29 Марта, 2024 Пятница

Как реализуется на практике образовательный процесс в режиме шестидневной школьной недели?

  • 02 декабря 2015 Общество Русский 0

    Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» образовательный процесс во всех общеобразовательных учебных заведениях организуется в режиме шестидневной школьной недели, состоящей из пятидневной учебной недели и шестого школьного дня.

    В связи с этим шестой школьный день наполнен  интересными общественно- полезными, спортивными, физкультурно-оздоровительными и другими воспитательными мероприятиями, которые способствовали бы развитию личности ученика, содействовали бы его социальной мобильности, воспитывали бы в нем потребность в укреплении своего физического, психического и интеллектуального здоровья.

    Как это реализуется на практике? Мнение специалистов и самих учащихся? Попробуем разобраться.

    — Шестой школьный день является частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Организационно-воспитательная работа в субботу организована согласно инструктивно-методическим рекомендациям Министерства образования, — рассказывает Елена Смолякова, начальник отдела образования, спорта и туризма Хотимского райисполкома. — Этот день используется в учреждениях образования для укрепления физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника, участия детей и подростков в полезных делах.

    Главными задачами «шестого дня», делится Елена Яковлевна, являются  широкое привлечение учащихся к активным занятиям физкультурой и спортом; привлечение родителей к работе школы в шестой день; вовлечение учащихся «группы риска» в проводимую работу; формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности, актуализация творческих способностей учащихся. «Очевидно, что выполнение этих задач связано с совершенствованием системы педагогического обеспечения всестороннего развития школьников, с поиском новых организационно-педагогических форм работы школы. Необходимо продуманно организовать свободное время детей и подростков: вовлекать учащихся в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях, умело организовать культурно-досуговую деятельность, занятия по интересам и потребностям», — уверена начальник отдела. Для этого еще в начале учебного года идет опрос учащихся, мониторится мнение родителей о том, какие факультативы, секции, объединения по интресам для них предпочтительнее, и только потом формируется план работы. Впрочем, замечает Елена Смолякова, план этот мобилен, и по мере изменений интересов и предпочнений школьников в него вносятся коррективы.

    Насколько же такая система работы эффективна? Не навредит ли здоровью детей?

    — Как раз нет, — считает Ольга Войтенко, педагог-психолог районного социально-педагогического центра. – Сегодня принято говорить о воспитании гармоничной личности, но мало кто задумывается о том, что скрывается за этим понятием. А между тем, необходимо понимать, что гармоничная личность — это человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой, — рассказывает Ольга Викторовна. — Такой человек радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. У него хорошее физическое состояние. Он видит свои минусы, но адекватно оценивает их. Он открыт познанию нового, творческой деятельности. Можно сказать, что это счастливый человек, ведь он знает, чего хочет и как этого добиться".

    Но для этого человеку, а тем более, ребенку, нужна помощь. «Это вовсе не означает, что за него и для него что-то нужно делать, это означает поддержку в самореализации и саморазвитии, когда школьник воплощает лучшие свои качества, таланты, способности и получает за них похвалу, — убеждена педагог-психолог. — Этот принцип прекрасно воплощен в работе шестого школьного дня: школьники могут заниматься на факультативах по любимым предметам, тех, что нужны для поступления, тем самым закладывая основу для будущей профессии; развивать свои творческие способности на различных объединениях по интересам, таким образом выражая свое эмоциональное состояние, развивая свой эстетический мир, а занимаясь в спортивных секциях, укрепляют свое здоровья. Еще один важный момент — это мероприятия, которые проходят в этот день. Они несут в себе не только развлекательную функцию, но и, что крайне важно, содействуют социализации ребенка — то есть формируется умение вести себя в коллективе, взаимодействовать с ним, отстаивать собственные интересы. Это очень важно для будущего, ведь тем самым формируется самостоятельность школьника. Будучи взрослым, такой человек легко себя реализует, как личность, как профессионал, как семьянин, как гражданин».

    Как же эта работа реализуется на практике?

    Великолиповский УПК. Здесь шестой день недели строится, исходя из интересов самих детей. Работают как творческие объеденения, так и спортивные секции. Показательно, что в мероприятиях в субботу принимает участие до 75% учащихся. А они весьма различны: от экологических акций до интеллектуальных конкурсов. Так самыми запоминающимися в этом учебном году стали: акция «Очистим планету от мусора!», День здоровья, осенний бал «Закружилась листва золотая…».

