01 Июля, 2025 Вторник

Генплана громадье

  • 16 октября 2015 Общество Русский 0

    Границы города сохранить, жилья строить меньше, автомобилизацию сдержать… Что еще предлагает новая версия главного стратегического документа развития Минска?

    Идет общественное обсуждение новой редакции генплана Минска. С документом горожане могут ознакомиться в УП «Минскградо» (улица Комсомольская, 8, кабинет 204) до 5 ноября в будни — с 14.00 до 18.00, в выходные — с 10.00 до 15.00. А тому, кто не сможет посетить экспозицию, помогут журналисты. Именно с этой целью для представителей средств массовой информации устроили презентацию. О новшествах генплана и отличиях его от предыдущего рассказал главный архитектор «Минскградо» и руководитель коллектива разработчиков документа Александр Акентьев.

    Жилье

    В действующем генплане население Минска до 2030 года должно составлять 2 миллиона человек. В новой редакции эта цифра не меняется. То есть существенно прирастать численностью столица не должна. А значит, от этого зависят темпы роста жилищного строительства и изменения границ Минска. И вот здесь уже есть принципиальные отличия. Если пять лет назад, по предыдущей редакции генплана, предполагалось строить в год не менее 1 миллиона 200 тысяч квадратных метров жилья, а границы столицы в перспективе должны были существенно расшириться, включив дополнительные 24 тысячи гектаров, то сегодня определены иные показатели. Чтобы не привлекать дополнительное число жителей извне, жилищное строи­тельство уменьшается прак­тически вдвое — до 600 тысяч квадратных метров в год. Значит, до 2030 года жилой фонд прирастет уже не на ранее запланированные 20,6 миллиона квадратов, а всего лишь на 11,2 миллиона. При почти неизменном количестве горожан это позволит повысить обеспеченность каждого из нас жильем с 21 до 26 квадратных метров. Много это или мало? Уровнем здорового жилья считается цифра 19 квадратных метров на человека, уровнем комфортного — 29 квадратов. Мы пока посередине. В действующем генплане на перспективу закладывали европейский уровень — 31 квадрат. В предлагаемом варианте цифру пересмотрели в сторону уменьшения. Оно и понятно, надо реально оценивать возможности.

    — Мы заселяем минчан в новые районы, но люди задают вопросы: где детский сад, школа, магазины, кинотеатры, клубы? — комментирует Александр Акентьев. — Без социальных объектов жилье ущербно. А рост автомобилизации требует резкого развития дорожной сети, на что в бюджете нет средств. Поэтому важнейший фактор развития города — сбалансированность.

    Отсюда напрашивается вывод: лучше строить меньше жилья, но обустроить среду достойно.

    Границы города

    Что касается границ столицы, то их расширять не планируется, как это предусматривалось ранее. Ведь если снижается жилищное строительство, то нет необходимости выходить за нынешнюю городскую черту. Правда, в перспективе, после 2030 года, такой вариант может оказаться уже реальным. Но пока 24 тысячи гектаров, которые предлагалось ранее включить в состав Минска, надо сохранить для будущих поколений. Эти земли имеют статус зоны особого государственного регулирования. Единственное исключение — 2 тысячи гектаров лесных массивов, прилегающих к Минскому морю и выполняющих функции легких города. Разработчики предлагают включить их в состав столицы, чтобы сформировать уникальный природный парк.

    Озеленение

    Один из основных показателей генплана — обеспеченность озелененными территориями общего пользования. В новой редакции с 21 квадратного метра он уменьшается до 17 квадратов на человека.

    — Важно, чтобы в каждом районе были скверы, парки, общедоступные озелененные зоны отдыха, — говорит Александр Акентьев. — Но застройка в некоторых жилых районах такая плотная, что сделать это невозможно.

    Правда, и здесь есть определенные резервы. Например, ранее в городе было запланировано создание Лошицкой водно-зеленой системы по аналогу с уже имеющейся Слепянской. Но это очень масштабный и затратный проект. Пока же перспективная Лошицкая система — это сотни необустроенных зеленых гектаров, которые еще предстоит привести в порядок.

    Строительство

    Жилье будут возводить преиму­щественно на реконструируемых территориях, на свободных же в основном завершают уже начатую ранее застройку. Исключение составят лишь перспективные кварталы «Ноттингем» и «Зеленый Бор», где на бывших военных полигонах вырастет 1,5 миллиона квад­ратных метров жилья.

