25 Апреля, 2024 Четверг

Проблема и решение

  • 08 декабря 2015 Общество Русский 0

    Источник: Брестская областная газета «Заря»

    Напористость, стрессоустойчивость, безупречное знание законодательства – таким набором качеств должен обладать человек, решивший посвятить себя нелегкой службе судебного исполнителя. Корреспондент «Зари» полдня провела бок о бок с блюстителями закона и убедилась, насколько сложна и порой опасна их работа.

    Служба такая   

    У Алины Василевич и Антония Четверткова, судебных исполнителей отдела принудительного исполнения Ленинского района Бреста, с утра по плану – посещение должников на дому. К неплательщикам штрафов, банковских кредитов, алиментов они обычно направляются собственным ходом, захватив увесистую стопку исполнительных производств. Но сегодня отбываем с комфортом: согласно договору, заключенному с областным управлением Департамента охраны, с ноября его сотрудники сопровождают судебных исполнителей при выезде на участок к должникам, обеспечивая их безопасность.

    Для младших инспекторов охраны отдельной роты милиции Игоря Хомичука и Эдуарда Меркулова работа эта привычная – с десяток лет они занимаются конвоированием по территории Беларуси дорогостоящих грузов, которые следуют от таможенной границы Евросоюза в разных направлениях. За все это время посягательств не было.

    Первый адрес – улица Партизанская на Граевке. Впечатления от общения с родственниками должника Алина Василевич уже успела получить во время посещения их с представителями банка, которому Денис* должен миллиарды рублей, и с июля не внес ни копейки. Сам он тогда находился на заработках в России, а вот старший брат Алексей*, выражаясь нецензурно, пригрозил выкинуть незваных гостей на улицу и спустить собаку. Цель сегодняшнего визита – проверка имущественного положения должника, который официально нигде не работает. В должниках, впрочем, числится и брат – директор брестской фирмы — за неуплату штрафа.

    Нас встречает хозяйка довольно скромного дома, в котором проживает и семья ее младшего сына. Рядом во дворе – основательный кирпичный коттедж, собственность старшего, Алексея.  Убедительным тоном, не предполагающим никаких возражений, Алина сообщает о необходимости предоставить доступ во все помещения по адресу должников. Пока братья едут домой, судебные исполнители изучают имущество в жилище Дениса. На посудомоечную машину, микроволновку, электрочайник паспорта отсутствуют, следовательно, хозяйка не может доказать, что вещи принадлежат ей. Имущество описывается. Супруга Дениса утверждает, что телевизор в их комнате, – не совместно нажитое имущество, которое тоже подлежит описи, а принадлежит ее матери, и паспорт тоже у нее. Однако пока документ не предъявлен, телевизор также описывают. Накладывается арест и на стоящий во дворе автомобиль. Пусть он и не на ходу – тем не менее.

    — Арестованное имущество в течение 10 дней должник может реализовать сам под контролем судебного исполнителя, — поясняет Алина. – По истечении этого срока мы передаем его на продажу реализующей компании. Все, кроме автомобилей, недвижимого имущества и земельных участков, оцениваем сами по действующим ценам, сверяя приблизительную стоимость в рубриках объявлений газет и интернета. Выручка от продажи идет в счет погашения долга.

     Пока исполнители заняты рутинной работой, хозяйка выясняет сумму штрафа, который не уплатил старший сын, и вызывается немедленно сбегать в банк и внести эти 680 тысяч в пользу государства. Не прошло и пятнадцати минут – предъявляет квитанцию.

    Приезжают братья. Алексей, обратив внимание на парней из охраны, ведет себя крайне вежливо и даже голос не повышает. Но неприятный осадок от прошлого визита у Алины Василевич остался, и она решает описанное имущество изъять сейчас же, хотя его позволяется оставить хозяевам на хранение — для пользования, но без права отчуждения. «Все вопросы мы стараемся решать по-человечески. Конечно, можно было бы пойти навстречу, если бы в прошлый раз мы не встретились здесь с таким «теплым» приемом, — уточняет для корреспондента Алина. – К тому же, когда у человека забираешь его имущество, то в большинстве случаев находятся и деньги, чтобы заплатить по исполнительному листу».

    Увы, денег для оплаты банку выросшего до нереальных размеров кредита, который Денис взял в 2013 году на развитие прогоревшего в итоге бизнеса, он не заработал и в России. Из 2,5 млрд обещает внести пока только миллион рублей. Просит не ограничивать его в выезде за пределы страны: «В России мой единственный заработок, на эти деньги и двоих детей-школьников надо кормить. А здесь разве что в милицию устроиться...»

    Алексей, воодушевленный тем, что мама оплатила его штраф, сегодня имеет право судебных исполнителей в свой коттедж не приглашать. Впрочем, это до поры до времени, говорит Алина, визит к нему предстоит в ближайшее время – готовится исполнительная надпись банка также на достаточно большую сумму, которую Алексей брал под строительство жилья.

    Задолженности банкам в объеме исполнительных производств составляют примерно 40 процентов, также приходится заниматься неплательщиками штрафов – за безбилетный проезд в общественном транспорте, распитие спиртных напитков, по приговору суда. Многие реагируют на присланные повестки, телефонные звонки и добросовестно приносят в отдел квитанции об оплате, многие работают, и суммы в счет погашения долга высчитываются из зарплаты. Однако немало и таких, с которых и взять, по сути, нечего, — ни работы, ни имущества, и жилище превращено в притон — за год службы Алина всякого успела навидаться. Тогда исполнительные документы возвращаются с невозможностью взыскания.

    … И опасна, и трудна

    По пути к следующему должнику на улицу Гурова Антоний Четвертков рассказывает случай из собственной трехлетней практики. Выезжали, на тот момент еще без милиции, к женщине, которая задолжала банку, в общем-то, небольшую сумму, но платить ее, похоже, не собиралась. Не работает, зато на выпить-погулять средства находит. Представителям власти дверь отворила и вроде на контакт пошла. Но когда они начали описывать более чем скромное имущество, должница засобиралась уходить, а препятствовавшего этому судебного исполнителя просто отодвинула от прохода и стала выдворять из квартиры. Тому ничего не оставалось, как закрываться от тумаков служебной папкой. В итоге по пути она зацепила себя по лицу и написала заявление о том, что ударил ее представитель власти. Было долгое разбирательство, в результате которого все-таки выяснилось, что Антоний должницу не трогал. Женщине выписали штраф за хулиганство в 300 тысяч рублей — он лишь увеличил сумму ее долга, взыскивать который судебный исполнитель в следующий раз поедет с сотрудниками Департамента охраны.

    Читать далее

    Автор: Ирина ОРЛОВАЗаря
    Теги: 

Комментарии (0)