19 Апреля, 2024 Пятница

Луч на вершине диагностики

  • 26 ноября 2015 Общество Русский 0

    Возможностями уникального Республиканского центра позитронно–эмиссионной томографии, месяц назад торжественно открытого с участием Президента, воспользовались уже более 40 пациентов. Все они проходят лечение в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова, на базе которого и создан не имеющий аналогов в Восточной Европе и на постсоветском пространстве ПЭТ–центр. Теперь нам доступен самый высокотехнологичный и современный метод лучевой диагностики онкологических заболеваний. Одно из важных отличий нашего центра в том, что необходимые для исследования радиофармацевтические препараты готовятся тут же, на месте. Корреспонденты «СБ» из первых уст узнали, какие преимущества это дает и что значит для медицины позитронно–эмиссионная томография.

    — Раньше, делая компьютерную (КТ) или магнитно–резонансную томографию (МРТ), образно говоря, мы работали с двумя координатами: они позволяли нам оценить положение, размер, форму новообразования. Например, мы находили лимфоузел, увеличенный в размерах. Но ведь это не всегда говорит об онкологическом заболевании. Сейчас, если продолжать аналогию, добавилось «третье измерение», крайне важное с диагностической точки зрения: мы можем увидеть активность очага, его метаболические изменения. Если подозрительная анатомическая структура активно накапливает введенный пациенту препарат, это, как правило, говорит о патологическом процессе. Соответственно полученным результатам меняется и методика лечения, — раскрывает преимущества нового подхода руководитель Республиканского ПЭТ–центра Руслан Сакович.

    Попав сюда, моментально становится ясно, что ПЭТ–диагностика имеет отношение к области ядерной медицины: все сотрудники носят, прикрепив к одежде, сразу два дозиметра. Один показывает обстановку на текущий момент, а второй накапливает данные в течение квартала. Дело в том, что в основе радиофармпрепарата, который вводят пациенту, чтобы он распространился по организму и при ПЭТ–сканировании помог выявить проблемные места, — радионуклид фтор 18. Его синтезируют в соседнем корпусе, в циклотронно–радиохимической лаборатории, вход куда посторонним строго запрещен, там соблюдается полная стерильность.  Производство сложное и недешевое. Например, в соседних странах есть центры, где его просто не могут запустить, а потому используют аппараты ПЭТ–КТ только как компьютерные томографы. А в клиники Вильнюса и Каунаса радиофармпрепарат вообще доставляют самолетом из Германии, ведь срок его «жизни» — всего несколько часов. Вот почему у нашего ПЭТ–центра есть планы после сертификации по международному стандарту GMP поставлять эту субстанцию на экспорт. Для наших же пациентов этот препарат проделывает кратчайший путь — по специальному коридору из одного корпуса в другой, а потому его активность, которая каждые два часа уменьшается вдвое, можно оптимизировать, снижая лучевую нагрузку на пациента и персонал.

    В ПЭТ–центре разработана памятка для тех, кто идет на исследование. Накануне диета — никакой газировки, молочных продуктов, овощей. Утром надо прийти натощак и обязательно сдать анализ крови на глюкозу. Препарат, который будут вводить пациенту, — биологический аналог глюкозы, и, если у него гипергликемия, в исследовании могут отказать. Если все в порядке — путь на позитронно–эмиссионную томографию открыт. Это значит, что в центре придется провести не менее трех часов и пройти несколько этапов.

    Молодой человек, которого мы встретили первым, только переоделся в специальную одежду типа пижамы и ожидал введения препарата. А вот другую пациентку застали как раз в процессе этой процедуры — правда, наблюдать за ней было можно лишь на мониторе компьютера, с помощью камер видеонаблюдения, которые установлены в помещениях центра.

    — Препарат вводится внутривенно в объеме около 3 — 4 мл. Ранее мы делали это шприцем, а сейчас специальный инъектор индивидуально подбирает дозу для каждого пациента, фасует препарат, помещает в особый контейнер, который вешается на стойку и действует по принципу капельницы. Это занимает не более минуты, — Руслан Сакович уверяет, что никаких неприятных ощущений при этом нет, разве что обычный дискомфорт в месте укола.

