29 Марта, 2024 Пятница

Какие наши коды

  • 09 декабря 2015 Общество Русский 0

    Программа «Электронная школа»: как индивидуальная карта учащегося влияет на посещаемость и почему ученики выбирают онлайн-дневники вместо традиционных.

    Зеленый свет программе «Электронная школа» в столичных учреждениях образования был дан осенью 2013 года. Все начиналось с индивидуальной карты учащегося — пропуска, открывающего электронный замок входной школьной двери и фиксирующего время прихода ребенка на занятия. Сегодня, спустя чуть более двух лет, в полутора десятках городских школ без «Электронной школы» не начинаются уроки информатики и иностранного языка, не работает школьная библиотека и система горячего питания. О том, как живут «по программе» нынешние педагоги и их воспитанники, мы узнали, навестив среднюю школу № 51 Ленинского района.

    — Наше образовательное учреждение было открыто 30 августа 2013 года, с этого момента мы участники проекта, рассказала директор Галина Черник. — «Электронная школа» предполагает работу по двум направлениям: с картой учащегося и электронными дневниками.

    Раскинем карты…

    Сегодня карту учащегося, которая одновременно является документом, удостоверяющим личность школьника, и банковским расчетным средством, имеют все 910 учеников СШ № 51. Выдают их бесплатно: финансовые издержки проекта взял на себя «Беларусбанк».

    Работать пластик начинает уже на входе в школу: двери оборудованы электронными замками. Информация обо всех учениках хранится в компьютерной базе, и об отсутствии любого из них на занятиях сразу становится известно психолого-педагогической службе учебного заведения. А потом и родителям.

    — Возможно, вы удивитесь, но наши дети и не прогуливают, — заверила Галина Владимировна. — Они заинтересованы не только в учебе, но и в общении с друзьями. А если у некоторых и появляются мысли о прогуле, то «Электронная школа» их отлично пресекает.

    Задействована электроника и в библиотеке учреждения. В ней давно не ведут бумажные формуляры. Вся информация о книге записана в штрихкоде на ее обложке, который моментально считывается специальным устройством. Затем эти данные библиотекарь переносит в электронную карточку читателя.

    Пластик также запускает работу персональных компьютеров в лингафонном кабинете иностранного языка и в кабинете информатики. Учитель в режиме реального времени видит, как справляется с заданием каждый ученик, нужна ли ему индивидуальная помощь.

    Да и в столовой теперь без индивидуальной карты учащегося никуда.

    — Дети очень хотят быть похожими на взрослых, поэтому быстро выучили свой ПИН-код. Малышам хватило одного дня походить со шпаргалкой, а старшеклассникам понадобилось чуть больше времени, — с улыбкой вспоминает Галина Черник. — Благодаря электронной программе в этом году внедрили аванс-платеж в системе ЕРИП за горячее питание. Теперь мамы и папы ребят, которые учатся в 5-11-х классах, не платят наличными за горячее питание. Интернет-платежи идут на счет Комбината школьного питания Ленинского района. Учет учащихся, которые питаются в столовой, ведут классные руководители в специальной компьютерной программе. Заключив дополнительный договор с разработчиками, взрослые могут получать по электронной почте письма с ежедневным школьным меню сына или дочки.

    Индивидуальная карта школьника как эквивалент справки учащегося дает право на бесплатный проезд в городском транспорте. А чтобы в «Минсктрансе» точно знали, сколько ребят пользуются автобусами-троллейбусами, дети, входя в общественный транспорт, прикладывают карту к валидатору. Естественно, деньги за проезд не списываются.

    В будущем, рассуждают учителя, надо расширить функции карты: возможно, при расчете ею школьнику будут предоставляться скидки при покупке канцелярских товаров, билетов в кино и на выставки. Пока же взрослые, перечисляя карманные деньги на школьную карту ребенка, могут быть уверены, что чадо не истратит их, например, на сигареты. Средства с карты нельзя обналичить.

    …и выложим дневник на  сайт

    Впервые в этом учебном году ученики 5-8-х классов школы с письменного разрешения родителей отказались от ведения бумажных дневников. Теперь все отметки выставляются учителями на персональные странички школьников в режиме онлайн. Рабочее место каждого педагога оборудовано нетбуком или компьютером. В школе заведено, что к 16.00 все отметки в электронных дневниках должны быть выставлены и все домашние задания прописаны.

    — Среди наших учителей есть как начинающие, так и опытные педагоги, — обратила внимание директор. — Когда школа открылась, некоторые учителя в возрасте очень переживали по поводу электроники. Однако через две недели они уже спокойно пользовались планшетами.

    Как пояснила завуч Светлана Слижевская, онлайн-дневник по структуре напоминает обычный. Учитель на уроке ставит отметку и при необходимости комментирует ее для ученика и его родителей. К списку домашних заданий он может прикрепить разъяснения-презентации, дать ссылки на правила, указать параграфы для повторения учебного материала. Кроме того, на специальной страничке родители могут ознакомиться со всеми новостями класса и объявлениями. Учитель в свою очередь видит, насколько активно родители интересуются успехами ребенка.

    — Темы, задачи, отметки, комментарии и напоминания в электронном дневнике прописываются бесплатно, — уточнила Светлана Анатольевна. — Если же родители хотят знать больше (например, получать информацию о рейтинге своего ребенка по отношению к другим ученикам класса), тогда нужно оплатить разработчикам электронной программы стоимость дополнительного компонента. За четверть — около 100 тысяч рублей.

    Как заметили педагоги, благодаря электронному контролю родителей повысилась успеваемость многих учеников.

    — Мама и папа должны подписывать дневник в конце каждой недели, то есть войти на страничку под своим личным логином и паролем, — отметила Галина Владимировна. — Бывает, что некоторые ученики делают это за своих родителей. Но такое случалось и с бумажными дневниками…

    Довольны нововведением и родители. Рассказывает Татьяна Диденко, мама третьеклассницы Валерии Працуто:

    — С индивидуальной картой как пропуском мы познакомились еще в первом классе. На следующий год детей ожидала встреча и с дневниками — печатным и электронным. Сначала мне казалось, что проще обращаться с традиционным, бумажным: мол, что написано пером… Теперь же считаю: пришла пора отказаться от старых привычек. Письменное заполнение дневника хоть и приучает к аккуратности, но забирает у ребенка немало времени. А его современному школьнику и без бумажной рутины не хватает. Электронный дневник помогает следить за успехами дочки и оперативно реагировать на недочеты. Полезно познакомиться и с комментарием учителя по поводу отметки: почему поставлена именно такая, как ее исправить и что подучить. И еще мне нравится, что всю информацию о школе и классе — графики работы администрации, расписание занятий и прочее — теперь можно получить в инфокиоске, который установлен в фойе на первом этаже учебного заведения.

    Автор: Елена ДЕНИСЕНКОМинский курьер

Комментарии (0)