26 Апреля, 2024 Пятница

Шедевры на двух колесах

  • 29 января 2016 Общество Русский 0

    Клецк стал вторым после Минска белорусским городом, где спустя 25 лет открылась выставка ретро-мотоциклов. Свои двери для посетителей она распахнула 28 декабря минувшего года в городском кинотеатре «Искра». Увидеть уникальные экспонаты можно будет еще на протяжении двух с половиной недель. Мероприятие организовано клубом реставраторов «MotoRetro Conglomerate» при поддержке мотофестиваля «Кола часу» и Клецкого райисполкома. Проект приурочен к 70-летию освобождения Беларуси.

    – Мы рады, что к нашей инициативе проявляют интерес не только в Минске, – признался во время официального открытия выставки Олег Гапанович, один из ее кураторов. – Экспозиция такой тематики в 2015 году даже в столице была представлена публике впервые за 25 лет. Идея проекта заключается в патриотическом и культурном воспитании белорусов. Наша страна располагает прекрасными экземплярами мотоциклетного наследия, которое сейчас находится под угрозой исчезновения. Уникальная техника выбрасывается, продается за границу и только небольшим количеством энтузиастов она ремонтируется, сохраняется и радует посетителей подобных выставок. 

    – Все ретро-мотоциклы, которые в эти дни могут увидеть клетчане в своем городе, представлены клубом «MotoRetro Conglomerate», – рассказал реставратор Викентий Луцевич. – Модели взяты из частных коллекций. Свою экспозицию нам удается периодически пополнять. Технику в основном покупаем. Некоторые мотоциклы принимаем в дар. Иные раритеты приходится в буквальном смысле спасать, когда владельцы везут их сдавать на металлолом. Стараемся реставрировать редкую технику не только для того, чтобы она стала выставочным экземпляром. Почти все, что мы привезли в Клецк, находится в рабочем состоянии. Например, наш «Ковровец» К-125 М не так давно участвовал в моторалли, которое проводили братья Гапановичи из «Кола часу».

    По словам Викентия Луцевича, большинство мотоциклов попадают в руки реставраторов в «очень плачевном состоянии»:

    – Можно сказать, собираем их по болтику. Некоторые детали ищем в странах бывшего СССР и находим за тысячи километров от Беларуси.

    Но иногда «MotoRetro Conglomerate» везет, и некоторые образцы техники попадают в клуб в хорошем состоянии, требуя минимальных работ.  

    Одним из самых интересных мотоциклов, которые представлены на выставке в Клецке, Викентий Луцевич называет немецкий «DKW NZ 350» – прародитель советской линейки «Иж». Такая техника стояла на вооружении гитлеровских войск во время Великой Отечественной. Клуб «MotoRetro Conglomerate» представляет собой коллектив из семи энтузиастов, которые уже 7 лет занимаются поиском и восстановлением старой техники. В планах реставраторов собрать коллекцию ретро-автомобилей. Несмотря на то, что все держится на частной инициативе и такое занятие требует значительных материальных затрат, Викентий Луцевич уверен, что все задумки на будущее со временем обязательно станут реальностью. 

    Стоимость мотоциклов, привезенных на выставку в Клецк, назвал Олег Гапанович: 

    – При желании, конечно, можно вывести цену каждого из экземпляров. Но зная, сколько трудов вкладывается в реставрацию этой техники, ребята из клуба «MotoRetro Conglomerate» вряд ли когда-либо ее  продадут. Ими движут совсем не финансовые соображения. На одной из выставок на эту тему очень удачно высказался Викентий Луцевич. Он заметил, что, например, «Иж 350» стоит три с половиной года его жизни – именно столько времени потребовалось, чтобы отремонтировать данную модель. 

    Такая любовь реставраторов к своим «детищам» понятна: как правило, стоимость восстановления экземпляра обходится дороже их рыночной цены. 

    – То есть люди заведомо вкладывают в это занятие больше денег, чем потом можно выручить за ее результаты, – удивляется Олег Гапанович альтруизму участников клуба «MotoRetro Conglomerate».

    – Мы пытаемся пробудить интерес молодежи к мотоциклам, – дает объяснение своим намерениям Викентий Луцевич. – Восстановление техники – настоящее, здоровое, мужское увлечение. 

    – Совсем скоро некоторые модели мотоциклов можно будет заносить в Красную книгу, – включается в беседу второй из братьев Гапановичей – Виталий. – Они на грани исчезновения, к ним относятся, как к куску металла. Такое положение вещей ненормально. Это наша общая культура и техническое наследие. Еще одним инициатором выставки в Клецке, кроме клубов «MotoRetro Conglomerate» и «Кола часу», стал Виктор Викторович Авраменков, в байкерских кругах известный как «Maestro». В кинотеатре  «Искра» можно увидеть модели «Ковровец» К-125 М (1952), «Минск» М-103 (1962), «Москва» М-1 А (1951-1956), «Иж-56» (1956-1962), «Иж-49» (1951-1958), «Иж-350» (1946-1951), «DKW NZ 350» (1939-1944), «Иж Юпитер». Последний из перечисленных мотоциклов развивает скорость до 115 километров в час, а немецкий «DKW», времен Второй мировой войны, – 90 км/ч.

    – Но основная их ценность, конечно же, уже не в скорости, – уточняет Викентий Луцевич. – Присмотритесь к каждому из экземпляров – это же шедевры технического искусства. Как полотна Рембрандта в живописи. 

    Фото Александра Абрагимовича.

    Автор: Юрий МыслицкийДа новых перамог

Комментарии (0)