26 Апреля, 2024 Пятница

Найти всех. Продолжение истории самого крупного в Бобруйске неучтенного захоронения

  • 03 декабря 2015 Общество Русский 0

    Новый пласт истории 52-й отдельный батальон поднял несколько лет назад. В 2013-м при строительстве площадки под солнечные батареи в районе Бобруйской крепости рабочие обнаружили странную находку – человеческие кости.

    – Тогда мы составили информационный лист на трех бойцов: визуальный осмотр показал, что есть останки трех черепов. Одежда, кожаные ремни и обувь говорили о том, что это советские солдаты. Данный объект включили в отработку внепланово. Но такое количество останков, которые в итоге подняли из земли, никто не ожидал увидеть, – рассказывает руководитель поискового отряда «Обелиск – 92/1» Сергей Порозов.

    Результатом проведенных поисковых работ стали останки 455 военнопленных. Были найдены 58 медальонов и орден Красного Знамени. 17 имен погибших кра- еведам все же удалось установить. Все они были из солдатского и сержантского состава, в основном россияне, только один человек оказался родом из Витебской области. В том же году прошло торжественное перезахоронение воинов. Но на этом история не закончилась: останки «уходили» на территорию частного домовладения, граничащую с местом работ.

     

    – Мы составили новый информационный лист о продолжении раскопок, в этом году объект включили в план работы. В итоге военнослужащие 52-го ба- тальона нашли еще 49 останков, два солдатских медальона, ни одного из которых, к сожалению, не удалось прочитать. В одном была истлевшая записка, другой был просто пустой, – отметил руководитель отряда.

    Закономерно возникают вопросы: откуда могли быть эти люди и как они попали в Бобруйск? Все дело в том, что в нашем городе в годы войны располагались пересыльные лагеря – на улице Парковой и на территории крепости. В Бобруйске были лагеря для военнопленных, беженцев и один офицерский. Дальше людей направляли на всевозможные работы, в том числе строительные.

     

    – Как значится в Книге Памяти, много пленных погибло. Но, как правило, их хоронили во рвах березинского Форштадта. А эти останки были найдены на территории крепости. Причем, их положение не горизонтальное – погибших просто сваливали вместе, – сводит факты Сергей Порозов.

    Есть в книге и такая информация: к декабрю 41-го года на территории бобруйского лагеря находились около 60 тысяч человек. В начале зимы из Барановичей в наш город пришел эшелон с военнопленными – около полутора тысяч человек. Сюда состав шел около недели и еще два дня стоял на запасных путях под усиленной охраной. При высадке выяснилось, что большая часть людей мертва. В течение дня на шестидесяти подводах солдат вывозили и хоронили на территории крепости.

    – Там, где проводились раскопки, на углу Ванцетти и Кирова, сегодня идут магистральные пути, а раньше располагалась посадочная платформа. С нее и скидывали в яму умерших – по шесть, десять, двадцать человек. Нашли фрагменты одежды: обувь, пуговицы со звездой. То, что эти военнопленные советские солдаты, не было сомнений. Причем многие из них приняли бой, о чем свидетельствуют отдельные немецкие пуговицы, пряжка. Все эти люди умерли естественной смертью: ни одной пули, гильзы найдено не было, – подытожил руководитель поискового отряда.

    В августе 2015-го отдельный батальон закончил все работы. Поисковую работу отряд «Обелиск» еще продолжит, но основная территория поиска сегодня – Бобруйский район. В самом городе, как отметил Сергей Александрович, такие находки попадаются редко. Так, в районе Ванцетти есть самое крупное учтенное захоронение, а то, о котором идет речь, до сих пор было неизвестно. Ребята, которые состоят в отряде (а это, как правило, школьники), активного участия в раскопках не принимают. Они становятся свидетелями происходящего – наблюдают, как рождается история, и на этом воспитываются. – Главное – поднять из земли останки солдат, установить имена. Когда находишь медальон, думаешь: только бы он был заполнен. Если заполнен, следующая мысль: хоть бы были родственники. Этим занимаются в первую очередь поисковики, – откровенничает главный из них. На мой вопрос «Может, не стоит ворошить прошлое?» Сергей Порозов только отвечает: «Останки извлекать необходимо, потому что это люди, которым нужно отдать все воинские почести. Торжественно перезахоронять, чтобы потомки знали место, приходили. Чтобы и следующие поколения так же трепетно относились к своим защитникам».

    Автор: Анна СушковаБабруйскае жыццё

Комментарии (0)