25 Апреля, 2024 Четверг

В ногу со временем

  • 11 декабря 2015 Общество Русский 0

    Образование всегда старается шагать в ногу со временем. В школах уже редко увидишь на столе у учителя лишь учебник да журнал. Сегодняшний педагог, согласно со­временным образовательным меркам, — уверенный пользователь компьютера, не представляющий свою работу без инновационных технологий.

    Такое мнение высказали участники областного семинара, рассмотревшего «Комплексный подход к информатизации учреждений образования» на базе гимназии № 2. Его работу возглавили заместитель начальника управления образования Гродненского облисполкома Олег Рахунок и главный специалист отдела общего среднего и дошкольного воспитания Лариса Губич.

    Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Войдя в жизнь школы, она пронизала все направления образовательной и воспитательной деятельности, органично дополняя ее новыми ресурсами и качествами.

    Начальник отдела образования, спорта и туризма Волковысского райисполкома Татьяна Газизова, рассказывая о работе по созданию единого информационного пространства в системе образования района, заметила, что педагоги, в первую очередь, сами активно учатся всему новому. Сертификат пользователя уже получили 730 (71%) педагогических работников учреждений общего среднего образования, в том числе 100% — администрации. Сертифицирован 61 педагог дополнительного и 30 педагогов дошкольного образования.

    Обновляется и модернизируется материально-техническая база, все учреждения общего среднего образования оснащены персональными компьютерами и компьютерными классами различной конфигурации в рамках единого информационного пространства. Функционирует 31 стационарный и 3 мобильных компьютерных класса, 21 лингафонный кабинет, 21 интерактивная доска, мультиборд. Имеется 963 отдельных компьютера, из них 640 используются в образовательном, 139 — в административном процессе, 31 — в работе социально-психологической службы, 57 — в информационно-библиотечных центрах и библиотеках. В школах района оборудованы 53 кабинета с обеспечением компьютером рабочего места учащегося и 177 кабинетов с обеспечением места учитель-ученик.

    Все это вместе взятое позволяет ежегодно реализовывать экспериментальные и инновационные проекты республиканского уровня по разным направлениям образовательного процесса. На базе шести учреждений образования идет реализация инновационных проектов, в основу которых положено использование информационно-компьютерных технологий. В некоторых мы были в числе первых. Три проекта педагогов района были удостоены призовых мест на заключительном этапе республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». В открытом дистанционном конкурсе на лучший логотип интернет-ресурса по сопровождению олимпиад, турниров, конкурсов по учебным предметам диплома 2 степени была удостоена педагог гимназии № 1 Г. Н. Аксамит. Она же заняла третье место и в международном проекте «Науко­град» в рамках конкурса «Учитель будущего» в номинации «Лучший творческий проект». Результативно и участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах наших учащихся.

    Заместитель директора гимназии № 2 Ирина Петрова считает, что сегодня на первое место в деле информатизации становится задача формирования единого информационного пространства школы. Правильно организованное, оно позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что является условием достижения нового качества образования. Ее создание и развитие, безусловно, — технически сложная задача, требующая больших материальных затрат. Но овчинка, что называется, выделки стоит. Кстати, в гимназии республиканский стандарт обеспеченности учреждения образования компьютерами — 4,2 учащихся гимназии на 1 компьютер — выполнен.

    Среди современных способов управления методической работой заместитель директора гимназии № 1 Елена Оскирко большое значение придает организации сетевого взаимодействия педагогов. Профессиональное сетевое сообщество — это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной области в сети. Интернет позволяет обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Три года в гимназии функционируют профессиональные сетевые сообщества различной направленности: «Учительская», «Методический совет гимназии», «Школа IT-компетентности» и другие. Они объединяют руководителей методических формирований, специалистов СППС и администрацию, педагогов.

    О плюсах информационно-компьютерных технологий, делясь с участниками семинара опытом своей работы, говорил и заместитель директора гимназии № 2 Александр Личик. Их использование в практике педагога интересно еще и тем, что, учитель и учащийся становятся сотоварищами, делая одно увлекательное дело. Такое сетевое партнерство в этом учебном заведении представлено проектом «Гимназия.TV». Сегодня оно имеет свой интернет-канал на сайте www.youtube.com, а также интерактивный холл с возможностью трансляции видеопродуктов участников гимназического сообщества. Этот телепроект — универсальный способ практического приобретения учащимися умений и навыков работы с информацией. Он личностно ориентированный, а значит, позволяет педагогам понять современных подростков, быть ближе к ним по духу, по убеждениям, по критериям оценки происходящего, одним словом, сродниться. Это, по мнению учителя, — необходимое условие качества образования, качества жизни. В том, что медиацентр помогает в работе, учебе и жизни, педагоги убеждаются, когда в очередной раз их ученики заявляют о себе на конкурсах медиатворчества, когда уверенно выбирают жизненную дорогу и становятся востребованными в обществе.

    Еще недавно считалось, что информатизация — это удел старших школьников. Но учитель начальных классов НШ г. п. Красносельский Ирина Карпиченко указала, что в информационную образовательную среду XXI века успешно вписываются и малыши. Участвуя в инновационном проекте «Внедрение модели обучения с использованием индивидуальных электронных устройств в учреждениях общего среднего образования», ее ученики уже получили много дипломов и сертификатов. А разработанный в школе сетевой коммуникационный проект «Путешествие в страну словарных слов» участвовал в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» и был отмечен дипломом 3-й степени. Он, кстати, помогает увлечь детей учебой, делает уроки современными, интересными, при этом компьютер используется не для развлечений, а с целью получения и углубления знаний по предметам. Участие в проекте позволяет не только решить образовательные задачи, но и помогает ученикам обрести ощущение успешности, не зависящее от их успеваемости.

    Участники семинара имели возможность не только услышать «теорию», но и посетить мастер-классы учителей гимназии № 2 Юрия Ковалевича и Александра Личика, гимназии № 1 Елены Оскирко и фрагменты уроков с применением информационных технологий Маргариты Апанович (гимназия № 2), Светланы Шибайло (СШ № 5), Елены Лебедевич (гимназия № 1).

    Автор: Елена ВерушНаш час

Комментарии (0)