25 Апреля, 2024 Четверг

Полеты во сне и наяву

  • 29 октября 2015 Общество Русский 0

    Могилевский аэропорт обрел второе дыхание?

    В последние годы здесь провели реконструкцию взлетно-посадочной полосы (ее длина теперь составляет 2620 метров, ширина 42 метра), рулежной дорожки, перрона. Такую же «взлетку», между прочим, имеет испанский  аэропорт Бильбао. Сегодня и Могилев в состоянии принимать аэробусы вроде А-320-100 и В-737-800. Модернизирован и аэровокзальный комплекс  — он удовлетворяет всем международным стандартам по обслуживанию пассажиров.

    Здесь — комфортные зал ожидания, комната матери и ребенка, кафе с широким ассортиментом продуктов и товаров. И, конечно, обновленный VIP-зал с мягкой мебелью для приема высокопоставленных  гостей и иностранных делегаций. Созданы также все условия для отдыха и экипажей авиалайнеров — есть гостиница из 5 уютных двухместных и трехместных номеров с евроремонтом. Неплохо смотрится и территория, прилегающая к аэровокзалу: ухоженная и симпатичная. А за ажурным забором, когда я приехал в аэропорт, виднелись на взлетно-посадочной полосе грузовые Ил-76.

    Совсем недавно отсюда — впервые за много лет! — вылетали на болгарский курорт туристы. Может наконец будут организованы  и регулярные пассажирские рейсы?

    — Меня  постоянно спрашивают, когда аэропорт начнет их осуществлять, — говорит начальник Могилевского филиала госпредприятия «Белаэронавигация» Владимир Никитин. — И я отвечаю, что не знаю. Потому что не от нас это зависит. Понимаете, аэропорт и  авиакомпания  — это разные понятия. Аэропорт — наша территория, мы, 130 человек, которые здесь работают, его обслуживаем. Это в первую очередь служба управления воздушным движением — диспетчеры, которые принимают и отправляют  воздушные суда, а также службы радиотехнического обеспечения, эксплуатации и ГСМ, которая занимается заправкой  самолетов… Аэропорты — предприятия, которые зарабатывают  за счет обслуживания авиакомпаний. Самолеты прилетели, сели, улетели — авиакомпании, которым они принадлежат, заплатили нам за взлет-посадку, за обслуживание. А авиакомпания  — это воздушные суда, летный и технический персонал. Во всем мире так: аэропорты — отдельно, авиакомпании — отдельно. Наш международный аэропорт готов принимать самолеты в любое время. А вот авиакомпании в Могилеве нет. Если кому-то захочется ее создать — милости просим!     

    — В 1990-х и я пассажиром летал из могилевского аэропорта — в Минск, на южные курорты. Хорошие были времена, и билеты были относительно дешевыми. Потому и спрашивают люди, когда отсюда  можно будет улететь в Москву, Сочи, Варшаву…

    — В советские времена в Могилеве был объединенный авиаотряд — воздушные суда, летно-технический персонал, аэропорт были сосредоточены в одних руках. Тогда мы сами планировали, в какие города будем летать, сколько будем рейсов выполнять, и полеты на самолете мог себе позволить практически каждый человек — тариф в ту же Москву был на уровне стоимости проезда в купейном вагоне. У нас было 37 АН-2 и 21 реактивный Як-40 — летали в Калининград,  Сочи, Одессу, Анапу, Мурманск, по три рейса в день выполняли в Симферополь, Москву… Самый дальний рейс был в Ухту (Коми АССР) — возили туда на вахты нефтяников.

    Пика полетов достигли  в 1986 году — ежедневно тогда выполнялось 24 рейса. Авиабилет до Москвы стоил в то время 15 рублей, в Сочи — 33 при средней зарплате по стране 180—200 рублей. Самолеты были загружены полностью. Ну, а с распадом Советского Союза объем перевозок стал сокращаться. Сегодня все диктует экономика. В 1986 году тонна реактивного топлива  (авиационного керосина) стоила 30 рублей. А знаете, сколько теперь? 855 долларов! Сейчас, как ни крути,  пассажиру меньше чем за 120 долларов до Москвы не долететь. В постсоветское время спрос на авиабилеты упал, об окупаемости рейсов и говорить не приходилось… Словом, авиаотряды во всех областных центрах были расформированы, самолеты передали в Минск. А аэропорты присоединили к «Белаэронавигации», которая рассчиталась со всеми их долгами. Была также создана национальная компания «Белавиа» — она  сегодня справляется  со всеми объемами пассажирских перевозок. В том числе, если надо, и из областных центров. Кстати, последний регулярный рейс из Могилева в Калининград в 2009 году был выполнен именно этой компанией.

    — А так бы хотелось летать самолетами «Могилевавиа»!    

    — Что такое создать авиакомпанию? На приобретение одних только  воздушных судов нужны огромнейшие деньги…  Их у нас нет. Взять банковские кредиты? Но банки всегда просчитывают эффективность своих вложений. И в ситуации, когда спрос на авиабилеты упал в десятки раз, о прибыли говорить не приходится.