    Надо отметить, что ребята занимаются и общественно-полезным трудом. Например, сбором семян цветочных растений, проводят генеральные уборки классных кабинетов, выполняют ремонт книг в библиотеке — это посильная помощь школьников и одновременно важный воспитательный момент.

    Но, наверное, наиболее активная работа в шестой день недели (впрочем, равно, как и в другие дни недели) организована в Центре творчества детей и молодежи. Здесь свои способности раскрывают и развивают 1028 воспитанников, из них 270 занимается на базе сельских школ. Наиболее востребованы объединения художественной направленности, физкультурно-спортивной и технической. Перечислить все объединения — газетной полосы не хватит.

    Главное, что учебно-воспитательный процесс обучение-воспитание дает положительный результат. Наши ребята становятся дипломантами и призерами многочисленных конкурсов и проектов. Стоит вспомнить лишь некоторые из них: Диплом первой степени управления образования облисполкома за 1-е место в областном фестивале «Виват, империя Детства!» (номинация «Декоративно-прикладное творчество», руководитель объединения В. Савелов); Диплом 1-ой степени в областном конкурсе программ объединений по интересам общественно-гуманитарного профиля (методист Светлана Тищенко); дипломы в областном конкурсе театрального творчества «Многоликий театр-2015» (руководитель Елена Игнатенко).

    Кстати, на базе ЦТДиМ действует еще и школа «В помощь абитуриенту», в которой обучаются 100 учащихся.

    Как же относятся сами школьники к шестому дню? Идем в СШ №1.

    — Я лично с радостью иду на все факультативы в субботу, — рассказывает Мария Роговская. При этом девушка скромно умалчивает, что она еще и в музыкальной школе занимается, и является участницей многочисленных мероприятий, и не только школьных. «Не могу сказать, что я уж очень устаю, — признается Маша. — Мне интересно на всех факультативах, тем более, что все они связаны с моей будущей профессией, да и преподносятся знания в увлекательной форме».

    Не менее загружена и Карина Ткачева." Мне интересно. Вот еще увлеклась испанским. И дело не только в том, что готовлюсь к поступлению, но и участвую в различных мероприятиях. Часто для малышей проводим развивающие игры и концерты. Так сказать, готовим себе творческую смену.

    А вообще уверена, что жизнь должна протекать в движении, в особом ритме, иначе просто скучно…"

    На вопрос: «Тяжело ли вставать утром в субботу к 8.00?» — Станислав Коротченко ответил, как настощий мужчина: «Не вижу проблемы. Ведь есть режим, своеобразная система…» Станислав, так же, как и девчонки, доволен организацией шестого школьного дня: помимо факультативов (а Станислав «штурмует» физику и математику, мечтает стать инженером), парень еще находит время для легкой атлетики.

    А вот Анна Панчишкина — человек творческий, несмотря на то, что  хочет стать врачом. «Из факультативов выбрала биологию и химию. Тех знаний, что дают на занятиях, достаточно. С репетитором дополнительно не занимаюсь», — рассказала девушка. Она уверена, что саморазвитие и самообразование еще никому не навредили.

    А как родители смотрят на шестой школьный день, когда у самих-то выходной?

    Оказалось, неоднозначно. Лично я хочу в субботу поспать подольше, но встаю, чтобы отправить дочь на факультативы. Это весь мой негатив. Интересы моего ребенка при выборе факультативов и объединений по интересам были учтены, с занятий она приходит довольная, в хорошем настроении. А чего еще желать?

    Одни родители, такие, как я, уверены, что ребенок должен все время чем-то заниматься. Во-первых, времени на глупости хватать не будет, а, во-вторых, всесторонне развитая личность сама по себе такой не становится. И даже самой замечательной на свете маме не научить свое чадо  всему-всему.

    Другим своих ребятишек просто жаль. Они уверены, что и так нагрузка тяжелая, лучше бы сынуля (или доченька) подольше бы поспали…

    В завершение хочу сказать, что я не знаю ни одного знаменитого человека в мире (спортсмена, актера, художника, политика или банкира, не важно какой профессии человек), которому бы его слава далась без труда. Недаром в народе говорят: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Впрочем, вы можете не согласиться. Приглашаю к дискуссии…

    Материал подготовила Янина Мавич (mavianna@mail.ru)

    Автор: Янина МавичШлях кастрычніка

Комментарии (0)