02 Мая, 2024 Четверг

Орден по сходной цене

  • 23 ноября 2015 Общество Русский 0

    Память — на дензнаки

    Незнакомый абонент юношеским голосом отчеканил: «Звездочка» стоит 50 баксов. Торг не­уместен».

    Резанула слух эта «красная цена» — как будто героизм и мужество, проявленные в бою, имеют денежный эквивалент? И какой может быть торг боевой славой, которую олицетворяют государственные награды?! Но он, оказывается, вовсю процветает, прежде всего на специализированных интернет-сайтах. Там же в режиме онлайн можно увидеть фотографии выставленных на продажу орденов и медалей, узнать цены. Можно просто оставить свой e-mail или контактный телефон — и с вами тут же свяжутся предприимчивые люди. Только вот кто они, и почему продают ратную память о своих прадедах-дедах, освободивших Европу от «коричневой чумы»? Неужели нужда заставила?

    Мой абонент нехотя, но все же ответил:

    — Денег много не бывает, тем более в молодые годы. А что толку от лежащего в шкафу ордена? Прадеда давно уже нет, да я и не видел его никогда. Так берете или нет?

    Я, наверное, расстроил парня, отказавшись от покупки. Впрочем, он скорей всего уже продал свой весьма специфический товар по сходной цене. Только вряд ли от этого стал богаче, скорее, на­оборот: от такой «коммерции» душой обеднел.

    Когда я рассказал об этой истории Владимиру Шокову, члену Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь, председателю Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане «Память», он ничуть не удивился, посоветовав сходить в клуб коллекционеров при Дворце культуры и спорта железнодорожников. Чтобы, так сказать, глубже вникнуть в тему.

    Почем слава?

    И вот я в ДК (ныне — культурно-спортивный центр). Дважды в неделю — в среду и воскресенье — тут так же тесно, как и на Комаровском рынке. На лотках и столиках разложен товар: ордена и медали бывшего СССР, России, других стран, предметы старины, представляющие интерес для коллекционеров. Первое, что бросилось в глаза, — ордена Ленина и Октябрьской Революции. Любопытно, сколько стоят сегодня высшие награды Советского Союза?

    — Как сторгуемся, — неопределенно отвечает мужчина средних лет. — Но меньше чем за полторы тысячи баксов «Ленина» не отдам. Орден настоящий, с документами, в хорошем состоянии. За «Октябрьскую Революцию» прошу 400 долларов.

    На соседнем столике вижу бое­вые награды. Цены такие: орден Красного Знамени — 250 у.е., «Красная Звезда» 1942 года выпуска — 50 у.е. (чем старше орден, тем он дороже). А вот и главная солдатская награда — орден Славы, правда, только 2-й и 3-й степени. Продают «Славу» за 80 и 800 долларов — такова существенная разница между степенями. Первая еще дороже, но особенно ценится у фалеристов (коллекционеров наград) их полный комп­лект. Кстати, такой был у минчанина гвардии старшины Виктора Дмитриевича Ветошкина, увы, недавно ушедшего от нас последнего полного кавалера ордена Славы. Он рассказывал мне, как 27 марта 1945 года при расширении плацдарма на реке Одер, командуя минометным расчетом, с риском для жизни уничтожил две огневые точки немцев и одиннадцать солдат вермахта. А позже едва не погиб при штурме рейхстага.

    В благодарность судьбе за это увековечил, штыком выцарапав на стене бывшей рейхсканцелярии свою фамилию. Представляю, с каким негодованием отреагировал бы уважаемый фронтовик, увидев долларовый эквивалент кровью заслуженных наград…

    В особой цене у коллекционеров полководческие ордена Суворова, Кутузова, Ушакова, Богдана Хмельницкого: их стоимость зависит от года выпуска и состояния награды и начинается от двух тысяч у.е. Кстати, примерно за столько же можно стать и «липовым» Героем Советского Союза. Но даже за очень большие деньги практически невозможно приобрести орден «Победа» (общий вес бриллиантов — 16 карат). Им награждено всего 17 человек, включая начальника политотдела 18-й армии полковника Леонида Брежнева. А первым кавалером ордена «Победа» стал командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Георгий Жуков.

    Из медалей самой дорогой у минских коллекционеров оказалась «Партизану Отечественной войны» I и II степени — 350 — 400 долларов.

    — Это потому, что их выпущено всего 127 тысяч, — объясняет хозяин лотка, назвавшийся Николаем. — Для сравнения: медалью «За отвагу» только в годы Великой Отечественной войны было награждено свыше четырех миллио­нов офицеров и солдат. Вручали эту награду и воинам-интернацио­налистам за проявленное мужество в Афганистане и других «горячих точках». Поэтому ее никак не назовешь раритетной, соответственно и красная цена награде — 25—30 долларов.

    — Кто чаще всего приобретает награды?

    — Коллекционеры. Причем не всегда это продажа-покупка, практикуется и обмен. Допустим, в моей коллекции не хватает какого-то раритетного ордена, но зато есть два одинаковых. Конечно же, я постараюсь найти достойную замену. Иногда вижу здесь иностранцев. Если это не фалеристы, у них чисто коммерческий интерес: купить здесь что-то подешевле и перепродать втридорога в Европе.

