23 Апреля, 2024 Вторник

На той войне незнаменитой

  • 14 декабря 2015 Общество Русский 0

    Так писал Александр Твардовский о событии, которое в разные периоды нашей непростой истории получило различные названия: и «Советско-финляндская война», и «Советско-финская война», и «Финская кампания», и «Зимняя война», и «Забытая война». Началу боевых действий предшествовали переговоры советского руководства с правительством Финляндии о переносе границы вглубь Финляндии с последующей территориальной компенсацией в Карелии. Дело в том, что по взглядам Москвы в случае участия СССР в войне в Европе Финляндия выступила бы на стороне противников Советского Союза и перешла бы к активным боевым действиям на ленинградском направлении. В таком случае колыбель революции оказывалась бы в зоне досягаемости финской артиллерии.

    Подозрительность и недоверие с обеих сторон 26 ноября 1939 г. вылились в обстрел финнами совет­ской территории у деревни Майнила на Карельском перешейке, в результате которого были убиты 4 и ранены 9 советских военнослужащих. Последовавший за этим событием взаимный обмен нотами не привел к разрешению конфликта и был квалифицирован советской стороной как глубоко враждебный к СССР и нарушающий требования пакта о ненападении.

    Начало боёв

    В 8 утра 30 ноября 1939 г. советские войска, развернутые на границе с Финляндией, начали артиллерийскую подготовку и через 30 минут перешли границу. Имея подавляющее преимущество в силах и средствах, командование Красной армии рассчитывало на успешное и стремительное наступление. Однако вместо двухнедельного молниеносного похода пришлось вести затяжную, кровопролитную 105-дневную войну, которая затронула соединения и части полоцкого региона. 

    Всего за время войны из Белорусского особого военного округа в состав действующей армии были направлены управления трех стрелковых, одного кавалерийского корпусов, а также десять стрелковых, три кавалерийских дивизии, шесть гаубичных артиллерийских полков Резерва Главного Командования и одна воздушно-десантная бригада. К решающему наступлению, которое началось 1 февраля 1940 г., в округе были дополнительно сформированы так называемые «сводные» части за счет выделения личного состава и техники из существующих дивизий и бригад, которые тоже были направлены на фронт. 

    Большие потери

    В октябре 1939 г. к месту по­стоянной дислокации из Литвы в Боровуху-1 вернулась 25-я легкая танковая бригада, вооруженная танками «Т-26», под командованием  комбрига А.В.Борзикова. А уже в январе 1940 г. на базе бригады был сформирован 25-й танковый полк, который возглавил заместитель командира бригады, майор Г.C.Родин. В состав полка были переданы часть личного состава, техники и имуще­ства частей соединения. Причем, танки «Т-26» были последнего выпуска с зенитными пулеметами на башнях, что пригодилось для стрельбы по финским стрелкам, маскировавшимся в кроне де­ревьев. 

    После боевого сколачивания полк вошел в состав 24-й моторизованной кавалерийской дивизии и убыл на Северо-Западный фронт, где принял участие в боевых действиях. Полк наступал на правом фланге 8-й Армии в направлении населенного пункта Лоймола. В настоящее время рядом располагается историко-мемориальный комплекс «Колласъярви», посвященный павшим в советско-финских войнах советским и финским воинам. По воспоминаниям командира танка, старшего сержанта И.В.Маслова: «Вторая рота нарвалась на минное поле и полностью там погибла. Те, кто не подорвался на минах, были добиты огнем финской артиллерии. Все семнадцать танков были уничтожены. Никто из экипажей этих танков не спасся. А в нашей первой роте потери были относительно терпимыми».

    Суровая зима...

    В период с августа 1940 г. по январь 1941 г. в Полоцкий район прибыли 50-я стрелковая дивизия и 17-я стрелковая Горьков­ская Краснознаменная дивизия имени ЦИК СССР. Обе они принимали участие в описываемых событиях. 

    50-я стрелковая дивизия под командованием комбрига С.И.Еремина совершила марш из Беларуси на Карельский перешеек и вошла в состав 13-й армии Северо-Западного фронта в середине января 1940 г. Проезжая по железной дороге через Полоцк, свидетели отмечали мороз, который доходил до 38 градусов. С 3 февраля ее части вели бои за предполье линии Маннергейма, которая представляла из себя комплекс оборонительных сооружений, созданный в 20-30-х годах прошлого века на Карельском перешейке для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. Эта линия стала местом наиболее значительных боев в «Зимнюю войну». 