    — Но в ту же Болгарию самолеты ведь не летели пустыми?   

    — Но это был курортный сезон, люди копили деньги к отпуску. Минтранс, «Белаэронавигация», «Белавиа» провели работу с турфирмами, которые также объединили  усилия (каждая из них  предварительно выкупила  определенное количество мест), и в результате была обеспечена полная загрузка самолетов чартерного рейса Могилев—Бургас. «Белавиа» выполнено 10 таких рейсов. Авиакомпания связалась с нами:  готовы ли вы принять пассажирский «Боинг-737» и на каких условиях (взлет-посадка стоит столько-то плюс стоимость обслуживания, топлива). Самолеты прилетели и улетели — на каждом рейсе  аэропорт заработал около 120 миллионов рублей. Но год на год не приходится, поток туристов тоже зависит от уровня благосостояния людей, колебаний валютных курсов...

    — Если я не ошибаюсь, были проекты по организации пассажирских перевозок из областных аэропортов в Минск, в Москву на небольших экономичных самолетах?

    — Для этого надо проводить маркетинговые исследования, изучить спрос на такие рейсы. Десять лет назад белорусская частная авиакомпания «Руби Стар» попробовала осуществлять авиа­перевозки по маршруту Могилев—Москва—Могилев на чешском самолете L-410, рассчитанном на 15 пассажиров. Рейсы оказались невыгодными, и авиа-компания отказалась от своих планов. Кстати, сегодня она занимается исключительно грузовыми перевозками.

    — Если нет своих самолетов, мало рейсов, какой смысл проводить модернизацию взлетной полосы для приема громадных аэробусов? Как вообще могилевский аэропорт зарабатывает себе на жизнь?  

    — Зарабатываем за счет обслуживания самолетов. К примеру,  грузовому самолету надо дозаправиться по пути следования. Вот он и приземляется в Могилеве.  Потому что авиационный керосин у нас дешевле, чем в Западной Европе и России, тарифы на взлет-посадку ниже. Зарабатываем и на «парковках» самолетов. Вот сейчас у нас стоят в ожидании работы 6 Ил-76 — из Объединенных Арабских  Эмиратов, российский, грузинский… Авиакомпании платят за их стоянку 86 долларов в сутки, гораздо меньше, чем у себя дома. Получит владелец воздушного судна заказ: доставить, допустим, груз из Франции или Германии в Африку — экипаж прибывает в Могилев, самолет улетает на работу, а затем вновь возвращается сюда на стоянку. Ищут недорогую «парковку» для своих небольших самолетов и бизнесмены. Недавно из Минска прилетал к нам «на разведку»  частный самолет — его владелец решил осмотреть все белорусские аэропорты в поисках наиболее подходящего варианта для «гаража». Тем не менее зарабатываемых аэропортом денег едва хватает на содержание огромной и сложной  аэродромной инфраструктуры.  Поэтому мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы принять больше самолетов, в том числе и большегрузных — тарифы на их обслуживание выше.

    Да, реконструкция взлетно-посадочной полосы  потребовала немало денег: 52 миллиарда рублей. Плюс  ремонт здания аэропорта, закупка современного радиотехнического и навигационного оборудования. Аэропорт был введен в эксплуатацию в 1971 году и по нормативам требовал капремонта. Было принято решение провести реконструкцию ВВП с тем, чтобы на нее могли приземлиться тяжелые транспортники и аэробусы.  На перспективу! Деньги на это выделила «Белаэронавигация».

    — Аэронавигация и аэропорты  вроде бы разные сферы деятельности… И какие у могилевского филиала «Белаэронавигации» перспективы?

    — Основная задача «Белаэронавигации» — обслуживание воздушного движения, проводка самолетов над территорией Беларуси. В этой  работе, кстати, участвуют и диспетчеры могилевского аэропорта. Один километр пролета в воздушном пространстве страны стоит 50 центов. В летний период над Беларусью пролетает в среднем 1300 самолетов в сутки. Так что деньги есть.

    Аэропорт «Могилев»  — сертифицирован, отвечает всем международным требованиям и может обслуживать рейсы в любом направлении. Постоянно предлагаем свои услуги зарубежным авиакомпаниям. Одно из наших преимуществ в том, что у нас выгодное географическое положение, мы можем  принимать практически все воздушные суда (за исключением разве что супергигантов «Боинг-747»  и «Боинг-777»)  с западного направления, а затем отправлять их дальше — на восток. И — наоборот.  Ну и, конечно, мы всегда готовы работать с туристическими фирмами, туроператорами, авиакомпаниями по организации перевозок пассажиров. А что касается регулярных пассажирских рейсов — здесь, повторюсь, все зависит от роста благосостояния людей. Будет спрос, будет и предложение.  

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВМогилевская правда

Комментарии (0)