26 Апреля, 2024 Пятница

Фотоохота на дачников

  • 30 ноября 2015 Общество Русский 0

    Скрытые фотоловушки фиксируют нарушителей экологического законодательства, но дорожники Минщины убеждены:  без увеличения штрафов до «сингопурских» размеров проблему не решить.

    В сумерках из ворот дачного товарищества выехала легковая машина. Преодолев небольшое расстояние, водитель свернул на заасфальтированную дорогу. Вот и остановка пригородного транспорта, на которой ни души. Выйдя из машины и оглянувшись по сторонам, человек открыл багажник и достал оттуда… несколько пакетов с бытовым мусором. Неважно, что стоящая на остановке урна переполнена. Пакеты с отходами брошены рядом, остальное — дело дорожных служб. Отряхнув ладони и убедившись, что за ним по-прежнему никто не следит, мужчина спокойно уселся в автомобиль и уехал. У него даже мысли не возникло, что все эти действия зафиксировала установленная в укромном месте фотоловушка. К сожалению, такие ситуации  в окрест-ностях столицы — закономерность. 

    ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Технология, которую дорожники стали применять в борьбе с нарушителями правил обращения с бытовыми отходами, особой сложностью не отличается. Фотоловушки —замаскированные камеры, которые размещают в неприметном месте: на дереве или столбе. Они направлены на остановку и реагируют на движение. Батарейки хватает на 8—10 часов работы.
     
    В зоне обзора объектива камера делает серию снимков и может передавать фотографии в режиме реального времени по мобильной связи. Потом полученные кадры анализируют. В случае фиксации выброса мусора автомобилистами материалы направляются в Минский областной Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, где и выносятся решения о денежных наказаниях в отношении нарушителя. 
     
    Применять такие устройства дорожники Минщины стали с нынешней весны, так как горы  мусора на остановочных пунктах и в полосе отвода дорог становятся привычным явлением. 
     
    Обслуживающие организации вынуждены отвлекать на ликвидацию стихийных свалок большое количество людей и техники, которые нужнее в ином месте. И все это выливается в круглую сумму, затрачиваемую из бюджетных источников.   

    «МЕРСУ» ШТРАФЫ НИПОЧЕМ…

    Всего на дорогах Минской области установлено 15 фотокамер,   фиксирующих экологические нарушения на остановках общественного транспорта, в частности, несанкционированный выброс твердых коммунальных отходов в больших объемах. Четыре таких фиксатора используются в Минском районе. С начала текущего года в объективы этих фотокамер попали 134 нарушителя. Номера машин и данные о владельцах специалисты 

    КУП «Минскоблдорстрой» ( фотоловушки у них на балансе) передают в Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, после чего к нарушителям применяются штрафные санкции. 
     
    — Несколько автовладельцев уже умудрились оказаться в объективах камер по два, а то и  три раза, — отметил начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Василий Галицкий. — Особенно досаждал хозяин одного «Мерседеса», у которого дача возле деревни Дубенцы. Трижды приходилось его наказывать. Вроде и суммы штрафов немалые, но для человека   урок   не пошёл  впрок. Лишь с третьего раза одумался.
    Василий Михайлович напомнил: в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях свалка мусора на дороге и в придорожной полосе влечет наложение штрафа (согласно требованиям экологической безопасности). В частности, на физическое лицо — от 2 до 30 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — до 50, на юридическое лицо — до 200. Несмотря на суровые меры, число нарушителей экологического законодательства пугающее. Фотоловушек не достаточно, чтобы охватить  даже наиболее людные остановочные пункты пригородной зоны.

    И ЗАПЕЧАТЛЕТЬ, И ДОКАЗАТЬ

    — Поймать в кадр нарушителя — это лишь половина дела, — продолжает  специалист. — Факт выброса мусора еще необходимо доказать. К примеру, если фотокамера нечетко зафиксировала номер машины, то такой случай, смело можно сказать, бездоказательный. Есть и другие нюансы. Сам процесс нарушения должен содержать всю последовательность действий: человек подъехал, остановился, вышел из машины, оставил на остановке мусор, затем снова сел в автомобиль и продолжил движение. Если в данной цепочке отсутствует кадр отъезда, то нарушитель может заявить, что на остановке он просто выложил на время свои пакеты с личными вещами, а не с мусором, и потом их забрал. Также не считается нарушением ситуация, если пакет с бытовыми отходами гражданину каким-то чудом удалось уместить сверху заполненной до отказа урны, хотя он вот-вот окажется на земле. Вот почему  сотрудники Минскоблдорстроя берут в разработку лишь четкий и в полном объеме сформированный фоторяд.

    ОТКУДА «ДРОВИШКИ»?

    Ежедневно по дорогам Минского района колесят машины организаций, обслуживающих транспортные артерии.  ДРСУ №194 и 735 убирают твердые бытовые отходы, скопившиеся на остановках и у обочин дорог. Для этих целей используются три мусоровоза, тракторы с прицепами и грузовые газели. Большую часть отходов работникам приходится собирать вручную.
     