    Резервом для размещения многоквартирных домов станут некоторые производственные территории (аэропорта, вынесенной за пределы Минска птицефабрики имени Крупской), военные городки (в районе улиц Маяковского, Кабушкина, Нововиленской и других), а также территории малоэтажной и частично усадебной застройки, которые предлагаются к реконструкции.

    — Сокращение уже имеющегося жилищного фонда к 2030 году может составить 1 миллион квадратных метров, — поясняет Александр Акентьев. — Из них 400 тысяч — сносимой усадебной застройки, еще 400 тысяч — первые этажи домов вдоль улиц с большим трафиком: их переведут в нежилой фонд под объекты услуг. И 200 тысяч — это двух- и трехэтажные дома, которые отжили свой век: они должны уступить место многоэтажной застройке.

    Александр Акентьев: «Генплан не определяет судьбу каждого частного дома. Эта работа выполняется на следующей стадии градостроительного проектирования. Судьбу конкретных домов определяют проекты детального планирования».

    Усадебная застройка

    Главный архитектор «Минскградо» пояснил, что с 1964 года в столице снесено более 2.200 гектаров усадебной застройки. Если поделить на 50 лет, то в среднем в год выходит 45 гектаров такого жилья. Город стремительно рос, развивался и неизбежно поглощал входящие в его черту частные домовладения. Но в последние годы объем сноса сократился и составил около 30 гектаров в год. Однако даже сегодня усадьбы занимают 22 процента от всей жилой территории города, при этом в них проживает лишь 3,9 процента населения столицы.

    Поэтому по действующему генплану 70 процентов территорий усадебной застройки предназначались к сносу, а 30 — к сохранению. В новой редакции эти цифры поменялись местами: около 30 процентов территорий, занятых усадьбами, отдать под реконструкцию, а 70 — сохранить.

    В основном снос запланирован вдоль главных каркасных магистралей. На менее ценных территориях такие домовладения максимально сохраняются. Размещать новые усадьбы в городе не планируется. Места для появления частных домов разработчики генплана нашли в окрестностях столицы.

    — Усадебное строительство мы предлагаем разместить в непосредственном пригородном окружении Минска, — продолжил руководитель коллектива разработчиков. — В Минском районе сегодня 6,6 тысячи гектаров жилых территорий сельских населенных пунктов имеют плотность (количество жителей на гектар) до 5 человек. А нормативная плотность, если строить сельский населенный пункт по законам градостроительства с улицами, благоустройством, составляет 25 человек на гектар. Если мы реконструируем существующие населенные пунк­ты и построим их с комфортом, инженерными сетями, то можно разместить на этих площадях до 100 тысяч жителей. Это колоссальнейший резерв для Минска.

    Транспорт

    Еще один основной показатель развития столицы — рост автомобилизации. В действующем генплане он составляет 380 авто на тысячу жителей. В новой редакции расчет ведется по принципу «один автомобиль на семью». Учитывая коэффициент семейности жителей, получилась цифра 324.

    — Мы предложили 350 авто на тысячу жителей, но МВД нас не поддержало, и в окончательном варианте появилась цифра 370, — поясняет руководитель разработчиков. — Однако мы считаем, что необходимо разрабатывать мероприятия по сдерживанию роста уровня автомобилизации до 350 машин на тысячу горожан.

    Что касается развития дорожно-транспортной сети, то основная проблема столицы — отсутствие дублеров главных магистралей (хотя они предусмотрены генпланом) и отсутствие автомобильных колец (задуманы четыре, реально есть лишь несколько полуколец). Поэтому прежде всего надо достроить первое кольцо, чтобы разгрузить центр от транзитного транс­порта. Затем можно приступить к дальнейшей модернизации сети. В генплане также заложено серьезное развитие метрополитена и создание скоростного трамвая.

    Прежняя стратегия развития Минска как мегагорода с 60-минутной транспортной и пешеходной доступностью основных объектов сменяется принципом формирования местных центров или секторов. Это позволит придерживаться комфортной 30-минутной доступности для горожан объектов труда, отдыха и обслуживания.

    Автор: Ольга ЖАРИНАМинский курьер

Комментарии (0)