28 Апреля, 2024 Воскресенье

Прыжок в тратосферу

  • 27 ноября 2015 Общество Русский 0

    В канун Нового года все мы готовы на большие и маленькие безумства, когда речь заходит о подарках и тратах на праздничный стол. И работники торговли этому несказанно рады. Какие акции и скидки нас ждут в декабре? Участвуют ли в этом отечественные производители и насколько охотно идут они на снижение цен? Мы спросили об этом в редакции «МК» представителей Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома и четырех самых известных торговых предприятий Минска

    Корр.: Чем порадует горожан в канун Нового года и Рождества столичная торговля: скидки, акции, ярмарки, распродажи?

    Александр Фролов (А. Ф.): В этом году торговля начала готовиться к Новому году как никогда рано. Специализированные секции и отделы некоторых магазинов начали функционировать уже с октября. Подготовлен проект решения о режиме работы магазинов в предновогодние праздничные дни: с 15 декабря по 15 января их не закроют на ремонт и санитарные дни, переучеты. Также увеличен рабочий день продовольственных магазинов до 22.00. По доброй традиции проведем конкурс на лучшее оформ­ление витрин и торговых залов. Заявки принимаются до 15 декабря, а итоги подведем с 25 по 30 декабря.

    Корр.: Приглашаются к участию только крупные предприятия или подать заявку может и магазин формата «у дома»?

    А. Ф.: Главное — желание принять участие в этом конкурсе. Заявок уже много, потому что каждый хочет себя каким-то образом…

    Корр.: …прорекламировать?

    А. Ф.: Торговая сеть только за последние 5 лет расширилась в два раза, если считать суммарно занимаемые площади. Поэтому понятно, что каждый торговый объект чувствует давление со стороны конкурентов и каждый старается каким-то образом себя продвинуть.

    А мы планируем различные мероприятия, приуроченные к праздничным датам. На 25 декабря намечена большая ярмарка «Навагодні падарунак» на площадке у Дворца спорта. С 12 декабря по 15 января по традиции установим рождественские деревянные домики на Октябрьской площади и возле Дворца спорта. Монтаж начнется 8 декабря, «Минскзеленстрой» готовит еловые гирлянды, «Мингорсвет» сделает подсветку в едином стиле.

    Также многими предприятиями запланировано проведение различных акций со снижением цен — как от самих предприятий, так и по договоренности с поставщиками, производителями.

    Корр.: Мы, покупатели, скидки любим, и чем они больше, тем лучше. На протяжении всего 2015 года крупные торговые объекты Минска — ЦУМ, ГУМ, Торговый дом «На Немиге» и другие — проводили дни широких распродаж. Минчанам и приезжим, судя по очередям, в которые они выстраи­вались, такие акции пришлись по душе. А торговле они выгодны?

    Лилия Богданова (Л. Б.): Мы считали долю товарооборота, который приходится на единые дни скидок. Получилось, что 4 дня скидок в «Кирмаше», а они проходят по средам, дают 35-38 процентов от месячного товарооборота. Продолжатся такие акции и в декабре. До конца ноября, а вероятно и до конца декабря, продлится акция «Оптом дешевле». Это когда за 5 единиц товара скидка 5 процентов, за 10 единиц и больше — 10 процентов, а на отдельные товарные группы — 15, 20 и до 30.

    К праздникам готовы. Только на световое украшение и декоративные элементы, чтобы создать посетителям радостное настроение, потратили 150 миллионов рублей. С 20 декабря в течение 10 дней в «Кирмаше» традиционно проходят утренники для детей с Дедом Морозом, Снегурочкой, сказочными героями и конечно подарками.

    Корр.: Где они у вас проходят и как покупатели узнают об этом?

    Л. Б.: В головном предприятии на проспекте Дзержинского. Сообщаем об этом в газетах, по радио и с помощью внутренней рекламы. Но у нас процентов 80 покупателей — постоянные клиенты. Они уже с октября спрашивают: «А в этом году будут утренники?» Будут, приходите. Они у нас проходят очень ярко. Можно 10 раз прийти и получить подарок. Только вот Дед Мороз помнит, какие стихи кто из детей читал, так что придется каждый раз учить новые (смеется).