    Особенно много мусора  в весенний период:  под растаявшим снегом начинают «расти» пластиковые, полиэтиленовые, картонные   «подснежники». Но пик — дачный сезон, когда из столицы на  природу выбираются десятки тысяч горожан. 
     
    Беда в том, что во многих садовых товариществах отсутствуют оборудованные площадки для сбора отходов, не хватает контейнеров под ТКО. Вот и везут обитатели дачных и некоторых коттеджных поселков мусор до ближайшей автобусной остановки, зная, что здесь его обязательно заберут дорожные службы. Впрочем, и вдоль дорог хватает выброшенных отходов. Пластиковую бутылку или фантик проще выбросить в открытое окно, нежели тащить до места отдыха или конечной точки маршрута. Бывает, что и в придорожных кюветах обнаруживаются настоящие мини-свалки. 
     
    Наиболее неблагополучные в этом плане на территории пристоличья участки дорог в районе авторынка «Малиновка», Западного кладбища, Колодищей и Заславля. Впрочем, и во многих других местах ситуация не лучше. Кроме того, повышенное внимание дорожникам приходится уделять путям, ведущим к полигонам ТКО и мусороперерабатывающим предприятиям. Там также немало экологически небезопасных находок. 

    ЦЕНА ВОПРОСА

    Безответственное отношение некоторых граждан к вопросам сбора и утилизации отходов выливается в круглую денежную сумму. Зачем  платить за вывоз мусора с дачного участка, если его можно выбросить в ближайшей лесополосе или оставить на ближайшей автобусной остановке. В лучшем случае добросовестный дачник довезет бытовые отходы до города, где контейнерные площадки имеются в каждом дворе. На самом деле, если не заплатите вы, то платить придется кому-то другому. И это —  аксиома. Ведь платят же сельские жители по 75 тыс. руб. каждый месяц, за то, что раз в неделю к ним в деревню приедет мусоровоз.
     
    На очистку полосы отвода дорог за 10 месяцев текущего года Минскоблдорстрою пришлось потратить 9,6 млрд руб. (5,2 процента от суммы, выделенной на содержание дорожной сети). Уборка от мусора  остановок общественного транспорта обошлась организации в 1,9 миллиарда рублей. А теперь посмотрим, как могли бы дорожники распорядиться средствами, если бы проблема сбора и вывоза отходов не стояла настолько остро.
     
    Так, за всю сумму, потраченную на уборку мусора, дорожные организации могли бы произвести асфальтирование 8 км автодорог, выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия протяженностью 18 км с устройством слоя износа, построить 75 автобусных остановок, оборудованных автопавильонами. И это — в масштабе области. Согласитесь: ездить по хорошим дорогам хочется всем без исключения автомобилистам.

    ФОТОКАМЕРЫ МЕНЯЮТ «ПРОПИСКУ»?

    Свою экологическую функцию «ловушки» выполняют исправно, но, как показывает практика, проблему несанкционированных свалок у обочин и на остановочных пунктах они пока не решили. Хотя можно представить выражение лиц нарушителей, когда им приходится оплачивать штрафные счета, иной раз превышающие миллион рублей. А на попытку оспорить наказание предъявляются неопровержимые, зафиксированные беспристрастной фототехникой, свидетельства. У многих охота выбрасывать мусор в неположенном месте пропадает надолго, если не на совсем.
     
    Сегодня неодушевленные помощники дорожников меняют свою «прописку». Вместо автобусных остановок им придется «дежурить» в полосе отвода дорог: у обочин или в придорожных зарослях. Там тоже образуются скопления бытовых отходов, убирать которые сложнее, чем благоустроенные остановочные пункты. Так что тем, кто уже «обжегся», оставляя мусорные пакеты где попало, радоваться не стоит — столбов и деревьев вдоль дорог хватает. Чтобы обнаружить умело скрытую фотокамеру, надо  постараться… 
     
    Ожидается, что на остановках вместо малогабаритных урн появятся более вместительные контейнеры, которые хоть и будут менее эстетичными,  зато смогут вместить большее количество отходов. Да и управляться с ними при загрузке в мусоровозы дорожникам будет легче.
     
    — Проблему, конечно, можно решать различными путями, — подводит итог  Василий Михайлович. — Совершенствовать законодательство, увеличивать суммы штрафов, доводя их до «сингапурских», увеличивать число фотофиксаторов и т.д. Но пока в корне не изменится отношение населения к данному вопросу, ситуация не улучшится. Нужно, чтобы во всех садовых товариществах, члены которых основные нарушители природо-охранного законодательства, появились оборудованные контейнерные площадки, а   председатели в обязательном порядке заключили договоры с коммунальщиками на вывоз бытовых отходов.
    Автор: Сергей РУЧАНОВПрысталічча
    Теги: 

Комментарии (0)