21 Июля, 2018 Суббота

В объезд тупика

  • 23 октября 2015 Общество Русский 0

    Каким станет город, если не контролировать автомобилизацию

    Оказывается, перспективы не радужные. Сегодня в Минске на учете в ГАИ зарегис­трировано около 800.000 транспортных средств. А общий годовой пробег транспорта по городским улицам составляет примерно 3,5 миллиарда километров.

    — Уровень автомобилизации в столице определяется соотношением: около 400 транспортных средств с учетом иногороднего транспорта на 1.000 жителей. И это по международным стандартам считается критическим показателем для большого города, — рассказывает начальник отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Навой. — Автомобилисты в таких условиях чувствуют себя некомфортно. Если так пойдет и дальше, то будет еще хуже. Выход один: необходимо принимать меры, пусть даже непопулярные, по сдерживанию транспортной нагрузки. Назову основные: создание в центре города платных зон и парковок, чем уже занимается УП «Гаражи, автостоянки и парковки»; введение платы для движения по городским улицам грузовых машин; вынос объектов притяжения из центральной части. Именно так и делают в европейских странах. А в Гонконге, например, еще дальше пошли: там дороже автомобиль поставить на учет, нежели его купить.

    По словам специалиста, Минск имеет радиально-кольцевую структуру улично-дорожной сети. Есть три ярко выраженных кольца — Минская кольцевая автодорога, первое кольцо и второе кольцо, а также основные радиальные магистрали с выходом на автодороги республиканского значения. Но эффективно в столице работает только одно кольцо — МКАД. Сегодня эта дорога принимает на себя около 30 процентов всей транспортной нагрузки. В сутки по кольцевой проезжают около 80.000 автомобилей, что значительно превышает показатели, которые рассчитывали во время строительства.

    МКАД остается единственной безостановочной магистралью города, и проблем на ней тоже хватает. Например, в некоторых местах отсутствуют переходно-скоростные полосы, неудачно выполнена конфигурация съездов, из-за чего скап­ливается транспорт. А поскольку скорости на дороге большие, любая помеха на проезжей части, будь то остановившаяся из-за поломки машина либо появление пешехода или животного, может обернуться аварийной ситуацией и, соответственно, большим затором.

    — Увеличение нагрузки на МКАД ведет к падению скорости движения транспортных средств, — обращает внимание Дмитрий Навой. — Соответственно уменьшается и пропускная способность кольцевой. Усовершенствуя движение по радиальным магистралям, мы тем самым ухудшаем

    условия в центральной части города. Как пример — улица Немига. Почему в часы пик образуются пробки на проспекте Дзержинского, начиная от Малиновки? Потому что пять полос проспекта упираются в две полосы на Немиге. Здесь просто запрограммированы заторы. Необходимо инвестировать в улучшение условий движения на 1-м городском кольце и 2-м, а также в строительство так называемых хорд, объединяющих радиальные магистрали. В противном случае город задохнется от выхлопов. Подсчитано, что на улицах столицы транспорт расходует 300.000 тонн топлива в течение года. Ущерб от выбросов вредных веществ оценивается в 200 миллионов долларов, а ущерб от аварийности — в 100 миллионов долларов в год.

    Кстати, Лондон в свое время тоже задыхался от смога. Там в качест­ве спасения было решено ввести плату за движение транспорта в центральной части города.

    Что предпринимает Госавтоинспекция, чтобы улучшить ситуацию? По словам Дмитрия Навоя, сейчас ведутся соответствующие работы на втором городском кольце. Так, на улице Орловской совмест­но с предприятиями «Горремавтодор» и «СМЭП Мингорисполкома» совершенствуется движение на перекрестках с Долгиновским и Старовиленским трактами. По инициативе ГАИ здесь убрали островки безопасности и выделили левые повороты. Вскоре на этих перекрестках появятся временные островки безопасности, как это сделано на улице Кульман рядом с Комаровским рынком. Над проезжей частью будут смонтированы фермы, на которых разместят дорожные знаки и светофоры для каждой полосы. Здесь же появятся умные видеодетекторы. В целом пропускная способность второго транспортного кольца увеличится на 20-30 процентов.

    — При поддержке предприятия «Агат» 90 проблемных перекрестков в столице в будущем оборудуем датчиками, — продолжает Дмитрий Навой. — Уже весной на 7 пересечениях проспекта Машерова установим Bluetooth-датчики и обзорные видеокамеры, что позволит повысить пропускную способность перекрестков примерно на 15 процентов. Эти приборы будут сообщать оператору об интенсивности транспортных потоков, возникновении заторов и так далее. Помимо датчиков установим на фермах обзорные видеокамеры высокого разрешения, а также датчики Bluetooth, которые будут определять через мобильные телефоны MAC-адреса проезжающих водителей и затем отслеживать потоки транспортных средств. С помощью Bluetooth-устройств водители будут получать информацию о заторах и рекомендации о возможных

    объездах.

    — Мы часто приводим в пример Швецию, где на протяжении последних лет в результате ДТП не погиб ни один ребенок, — подытожил Дмитрий Навой. — Аварийность в этой стране одна из самых низких в мире. Потому что в городах прежде всего думают о пешеходе, затем — о велосипедисте, а уже потом — о водителе. Общественному транспорту там выделены первые полосы. А у нас водители просто не понимают, как можно первую полосу запретить для движения личных автомобилей, когда и так сложно ездить по городу. Но ведь можно оставить автомобиль на перехватывающей парковке, а самому ехать по делам на метро или на другом общественном транспорте. Но мы привыкли к комфорту. Хотя, как я уже говорил, с массовой автомобилизацией города этого комфорта за рулем становится все меньше.

    Общий расход топлива транспортных средств в городе составляет около 300.000 тонн в год. Ущерб от выбросов вредных веществ оценивается в 200 миллионов долларов в год, а ущерб от аварийности —  в 100 миллионов долларов в год.

    Автор: Игорь ГОЛОДМинский курьер

Комментарии (0)