    В этом году мы открыли отдел эксклюзивных елочных игрушек, многие из которых ручной работы. Особенность «Кирмаша» в том, что мы входим в состав объединения «Белхудожпромыслы». У нас представлены игрушки из соломы, деревянные, мягкие. Оригинальные и очень красивые!

    Николай Завалей (Н. З.): Мы очень тесно взаимодействуем с нашими поставщиками, в первую очередь с белорусскими производителями, тем самым удается увеличивать размеры скидок. Начинали с 10-15 процентов, сейчас посмотрели, какой это дает эффект, убедились в этом поставщики-производители, и в результате скидки выросли до 20 процентов.

    Корр.: Насколько охотно идут на снижение отпускных цен производители с тем, чтобы получилась совместная и более солидная скидка?

    Н. З.: Сначала у многих из них был подход: «Вы сделайте, а мы посмотрим, что из этого выйдет». Вскоре увидели, что во время таких акций объемы продаж увеличиваются в разы. Эффект очень большой. Они разгружают свои склады, мы — свои, тем самым у нас появляются деньги, мы платим поставщикам, происходит оборот средств. И теперь в дни скидок многие производители или крупные поставщики дают своих представителей, которые консультируют покупателей, и за счет этого еще больше увеличивается товарооборот.

    Накануне Нового года работаем в разных направлениях. Готовим и акции, в частности широко рек­ламируем наши подарочные сертификаты. Не обойдется, конечно, без Деда Мороза и Снегурочки, которые угостят конфетами, сделают подарки.

    Анжелика Лысоковская (А. Л.): Сегодня скидки даже 25-30 процентов наших поставщиков уже не пугают. Если в «Кирмаше» акции по снижению цен проходят по средам, то у нас — в четверг. Они веером идут по всему городу, и это хорошо для каждого района. «Щед­рые четверги» планируем проводить и в декабре. Это скидки на определенный ассортимент товара до 20 процентов, а в последний четверг месяца — на весь ассортимент. К Новому году приготовлена обширная программа, а для держателей дисконтных карт ГУМа готовятся сюрпризы. Какие? Пока секрет.

    Алексей Сокол (А. С.): Мы достаточно серьезно занимаемся аналитикой: выстраиваем диа­граммы продаж, посещаемости, всплесков и падений продаж, делим по группам, сезонам. И это помогает нам планировать те или иные акции для наших покупателей. Что касается четвертого квартала, он для торговли самый серьезный с учетом того, что это осенне-зимний период, сумма чека, стоимости покупок возрастают. Он валообразующий. И, конечно, декабрь — это новогодние праздники, когда у любого предприятия торга самый большой товарооборот — около 30 процентов от годового. Если в обычное время наше предприятие посещают 20-25 тысяч покупателей в день, то в предновогодний период это число возрастает до 50 тысяч. Самые пиковые для нас дни — 28, 29, 30 декабря, когда работаем в усиленном режиме. Готовимся к праздникам заранее. Продажу, например, елочных украшений начинаем в октябре, а площадь соответствующей секции около 300 квадратных метров. Новогодние витрины открыли недавно почти одновременно с ГУМом. Торговые предприятия, представители которых сейчас здесь за столом, — визитная карточка города, и на имидже не экономим. ЦУМ в этом году на эти цели направил около 400 миллионов рублей.

    Что касается мероприятий. Если навскидку, их намечено около 150. Это безусловно и скидки, и различные подарочные программы, и дегустации, точечные акции наших поставщиков. Например, визажисты, парикмахеры работают с посетителями универмага, показывают те или иные средства, дают советы. Также это различного рода благотворительные мероприятия. ЦУМ ежегодно проводит с участием наших покупателей акции «Стань Дедом Морозом» для детей из детских домов. Малыши из такого учреждения пишут: «Хочу плюшевого мишку, хочу машинку…» И каждый покупатель имеет возможность исполнить такое желание. Работники предприятия, инспекторы торгового отдела собирают эти подарки и потом, после 23 числа, мы едем в детдом и вручаем ребятам то, что они хотели. Покупатель может даже оставить свои координаты, и тогда мы расскажем ребенку, от кого подарок. В период рождественских праздников у нас выступает джаз-бэнд, артисты театра пантомимы.

