29 Марта, 2024 Пятница

Почему дизельное топливо превращается на морозе в вязкий кисель?

  • 06 января 2016 Общество Русский 0

    Почему в час пик по минским улицам, обычно страдающим от пробок, в первые дни нового года можно было промчаться без задержек? Ответ прост: сильные морозы поставили на прикол чуть ли не половину автопарка страны. Автомобили на дизельном топливе в лучшем случае отказывались заводиться. В худшем — буквально замерзали на дороге. Одна наша коллега оказалась посреди леса, когда ее машина начала паралитично дергаться и «чихать» двигателем, а затем беспомощно заглохла. Другой побежал за новым аккумулятором, греша на изношенность прежнего, но и это не помогло, как и замена топливного фильтра. Типичный доклад о ситуации на интернет–форумах выглядит так: «Накануне новогодних праздников заправил бак зимней соляркой. 2 января — машина стоит. Ни антигель, ни подогрев, ни свежезаряженный аккумулятор, никакие манипуляции для запуска двигателя не помогли. Праздничное настроение испорчено, так как намеченные поездки и встречи с родственниками не состоялись». У кого–то сорвались важные дела, кому–то пришлось оплачивать услуги эвакуатора, многие тратились на разного рода химию, нисколько не помогавшую. А чего стоит история с 45 пассажирами рейсового автобуса, чей дизель замерз в Оршанском районе?

    Причина этого явления известна всем автовладельцам–дизелистам. Парафины, входящие в состав солярки, при сильном морозе превращают ее в желе, которым забиваются системы подачи топлива. Но повторимся — при сильном! Ниже минус 20 градусов. Однако массовые жалобы на то, что машину «запарафинило» уже в минус 13 — 15 градусов, начались раньше, чем ночные морозы ударили ниже рокового порога предельной температуры фильтруемости. Причем нельзя сказать, что наши читатели, звонившие в редакцию, заправлялись на какой–то одной нехорошей АЗС. Претензии звучали к качеству зимней солярки практически всех основных участников топливного рынка Беларуси. Заодно люди жаловались на то, что более стойкое «арктическое» топливо, которое в Беларуси именуется «ДТ–З–К5 класс 2», перед Новым годом отсутствовало на многих заправках.

    Не хотелось бы делать кому–то из крупных сетей АЗС нечаянную антирекламу, поэтому мы обратились к их представителям с одинаковыми вопросами. Что случилось с качеством зимнего топлива, которое в прошлые зимы соответствовало ожидаемым характеристикам? Почему не на всех заправках была в наличии «Арктика»? Наконец, в чем, на их взгляд, причина столь массового превращения дизельных автомобилей в неподвижные сугробы в наших дворах?

    Ответы тоже оказались как под копирку. Все без исключения участники рынка заявили, что их зимнее дизельное топливо способно пройти любую проверку качества и гарантированно не замерзнет даже при 23 — 26 градусах мороза. Так называемая «Арктика» была в продаже если не на всех, то на очень многих заправках сетей АЗС, и о ее наличии можно было легко узнать в интернете. А по поводу того, что машины не заводились или глохли даже не при самых сильных морозах, звучали две причины: во–первых, автолюбитель заправлялся на АЗС другой, не нашей сети; во–вторых, он плохо подготовил автомобиль к зиме — не поменял топливный фильтр и аккумулятор, не слил остатки летней солярки и так далее. Короче, сам виноват. Отчасти так и есть: каждую зиму находятся те, кто грешит на топливо, но абсолютно не следит за состоянием машины. Но таких людей — единицы. Количество якобы безалаберных автовладельцев никогда еще не было столь значительным, как в первые дни 2016–го.

    И они звонят не только в редакцию. О многочисленных жалобах на качество топлива сообщил концерн «Белнефтехим». Факт обращений недовольных граждан подтверждают и в Государственном комитете по стандартизации. На своих форумах водители высказывают мнение, будто некоторые недобросовестные торговцы топливом просто пытаются реализовать остатки летней солярки, смешивая ее с зимней. Так ли это? И кто именно, кроме мороза, превращает наше дизтопливо в вязкий кисель? Ответы должна дать массированная проверка, которую по предложению «Белнефтехима» начал сейчас Госстандарт. Именно он осуществляет надзор за соответствием дизельного топлива техрегламенту Таможенного союза, в котором в числе прочих установлены требования и по показателю «предельная температура фильтруемости». В пресс–службе Госстандарта нас заверили, что никакой избирательности при проведении надзора не будет:

    — Проверкам подвергнутся заправочные станции всех форм собственности, как белорусские, так и иностранные. Результат ожидайте к концу января.

    Остается последний, риторический вопрос: быть может, впредь такие проверки следует устраивать до того, как грянут морозы?

     

    Отдел журналистских расследований.

    Советская Белоруссия № 2 (24884). Среда, 6 января 2016

    СБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)