    Не щадя жизни

    11 февраля 359-й, 49-й стрелковые полки во взаимодействии с танкистами 398-го отдельного танкового батальона при огневой поддержке 202-го артиллерийского полка прорвали первую полосу главной линии обороны финнов. В бою за господствующую высоту 48,5 был подбит танк Б.А. Винокурова. Выбравшись из неисправной машины, он увлек пехоту за собой и ценой жизни обеспечил выполнение боевой задачи. 

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармеец Борис Винокуров посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. По итогам боев девяти воинам дивизии было присвоено звание Героя Советского Союза, 662 солдата и офицера награждены правительственными наградами, а 359-й стрелковый и 202-й артиллерийский полки стали «Краснознаменными».

    На линии маннергейма

    17-я стрелковая Горьков­ская дивизия имени ЦИК СССР под командованием комбрига Т.А.Бацанова прибыла на фронт из г.Горький Московского военного округа. К началу войны она была сформирована по штатам мотострелковой дивизии. В наступлении на Муола-Иловесский узел сопротивления дивизия действовала в тесном взаимодействии с полками 50-й стрелковой дивизии. Этот узел сопротивления являлся одним из самых крупных и сильных линии Маннергейма. Он включал 17  долговременных огневых точек, 21 деревоземляную огневую точки, 4-е железобетонных убежища для личного состава. Подступы к нему преграждали пять рядов колючей проволоки, несколько рядов противотанковых надолбов и многочисленные минные поля. 

    21 февраля при мощной артиллерийской поддержке советские стрелковые части пошли на штурм укрепрайона. По воспоминаниям финнов: «Артиллерия противника вела себя крайне активно, стреляла метко, что было результатом как прекрасных возможностей наблюдения целей, так и хладнокровности расчетов, которые били по нашим ДОТам прямой наводкой».

    … всё одолели

    К 28 февраля 1940 г. финские части отошли на последнюю, тыловую оборонительную линию на Карельском перешейке — на реку Вуоксу и закрепились на ней. Война подходила к концу. По воспоминаниям Анатолия Деревенец, бойца 17-й мотострелковой дивизии: «В один из мартовских дней все сидели притихшие, молчаливые. Каждый думал о своем. И вдруг молчание прервал политрук Андрейко. «А вот знаете, что я думаю, — сказал он. — Я думаю, в какой еще армии мира солдаты могли бы вынести, чтобы по суткам на лютом морозе лежать в снегу, атаковать противника, пить замерзшую водку, ни разу не поспав под крышей. Финны воюют иначе: он пострелял, пострелял, а потом отдохнул и поспал в теплой избе. А линию неприступных ДОТов прорвать фактически одной пехотой, взять ее?  Конечно, наше командование дубовое: вся стратегия — бить в лоб. Но мы с вами все одолели». Оценка суровая, но справедливая и, в основном, касающаяся высшего военного командования.

    Долгожданный мир

    Советско-финляндская война закончилась ровно в 11 часов дня 13 марта 1940 года по фин­скому времени или в 12 часов по московскому времени. Закончилась она победой СССР. Советское командование высоко оценило действия командиров 17-й и 50-й стрелковых дивизий. Оба они были награждены орденами Красного Знамени. 

    Как отмечал в наградном представлении на комбрига Т.А.Бацанова командир 15-го стрелкового корпуса, в состав которого входила 17-я мотострелковая дивизия: «В тяжелых боях на Карельском перешейке за предполье укрепленного района тов. Бацанов, пренебрегая опасно­стью для жизни, руководил боем и своим бесстрашием и личным примером воодушевлял бойцов и командиров. При прорыве УР на реке Салмэн-Кайта дивизия под руководством тов. Бацанова овладела большим количеством железобетонных и деревоземляных сооружений, захватила много оружия и боеприпасов». Сама дивизия была удостоена ордена Красного Знамени. 

    Узнать ещё предстоит

    Где-то в архивах еще ждут своего исследователя общие данные по убитым и раненым этой забытой войны. В 2010 г. доктор исторических наук, заведующий отделом военной истории и межгосударственных отношений Института истории Национальной академии наук Беларуси А.М.Литвин опубликовал единый список наших соотечественников, погибших, пропавших без вести и умерших в госпиталях. 

    Он пишет: «По нашим подсчетам в советско-финляндской войне приняли участие более 100 тысяч белорусов и уроженцев Беларуси, а также воинов БОВО (Белорусского особого военного округа). Почти 10 тысяч из них погибли, пропали без вести, умерли от ран. Десятки тысяч получили ранения, обморожения различной степени тяжести, стали инвалидами и преждевременно ушли из жизни».

    Автор: Сергей КопылПолацкі веснік
    Теги: 

Комментарии (0)