    Корр.: Почему торговцы западными брендами могут себе позволить обозначить снижение цены на 50 и 70 процентов, а на товары белорусского производства такой подвижки не увидишь? Или такие гигантские скидки — лукавство и манипулирование?

    Н. З: Все зависит от первоначальной торговой наценки, которую применил магазин. Если на товар накрутили 150 процентов, определенную часть продали, получили максимальную прибыль, то, конечно, можно и предоставить скидку и 70, и 90 процентов. А у нас, как и у коллег, величина торговой наценки в среднем составляет от 20 до 40 процентов. С этого дохода и зарплаты, и ремонт, и оформление, и многочисленные текущие расходы, и скидки.

    А. С.: Кроме того, если говорить об универмагах, вы должны понимать: у нас 70-75 процентов товаров — отечественного производства. А то, что вы видите в фирменных магазинах, — стопроцентный импорт. И надбавка на него, хоть у них это и коммерческая тайна, может достигать и 200, и 300 процентов. Конечно, потом они дадут 70-процентную скидку. Но в убыток там не работают.

    А. Л.: Если для покупателя 20 процентов — скидка небольшая, то для нас она очень внушительная, ведь мы отдаем 25 и более процентов на расходы.

    Корр.: А кто больше уступает в цене — вы или поставщики?

    Почти хором: Ну конечно, в первую очередь мы, потому что напрямую заинтересованы.

    Корр.: А поставщики, выходит, не так инициативны в деле распродаж и скидок?

    Л. Б.: Отечественные — да.

    Корр.: Напрашивается вопрос: почему? Те же продавцы западных брендов, например одежды, ведь как действуют: привезли новую коллекцию, распродали две трети, получили свою прибыль, а на остаток могут скинуть и 70 процентов. И людям приятно, и они не внакладе. Наши почему так не делают? Ведь проблема складских запасов ни для кого не секрет.

    А. С.: Надо понимать, что экономика предприятия промышленного и розничного очень различна, в том числе по рентабельности. Но было бы неплохо нашим производителям взять на вооружение практику, которую применяют их западные конкуренты. Постепенно понимание этого приходит. Что и видно по таким нашим фирмам, как «Элема», «Калинка», «Свитанок», «Конте», «Марк Формэль». И неважно, какой они формы собственности.

    Корр.: Вот пройдут праздники и останутся у вас непроданные товары, которые вы прямо к Новому году готовили, например сувенирная продукция. Взяли бы и скинули на нее 70 процентов! Ну кому она нужна? Или вы ее убираете на склад до следующего праздника?

    А. Л.: Как мы можем 70 процентов скинуть, если нашей прибыли там не более 30?! Это же себе в убыток. Такую продукцию будем продавать со скидкой, но не с такой огромной. К тому же сезонный товар берется, как правило, на реа­лизацию от поставщика.

    А. С.: И если уже говорить о западных брендах, то обратите внимание, что зачастую на ярлычке страна происхождения — это Юго-Восточная, реже Центральная Азия. Себестоимость их продукции невысока. И если, допус­тим, шведский производитель одежды размещает заказы в Бангладеш, то при средней цене единицы продукции 4 доллара, в магазинах ее выставят по 20. Видите, какая накрутка? Покупатель платит за бренд, за известное имя.

    Корр.: Раз уж вспомнили Юго-Восточную Азию, которая, можно сказать, завалила весь мир ширпотребом. Как объяснить этот феномен? Да, наверное, эффективное производство, дешевая рабочая сила… Почему наши белорусские производители проигрывают в этой конкурентной борьбе?

    А. С.: Возможно, у наших производителей есть некоторая инертность. Порой они думают: вот мы произвели, и кто-то должен это купить. Но время сейчас совсем другое. Производитель должен сам проводить широкую политику по продвижению своего товара. И многие это уже поняли и идут по этому пути. Посмотрите, допустим, на такие бренды, как «Коммунарка», «Санта Бремор», «Савушкин продукт»… Они широко представлены на нашем рынке, их продукция пользуется спросом за рубежом. Из производителей промтоваров — «Атлант», «Гефест». Идет их реклама, причем не только на новую продукцию, но и на создающая позитивный имидж предприятия в целом.