    Спрос порождает хищение

    — Торговля наградами расцвела после развала СССР. В советский период наградами тоже торговали, но редко и из-под полы, поскольку за это грозила серьезная ответственность, — со знанием дела утверждает кандидат исторических наук, автор книг о фалеристике Роман Столяров. — Сто­или награды довольно дорого — от 10 до 100 рублей. На цены влияли несколько факторов: риск торговцев и покупателей, ограниченное количество «товара», невысокий спрос на внутреннем рынке и высокий — на внешнем. Удивительную историю рассказали мне в клубе коллекционеров. Несколько лет назад ветеран войны из России, будучи в Минске в гостях, специально пришел в ДК железнодорожников, чтобы купить взамен потерянной еще в 1947 году медаль «За отвагу». Когда уплатил деньги за награду, он перевернул ее и чуть не обомлел. На ней стоял тот же номер, что и в его орденской книжке… Это была его, потерянная в 1947 году, медаль!

    Между тем нелегальный наградной рынок пополняется не только стараниями родственников фронтовиков, которые решаются променять память о своих предках на дензнаки. Наградами активно приторговывают так называемые черные копатели, существует и криминальный источник пополнения коллекций, что признают и сами фалеристы, а милицейские сводки это подтверждают. В 1992 году неизвестные тайно проникли в квартиру Марии Борисовны Осиповой, участницы операции по уничтожению гауляйтера Кубе, и унесли с собой «Золотую Звезду» Героя и остальные награды подпольщицы. В декабре 2008 года была ограблена квартира 88-летней дочери советского полководца Михаила Фрунзе — Татьяны. Две зло­умышленницы под видом сотрудниц пенсионного фонда проникли в квартиру и похитили из нее высшие государственные награды, в том числе орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени и ряд других наград военачальника. Преступление удалось раскрыть лишь спустя год. Оказалось, что награды украли две цыганки.

    По данным правоохранительных органов, каждый месяц в России десятки ветеранов войны становятся жертвами мошенников. Официально в розыске там числится более 25 тысяч государственных наград. Увы, бывает, в том числе и в нашей стране, что и спустя 70 лет после войны за ордена и медали фронтовики расплачиваются кровью…

    Предприимчивые коллекционеры

    Впрочем, однозначно называть фалеристов скупщиками краденого нет оснований. Для подавляющего большинства коллекцио­нирование, в том числе и наград, — серьезное многолетнее хобби, занятие для души. Этим людям разных возрастов и профессий спасибо сказать нужно за сохранение исторических реликвий, тех же уникальных монет или орденов царской чеканки, которые, возможно, и не дожили бы до наших дней.

    — Мы не предприниматели, а коллекционеры. Главная для нас прибыль — моральное удовлетворение, — не раз слышал я у столиков.

    Тут есть большая доля правды, впрочем, присутствует и лукавство. О денежном эквиваленте особого товара — орденов и медалей — написано выше. А судя по предложению — переполненным столикам, — которое, как известно, рождает спрос, реализация государственных наград идет в розницу и оптом.

    Возникает вопрос: насколько это законно? Цитируем статью

    387 Уголовного кодекса Республики Беларусь: «Подделка с целью сбыта либо сбыт поддельных ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР — наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок».

    Как следует из текста, прямого запрета на торговлю наградами нет, формально привлечь к ответственности можно лишь коллекционера, предлагавшего мне купить муляж ордена Ленина. Кстати, в Европе также нет законов, запрещающих торговать любыми наградами. На антикварных рынках Германии я видел боевые ордена разных войн, в которых участвовала Германия в прошлом веке. Правда, нацистские награды отдельно на витрины не выставляются, их, чуть прикрыв, размещают на второстепенных полках. Во Франции награды продают в небольших антикварных или специализированных магазинах. Там можно получить ордена и медали разных лет из разных стран. Так, например, британский орден Кавалеров Почета, учрежденный в 1917 году, можно приобрести за 1.500—2.000 евро, французский орден Здравоохранения, появившийся в 1938 году, стоит 700—900 евро, орден Дракона Аннама, основанный в 1886 году, продается за 2.000—2.500 евро.

    …На выходе из культурно-спортивного центра бомжеватого вида мужичок предложил мне по дешевке купить у него медаль «За боевые заслуги», которую он, воровато осмотревшись, достал из-под полы.

    — Спасибо, дорогой, у меня такая уже есть.

    — И почем купил?

    — Бесплатно досталась. В Афгане.

    Продавца как ветром сдуло. Наверное, до меня кто-то из «афганцев» объяснил ему истинную цену этой медали…

    В особой цене у коллекционеров полководческие ордена Суворова, Кутузова, Ушакова, Богдана Хмельницкого: их стоимость зависит от года выпуска и состояния награды и начинается от двух тысяч у.е. Кстати, примерно за столько же можно стать и «липовым» Героем Советского Союза.

    Автор: Григорий СОЛОНЕЦМінская праўда
    Теги: 

Комментарии (0)