26 Апреля, 2024 Пятница

Как зимуют животные в Витебском зоопарке

  • 21 января 2016 Общество Русский 0

    Заснеженные туннели-дорожки между вольерами создают иллюзию дикой природы. Несмотря на то что на термометре минус 9, а вчера здесь бушевала настоящая пурга, жизнь в Витебском зоопарке идет по расписанию. Вот приготовлен мешок с фруктами — яблоками, бананами и другими «витаминками». Это для галаго толстохвостых. Полуобезьяны ведут преимущественно ночной образ жизни и выйдут «в люди» не раньше пяти вечера. И сразу же потребуют свой обед, который состоит из вареной куриной грудки, перепелиных яиц, детского питания и… живых тараканов. Кому-кому, а тараканам зима нипочем  — плодятся с одинаковой скоростью в любое время года. Их выращивают специально для корма. Весело гуляют по вольеру бакланы и цапли — что такое теплые края, эти птицы не знают. Выросли в неволе и никогда на юге не бывали. А вот комфорт печки, которую для них постоянно топят, ценят по достоинству. Директор Витебского зоопарка Ирина Орлова рассказывает:

    — В общей сложности у нас четыре печи. Перед началом  зимнего сезона поменяли все на новые, так что холода квартирантам не страшны. Давайте сначала посмотрим тех обитателей, которые живут в отапливаемых апартаментах, — гостеприимно предлагает мне.

    Итак, самое теплое помещение, пожалуй, в обезьяннике. И самое посещаемое горожанами. Как-никак именно здесь незадолго до нового года произошло знаменательное событие. В семействе яванских макак Люси и Васи появился третий сынишка. Он уже периодически отцепливается от мамы и, как акробат, упражняется. Пока я знакомлюсь с бытом макак, десятимесячного Масика уж очень заинтересовал мой фотоаппарат. А вернее, крышка от объектива. В мгновение ока он ловко преодолевает пару метров, нас разделяющих, и хватает цепкими ручонками «игрушку». Несмотря на предупреждение Ирины, я не успеваю вовремя среагировать и уже через секунду приходится уговаривать Масика отдать крышечку. Нехотя он уступает. 

    Но что касается улицы, стоит признать: здесь жизнь поактивнее. Несмотря на то, что главная распорядительница почивает.

    — Медведица Руслана, — рассказывает Ирина Орлова, — ушла в спячку перед морозами. Теперь мы регулярно инспектируем ее берлогу и в случае необходимости подбрасываем туда подстилку — сено и солому. 

    А вот антилопе Кате не до сна. Несмотря на свое южное происхождение, она легко переносит холода. У нее есть собственная зимняя квартира, но Катя предпочитает большую часть дня гулять на улице. Даже в часы буйства «Даниеллы» любопытство не позволяло сидеть под крышей. Тем более что не могла Катюша ударить лицом в грязь перед соседкой Машей. Благородный олень как будто наслаждался непогодой, в такт ему била копытом по густому свежему снежку и антилопа. 

    Не пугают холода и львиную парочку. Куат и Маркуша лежат, расслабляются, с блаженным видом снежинки носом ловят. 

    — Если температура не ниже 10 градусов, львы себя вполне комфортно чувствуют. Когда мороз сильнее — перебираются в домик. Но тоже предпочитают большую часть дня проводить на свежем воздухе. Здесь им интереснее, — знакомит с бытом уличных жителей Ирина Орлова. — Для всех наших питомцев в зимнее время увеличиваем порции, обогащаем питание фруктами и овощами. Морковь, капусту, свеклу и картофель, прежде чем подать «к столу», обязательно нагреваем в теплой воде. Усиленный и адаптированный к холодам рацион — обязательное правило благополучной зимовки. Львы, например, получают большую порцию бескостной говядины. А как же косточку погрызть? У них для этого специальные игрушки есть. Ягуар Ярик тоже чаще всего отказывается от теплого жилища. Ему, как и остальным зверям, обитающим на свежем воздухе, три раза в день предлагаем теплую воду. 

    Верблюдам Асе и Тимону как раз выливают в поилку полные ведра, от которых на морозце поднимается пар. Но огромные животные с заснеженными горбами пить не намерены. Рассматривают посетителей. 

    — Верблюды в метель не прячутся. Лежат себе, потихоньку превращаясь в сугробы. А потом встанут, отряхнутся — и за сеном, — шутят сотрудники зоопарка. — Такое впечатление, что на Крайнем Севере родились. 

    На фоне снега и мороза здесь, практически в центре Витебска, очень впечатляюще смотрится зубр Борька. Величественный такой, гордый. Подходить к нему близко как-то страшновато. Уж слишком недоступный и воинственный вид. Но Борьке на морозце тоже, судя по всему, хочется ласки, и он провожает нас вдоль вольера. 

    И лама Милка снега не боится. Грациозно так топает нам навстречу, тянется мордашкой в ожидании угощения. 

    Думаю, волкам, которые шныряют в вольере неподалеку, очень хотелось бы с ней познакомиться поближе. Сытые, гладкие хищники как будто играют: прижав голову к лапам, замирают на выходе из своего логова — имитируют готовность к прыжку. Моя экскурсовод прикрикивает на проявление агрессии — у волка тут же виноватый вид, ушки теряют остроту. Эх, здесь, в стенах зоопарка, им точно не разогнаться. И вырваться не получится, несмотря на то, что даже в полуметровых сугробах хищники умудряются копать норы в земле — вон они, свежие следы землекопов, чернеются на белоснежном снегу.

    Зато лисичкам хватает небольшого загончика. Снежок вытоптан лапками. Верткие зверушки кружат безостановочно, искусственно моделируют себе лесную жизнь и сотни покоренных километров. А сами ждут, пока люди принесут очередной обед. И даже красивая рысь Васька, вольер которой обустроен в затишном месте, готова променять свои прирожденные повадки хищника на тепло и заботу человеческого сердца. 

     

    a_veresk@mail.ru

    Фото автора

    Автор: Елена БЕГУНОВАРэспубліка

Комментарии (0)