    Корр.: Можно ли предположить, что наши крупные, всем известные предприятия торговли перейдут полностью на фирменную торговлю, как, например, в ТЦ «Столица»?

    А. С.: Вот вы приехали в «Столицу». Иголку там купите? Нет. Лампочку? Патрончик? Удлинитель? Вы же не забывайте наш формат. Универмаги — магазины универсальные, и то, что в среднем в будний день к нам приходят 25 тысяч человек, говорит о том, что этот формат востребован.

    Корр.: То есть вы о смене формата не задумывались?

    А. Л.: Почему нет? Конечно, на сто процентов наши универмаги не переделаем, но ведь уже есть фирменные секции в ЦУМе, в «Беларуси», в ГУМе, в «Кирмаше».

    А. С.: Но нюансов очень много. Например, сезонность. Представьте, что в ГУМе расположим на большой площади секцию «Элемы». А ее товар востребован в основном осенью. Что в остальное время с ним делать? Работать в убыток? Наш формат предполагает, что мы должны обслужить максимум населения. У всех универмагов города один лозунг: «Человек, который к нам зашел, должен уйти с покупкой».

    Корр.: По-вашему, чем объяснить засилье товаров китайского производства на наших прилавках? Что называется, от скрепки и карандаша до телевизора и кухонного комбайна?

    А. С.: Еще год-два, и все поменяется. Ведь в свое время предприя­тия нашего легпрома едва не половину СССР одевали. А «Атлант»? А «Горизонт»? Но если торговля должна предусматривать около одного процента своего бюджета на рекламно-информационную дея­тельность, то производители — 2 и более процентов от объемов продаж. Но они, увы, этого не делают, на рекламе экономят. Мало того, специалисты предприятий должны идти в магазин и продвигать свой товар. Продавец многого не знает и каждой единице не может внимания уделить. Но когда есть выделенное место и стоит консультант, который объясняет и показывает, чем хороша их продукция, зачас­тую выясняется, что она не хуже, а то и лучше западной, и уж тем более привезенной с востока.

    Корр.: Пройдет горячий декабрь, а что будете делать в январе? Отдыхать?

    Н. З.: Нет, отдыха никакого нет. Мы думаем наперед, просчитываем. Вот у нас сейчас проблема: рядом с универмагом «Беларусь» открывается новый торговый центр. И если у нас 7,5 тысячи квадратных метров, то у них — 60 тысяч. Нам, конечно же, надо принимать серьезнейшие меры, удивлять наших покупателей. Уже сейчас продумываем и рекламу, и дальнейшее переоборудование.

    Корр.: Может ли кто-то из вас, представителей универмагов, сказать, чтобы мы об этом написали и к вам пришел покупатель: в январе 2016-го у нас будет что-то такое, что не стоит пропускать. Даже при условии того, что люди уже прилично потратились в декабре.

    Л. Б.: Знаете, совсем не обязательно постоянно удивлять покупателя, заманивать его. Есть понятие репутации, и это не последнее дело. Завершится предновогодний ажиотаж, наступит, как мы говорим, повседневный спрос.

    Вокруг «Кирмаша» и на проспекте Дзержинского за последнее время построили множество торговых объектов, и конкуренция более чем серьезная. Но на сегодняшний день в сопоставимых ценах товарооборот 2014 года мы сохранили. А он в прошлом году был у нас на 13 процентов выше, чем предыдущий. Есть логика торговли, есть культура торговли, есть ассортимент, который держит любой универмаг. Есть то, на что человек рассчитывает и что он в обязательном порядке получит, когда придет в «Кирмаш», ГУМ, ЦУМ, «Беларусь».

    Участники круглого стола:

    Александр Фролов — заместитель начальника отдела организации торговли и общественного питания Главного управления потребительского рынка

    Лилия Богданова — директор ТЦ «Кирмаш» 

    Анжелика Лысоковская — начальник отдела организации торговли ОАО «ГУМ» 

    Николай Завалей — заместитель генерального директора ТКУП «Универмаг «Беларусь»  

    Алексей Сокол — заместитель генерального директора ОАО «ЦУМ Минск» 

    Автор: Михаил МИХАЙЛОВ, Наталья ВАВИЛОВАМинский курьер

Комментарии (0)