, не закончилась и сейчас. И не закончится никогда, потому что человек никогда не остановится на достигнутом. Он всегда будет стремиться всё полнее и многообразнее овладевать воздушной стихией. Нашему юному поколению продолжать дело, у которого нет финиша...

    Не так давно мне неожиданно повезло. Я встретил в Речице команду ветеранов и срочников ВДВ и спецназа во главе с их легендарным талантливым организатором и воспитателем пацанов из «СКИФа» Владимиром Габровым. Вместе с ними я побывал на острове Веремеевка, что в болотах Могилёвской области. Там мы почтили память и возложили венки на могилках погибших бойцов легендарного спец-

    отряда «Славный». Я с благодарностью вспоминаю поход. Отличная в Речице команда.

    Размышляя обо всем этом, мы должны помнить, кто мы. Просто потребители или продолжатели самоотверженного труда и подвигов наших предшественников? Не хлебом единым. Да будет так, да здравствует средство против падения – парашют! И не будем забывать про главное средство против падения – молитву.

    Фото из архива Музея истории ВДВ

    и подразделений специального назначения имени В.Ф. Маргелова

    Автор: Владимир ЧИЖИКДняпровец

Комментарии (0)