    Затем пациентку провожают в бокс релаксации, расположенный по соседству, где она проведет около часа отдыхая — за это время радиофармпрепарат должен распространиться в организме. Кстати, боксы — особая гордость центра. Таких нет даже за рубежом, и иностранные гости, поражаясь увиденному, восклицают: «Это космос!» Тут сделано все, чтобы успокоиться, подготовиться к ПЭТ–сканированию, во время которого нужно быть максимально расслабленным: мягкое анатомическое кресло, питьевая вода, тишина, есть телефон для связи с персоналом, видеонаблюдение — за ситуацией следит медсестра. И очень важно, что эти помещения изолированы, значит, пациенты не будут облучать друг друга, сидя рядом в ожидании сканирования, как это часто происходит в зарубежных центрах.

    И вот ключевой этап — собственно томография. В центре три ПЭТ–КТ аппарата, каждый установлен в отдельном помещении.  Молодого человека укладывают на стол сканирования, который плавно въезжает в сквозную трубу сканера. Сначала ведется компьютерная томография, а затем позитронно–эмиссионная. Медики в это время в соседней комнате наблюдают за пациентом через специальное окно и при помощи системы видеонаблюдения. Задача их подопечного проста и сложна одновременно: неподвижно лежать на протяжении всего исследования, около получаса. За это время врачи получат огромные объемы данных от ПЭТ–КТ сканера, произойдет их совмещение и реконструируется изображение. Руслан Сакович показывает на мониторе результат исследования пациента, бывшего тут накануне. Объемное полупрозрачное изображение фигуры человека можно буквально повертеть, рассмотреть во всех ракурсах, и, хотя непрофессионалу разобраться в нем сложно, сразу видно некое образование в области грудной клетки.

    — Здесь перед нами стояла задача провести дифференциальную диагностику между лимфомой и лейкемией, что очень сложно при использовании традиционных методов визуализации. Лимфома чаще всего вовлекает в процесс лимфоузлы, а у данного пациента мы этого не наблюдаем. На изображении видно значительное увеличение селезенки, образование в районе тимуса (вилочковой железы) и также то, что буквально все кости активно накапливают радиофармпрепарат, «светятся», это говорит о вовлечении в процесс костного мозга. Эти изменения, по нашему мнению, более характерны для лейкемии. Никакими другими методами мы бы не смогли их обнаружить, — Руслан Антонович подчеркивает, что позитронно–эмиссионная томография стоит на самой вершине существующих в мире диагностических возможностей среди методов лучевой диагностики. 

    Доступна такая диагностика будет не только тем, кто лечится в РНПЦ онкологии в Боровлянах. Места для проведения ПЭТ–КТ будут распределяться между областными онкодиспансерами, а необходимость процедуры определит врачебный консилиум.

     

    Кстати

    Пациентов в ПЭТ–центре начали принимать 23 октября. Пока, на этапе становления, исследуют по 4 человека в день, но уже к Новому году планируют принимать до 60. Для граждан Беларуси такая диагностика по направлению бесплатна, но, в принципе, ее стоимость составляет 8 — 9 миллионов рублей. Для иностранцев в два раза дороже. И, кстати, первый платный пациент уже запланирован.

    Разумный подход

    Надо понимать, что это исследование — не скрининг, для него исключительно важно наличие показаний и понимание врача–клинициста, какие результаты в итоге можно получить. Ведь ПЭТ–КТ — не настолько безобидная вещь, чтобы делать ее из праздного любопытства. Сканируется большой анатомический объем: как минимум от головы до середины бедра. Доза облучения — около 20 мЗв. Для сравнения: при обычном рентгене грудной клетки — 0,18 мЗв. Поэтому важно, чтобы ожидаемая польза была выше рисков лучевой нагрузки на организм. Например, если пациент проходит длительное лечение, а терапевтическая схема не работает и можно упустить драгоценное время, что в случае с онкологической патологией особенно критично. Или есть подозрение на наличие онкопроцесса, а с помощью других методов диагностики его не находят. В случае обнаружения метастазов и отсутствия данных о первичном патологическом очаге ПЭТ–КТ позволяет очень эффективно выявлять скрытые новообразования...

     

    vasilishina@sb.by

    Советская Белоруссия № 229 (24859). Четверг, 26 ноября 2015

    Автор: Юлия ВАСИЛИШИНАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)