03 Мая, 2024 Пятница

Коллективный успех

  • 12 января 2016 Общество Русский 0

    Когда в 2002 году в детском саду № 497 открывалась группа интегрированного воспитания и обучения (ИВО), родители отказывались отдавать сюда здоровых детей, опасаясь их возможного отставания в развитии рядом с особенными малышами. Сегодня ситуация кардинально изменилась

    О визите в детский сад № 497, расположенный в жилом районе Уручье, с его заведующей Наталией Сушко мы договаривались заранее. Нет, не для того чтобы она загодя подготовилась к приходу журналистов и скрыла недочеты, — о трудностях (реальных и мнимых), с которыми сталкиваются дошкольные учреждения, сегодня не говорит только ленивый. В нашем случае дело касалось этической стороны. Этот детский сад — один из немногих в Минске, где вместе проводят время здоровые детишки и малыши с особенностями психофизического развития (ОПФР). Признаюсь, были сомнения: захотят ли родители особенных ребят поделиться своими переживаниями с журналистом… Но в день встречи мамы уже с утра ждали в группе, чтобы рассказать о достижениях своих детей, сравнить их нынешнее состояние с первоначальными медицинскими заключениями и искренне (в какой уж раз!) поблагодарить за это детсадовских специалистов.

    — Этот сад был первым в Первомайском районе, открывшим группу интегрированного воспитания и обучения (ИВО) для детей с ОПФР, — вводит в курс дела Наталия Сушко. — В интегрированной группе количество ребят в полтора раза меньше по сравнению со стандартной. А главное, взрослые поняли: мы не понижаем уровень знаний обычных детей и не выпускаем их из дошкольного учреждения с заключением «посещал интегрированную группу». Мы помогаем особенным малышам подняться до уровня обычных, максимально успешно интегрируем их в общество.

    По ярким детсадовским коридорам Наталия Владимировна ведет меня в группу. Опытный знаток человеческих душ, она сразу разгадала мое состояние:

    — Не надо рисовать себе страшных картинок! Не обладая достаточным опытом и знаниями, вы не определите, кто из ребят особенный, а кто обычный. Это могут сделать только специалисты по работе с умственно отсталыми детьми. После утренников родители обычных ребят часто интересуются, где же среди выступающих «больные» дети? Это при том, что районный центр коррекционно-развивающего обучения и реа­билитации (ЦКРОиР) направляет сюда малышей с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми нарушениями речи, заболеваниями аутического спектра. Есть дети и с ДЦП.

    За время работы интегрированной группы на ее счету уже 31 маленький выпускник. Каждого из них заведующая помнит по именам и заключениям. О проделанной работе и достижениях каждого рассказывает так, будто это было вчера, а не десяток лет назад:

    — Один из первых наших воспитанников — Антон, мальчик с нарушениями аутического спектра без нарушения интеллекта. Он присутствовал на всех занятиях, учебных и музыкальных, хотя и был в стороне от остальных детей. Находясь «в себе», он тем не менее внимательно слушал воспитателя и в один прекрасный для всех день начал читать! Антон попросил у музруководителя записать все песни, которые дети поют в садике, в отдельную тетрадку, сам выучил их наизусть и пел.

    Малыши с ОПФР здесь не чувствуют себя ущербными. А у здоровых ребят есть возможность реализоваться как помощникам, защитникам. Они не жалеют особенных детей, но проявляют заботу и сострадание.

    В группе тем временем обычная утренняя суета. Кто-то из малышей занят головоломками, кто-то рисует. Задержавшиеся у шкафчиков ребята целуют мам и торопятся присоединиться к остальным. Обращаю внимание на симпатичного кареглазого брюнета — сообщив нам: «Я тут машинку забыл», он убегает в группу. Это Костя, пришел сюда три года назад с заключением «задержка речевого развития». Мама Элла спешит рассказать, как почти не разговаривавший тогда сын спустя год стал выдавать сложные предложения:

    — В итоге в заключении недавней комиссии ЦКРОиР сказано, что Костя на сто процентов готов к учебе в обычном первом классе без всяких «но»! Я уверена, что это все благодаря теплой обстановке, царящей в детском саду, и большой работе педколлектива.

    Мы разговариваем с Эллой Викторовной в раздевалке, на стенах которой развешаны рисунки ребят. По красочным матрешкам пытаюсь определить авторство (художник — обычный малыш или с ОПФР?), но нарисованные куклы твердо хранят тайну. При этом я знаю, что сейчас в группе пятеро особенных детей.

