02 Мая, 2024 Четверг

Стена самовыражения

  • 04 декабря 2015 Общество Русский 0

    Что видят из своих окон жители дома на ул. Воронянского, 13, к. 1, и окрестных домов? Фигуру человека в черном капюшоне: вместо головы у незнакомца — горящая свеча. Что этим хотел сказать греческий художник INO — неизвестно, но ассоциации она все же вызывает мрачные. Человек сгорел от наркомании, или покончил жизнь самоубийством, или эта свеча — символ еще оставшейся живой энергии в нем? Говорят, художник назвал работу «Человек без имени». Якобы он обратил внимание на поиск белорусами своей идентичности, национального самоопределения, есть и какие-то другие скрытые смыслы, которые бы, по замыслу творца, люди искали сами. Не знаю, так ли это, но, как и мне, родителям ребятишек, спешащих в расположенные неподалеку школу и детский сад, изображение непонятно. Пройти, не поднимая глаз, — это о нашей ситуации неприятия «высокого» искусства, которое свалилось на фасад дома как снег на голову.  

    В администрации Октябрьского района не скрывают, что мнения о работе «Человек без имени» слышали неоднозначные и противоречивые. Но она серьезная, неслучайная и с философским подтекстом. Поэтому сохранить ее однозначно стоит. 

    Да, можно сказать, что это искусство, возможно, не для масс, но почему тогда расположилось на фасаде обычного жилого здания? Может, стоило бы подобрать другую площадку для творческого порыва? Благо в Минске такие возможности есть. 

    Право художника на самовыражение — дело святое. Могут ли местные жители рассчитывать, что их мнение по поводу изображения на их доме будет учтено? Тоже да. По-моему, нужен компромисс. 

    Против того, чтобы серые панельки становились нарядными, поклонники красоты не возражают. Другое дело — сюжет. Так, Дмитрий Писляк украсил дом по улице Карла Маркса, 25, черно-белой копией картины 

    Ивана Хруцкого «Портрет неизвестной с цветами и фруктами». Для этого ему нужно было просить разрешения у Мингорисполкома, Министерства культуры, Минского городского художественно-экспертного совета по монументальному и монументально-декоративному искусству, администрации района, ЖЭСа и ЖРЭО. Долго, муторно? Но результат стоил того. Картина стала украшением дома. 

    Как-то я свернула с проспекта Независимости в этот дворик и увидела черно-белую копию работы любимого художника, тут же сфотографировала. «Нравится?» — поинтересовался какой-то прохожий. «Очень!» — ответила я. Он приветливо улыбнулся: «И мы каждый день любуемся». 

    И еще одно творение радует мой взгляд. Неподалеку, по улице Энгельса, 34а, «прописалась» работа дуэта «Осжемиос» (Os Gemeos) — братьев Густаво и Отаво Пандольфо. Они специализируются на изображении гигантских людей. Их яркая картина несет карнавальный колорит в нашу повседневность. Притом уживается на минской улочке легко и органично. Кстати, работы этих художников есть в известных галереях и музеях мира. 

    И вот узнаю, что минская картина INO, по информации одного интернет-портала, вошла в топ-10 лучших в мире за октябрь. На каком основании — неясно, но факт остается фактом. Подумалось: не слишком ли много в нашей жизни того, что можно назвать делом вкуса? Кому судить о достоинстве картины? Тем, кто оценивает ее из заоблачных далей, или простым жителям Минска, вынужденным созерцать шедевр каждый день? 

    Это красота, необходимая для нашего комфорта.

     

    pahomovich@sb.by

    Автор: Наталья ПАХОМОВИЧРэспубліка

Комментарии (0)