    — И не старайтесь, — Элла Викторовна с материнской гордостью показывает «свою» матрешку. — Три года назад я сомневалась, правильно ли отдавать ребенка в эту группу. Был страх, что с этими детьми Костя не сможет успевать, а только еще больше отстанет в развитии. Да, это волнует не только мам здоровых детей, но и нас. Сейчас те сомнения вызывают лишь улыбку.

    Воспитатель Людмила Батюкова в группе интегрированного воспитания и обучения трудится почти десять лет, немалый стаж работы с особенными детьми и у ее напарницы Елены Седовой. Профессионалы с огромным запасом терпения, они находят подход к любому ребенку. Под стать им и помощник Валентина Багаева.

    — Не получается ли так, что обычные дети, занимаясь вместе с ребятами с задержкой развития, вынуждены по полгода выводить в тетрадках только палочки? — задаю Наталии Сушко волнующий меня, как маму дошкольника, вопрос. Заведующая терпеливо (и видно, что не в первый раз) поясняет:

    — Здесь возраст обычных ребят пять-шесть лет, а вот малыши с особенностями немного младше. Воспитатель в целом занимается с детьми по сложной программе, но при необходимости дает особенным облегченные варианты заданий. Младшие дети тянутся за старшими, стараются им во всем подражать.

    Рядом с игровой — спальня, где оборудован также кабинет учителя-дефектолога Татьяны Шейбак. Здесь проходят дополнительные занятия с ребятами с ОПФР, здесь они могут отдохнуть на диване или спрятаться в маленькой палатке.

    — Особенным детям жизненно необходимо иногда уединяться, — отмечает Татьяна Александровна. — В остальном занятия с ними практически не отличаются от обычных. Почему мой кабинет размещен в группе? Для детей-

    аутистов очень страшна перемена обстановки. К тому же тут я постоянно вижу, когда ребята расположены к труду, а когда нет. А еще детям с ДЦП сложно спускаться и подниматься по лестнице.

    Вместе с ребятами отправляюсь на занятия в музыкальный зал. Судя по довольным лицам, петь и танцевать они любят. Марина Трафи­мович, музыкальный руководитель, подтверждает:

    — Все дети любят музыку, но малыши с ОПФР — особенно. Здесь я не разделяю подопечных, но в беседе с родителями особенных деток всегда говорю: музыка должна сопровождать вашего сына или дочь повсеместно. Советую обязательно ходить на детские оперы, мюзиклы и спектакли, а еще петь дома вместе с ребенком песни, соответствующие его возрасту.

    Мама Вани Полина Дмитриевна теперь спокойно рассуждает о прошлых проблемах в умственном развитии сына. А несколько лет назад ей, медику, было сложно признаться в том, что они есть, даже самой себе:

    — Решение перейти в интегрированную группу приняла только тогда, когда год в логопедической ничего не дал сыну. К счастью, время не было упущено. И теперь от врачебной комиссии я услышала долгожданную фразу: «Вопросов с сохранностью интеллекта нет, а по параметрам, касающимся логики и математики, его результаты выше нормы». Да, мы регулярно выполняем все задания дефектолога, но главное — специалисты подробно объясняют нам, родителям, как правильно это делать. Благодаря занятиям в этой группе мы теперь знаем, что у Вани задатки к математике и рисованию. Будем развивать сына в этом направлении.

    Наталия Сушко, заведующая детсадом № 497:

    В первые годы за материа­лами обращались в БГПУ имени Максима Танка, в издательства. Анализировали успехи и недочеты. И сегодня наша команда сама готова делиться опытом с теми дошкольными заведениями, где есть группы ИВО. Так, руководитель физвоспитания Валентина Ивашкевич — специалист с огромным опытом работы — для каждого ребенка подбирает индивидуальную программу занятий. В стенах детсада проходят консилиумы, где педагоги делятся наблюдениями за детьми и при необходимости обращают внимание мам и пап на возможные проблемы с их малышом. Детские психоневрологи ежегодно в январе проводят консультативный прием для заинтересованных родителей. Лет десять назад желающих прийти на него были единицы, сейчас взрослые не боятся открыто задавать вопросы, касающиеся здоровья и благополучия своих детей

    Автор: Елена ДЕНИСЕНКОМинский курьер

Комментарии (0)