05 Мая, 2024 Воскресенье

Есть ли жизнь без мусоропровода?

  • 29 января 2016 Общество Русский 0

    Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Наш час»! Обращаются к вам жильцы дома 21 по ул. Горбатова. У нас сложилась неприятная ситуация.

    1 декабря в нашей девятиэтажке ЖЭС заварил мусоропровод, мотивируя свое решение необходимостью раздельного сбора мусора. Ни разу за всю 27-летнюю историю нашего дома не возникало подобных нареканий со стороны служб, обслуживающих этот дом. Откуда и по какой причине грянул гром?

    Просим пояснить. Причем мусорные контейнеры возле дома отсутствуют. Таким образом, мы вынуждены носить мусор в руках отнюдь не в соседний дом, а на ближайшую оборудованную площадку с контейнерами, расположенную возле дома по улице Горбатова, 11. Разве это нормально?! Если закрыт мусоропровод в девятиэтажном доме (хотя это уже сам по себе нонсенс), то поставьте, пожалуйста, рядом с домом соответствующие контейнеры. Получается, от нас требуют раздельно сдавать мусор, а условий для сдачи никаких. В итоге, импровизированная мусорка уже образовалась рядом с нашим домом. Не знаю, кто и когда здесь оставляет свой мусор, но протестную прыть некоторых людей вполне можно понять и оправдать. С жировок никто не убирал соответствующую оплату за вывоз мусора, а в итоге мы его носим сами, причем, видимо, кто куда. Хочу заметить, проблема сбора и вывоза мусора актуальна не только для нашего дома.

    В целом по всему микрорайону Солнечному существуют подобная проблема. Жители многих пятиэтажек вынуждены носить мусор за тридевять земель. Пройдитесь по С. Панковой, Калинина, здесь надо потрудиться, чтобы найти мусорные контейнеры. Вывоз мусора в какой-то определенный день неудобен для жильцов. Не все могут, грубо говоря, быть в отведенное время дома. Не понимаю, почему не поставить больше контейнеров, брать с людей оплату за услуги и тогда требовать раздельного сбора мусора. А иначе, никто вам не будет сдавать мусор по отдельности, бегая по микрорайону в поисках мусорки.

    Пожалуйста, уважаемая редакция, поднимите эту проблему и разберитесь кто прав, кто виноват и что делать!

    Сразу скажем — «гром грянул» не со стороны ЖЭС. Судя по всему, первоначальная инициатива исходила от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, считающего, что действующая в стране система мусоропроводов препятствует раздельному сбору отходов.

    Сбор вторичного сырья и его переработка регулируются специальной программой и указом Президента. Поставлена задача значительно увеличить количество сортируемых отходов и объем их переработки. В расчете на сознательность сограждан «НЧ» не раз уже писал о том, какое важное значение имеет и для экологии, и для экономики налаженная система раздельного сбора мусора. А также и о том, что законодательство прямо обязывает население обеспечивать сбор и разделение отходов по видам. 

    Еще в феврале минувшего года по итогам заседания коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, посвященного вопросу совершенствования работы по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, облисполкомам было поручено утвердить графики поэтапного закрытия мусоропроводов в многоквартирных жилых домах на 2015—2017 годы.  Соответственно, такие графики разрабатывались в каждом районе, в том числе и нашем.

    Начальник участка по обслуживанию и эксплуатации жилого фонда ОАО «ЖЭС г. Волковыска» Лариса Стасько рассказала, что в 2015 году в Волковыске было закрыто шесть мусоропроводов в шести домах. В текущем году планируется закрыть восемь мусоропроводов в пяти домах:

    — Жильцам дома № 21 по улице Горбатова рекомендовано выносить мусор на контейнерную площадку, расположенную на придомовой территории дома № 11 по той же улице. На этой площадке установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, а также для сбора вторичного сырья. С учетом того, что дом № 21 расположен рядом с главной улицей, устройство дополнительной контейнерной площадки и установка рядом с домом контейнеров для раздельного сбора мусора не представляется возможным. А то, что в жировках оплата за вывоз мусора сохраняется — естественно, ведь с контейнерных площадок мусор тоже надо вывозить. В домах по улице Калинина организован поквартирный сбор — по графику в определенное время приезжает машина, а для раздельных отходов во дворах установлены специальные контейнеры.

    — Лариса Алексеевна, а что насчет упомянутой в письме «мусорки» возле дома № 21, организованной не согласными с закрытием мусоропроводов?

    — Никакой стихийной свалки там быть не может. За чистотой на этой территории следит наша рабочая по комплексной уборке и содержанию домовладений. И если там появляется мусор, она его убирает.

    Рабочей по комплексной уборке этой территории Наталье, по ее словам, действительно заботы прибавилось. Хотя и раньше некоторые жильцы соседних домов подбрасывали пакеты с мусором к дому № 21, потому что до него им ближе, чем до контейнеров в конце своего двора. Но теперь, когда в этом доме закрыли мусоропровод, носить «мешки с подарками» на контейнерную площадку Наталье приходится чаще. Хотя подобная форма «протеста» жильцов говорит лишь о постыдном неуважении к ее труду.

    Выбор между удобно и правильно

    Вообще вопрос — нужен или нет мусоропровод в доме? — все еще вызывает ожесточенные споры. Отношение к нему самое разное. Довольно давно уже на правительственном уровне обсуждается вопрос об исключении мусоропроводов из проектной документации по строительству многоквартирных жилых домовКак ни странно, возражают строители, хотя это удешевило бы стоимость жилья.

    Есть у нас в городе дома, где жильцы сразу при вселении по собственной инициативе и общему согласию закрыли мусоропроводы раз и навсегда. Знаю дом, где, заварив мусоропроводы на лестничных площадках, люди пользуются приемной камерой внизу, вынося смешанный мусор в стоящий там контейнер, а отсортированный — во двор, в контейнеры для раздельного сбора мусора. Понятное дело, что у каждого квартировладельца имеется свой ключ от камеры — иначе обязательно найдется кому растеребить пакеты и расшвырять вокруг их содержимое. У противников мусоропроводов немало аргументов. Во-первых, это источник антисанитарии, ибо далеко не все пользуются им аккуратно, да и дезинфекция проводится нечасто. Во-вторых, если уж мы решили догнать и перегнать Европу в вопросах экологии, значит, раздельный сбор мусора должен стать для каждого столь же привычным, как чистка зубов после еды. В-третьих, для экономики страны, не богатой природными ресурсами, вторичное сырье имеет существенное значение и не зря в концепции Государственной программы обращения с коммунальными отходами и ВМР на 2016—2020 годы  заложено увеличение к 2020 году объемов сбора и переработки вторичных материальных ресурсов более чем в полтора раза по сравнению с 2014 годом. Специалисты подсчитали, что это позволит ежегодно возвращать в хозяйственный оборот ресурсов на сумму около 70 миллионов долларов. А это подразумевает 100-процентный охват населения раздельным сбором коммунальных отходов, как богатого источника ВМР.

    Защитники мусоропроводов возражают, что при тщательной уборке ни антисанитарии, ни дурного запаха в подъезде не бывает. Один из доводов: почему нас лишают удобств? Кто спорит — конечно, выскочить на площадку в халате и домашних тапочках и в две секунды избавиться от проблемы куда удобнее, чем одеваться и топать куда-то с пакетом в руках. От привычных удобств отказаться трудно и жильцы готовы их отстаивать. Но всегда ли удобнее значит — правильнее? Тысячи людей ежедневно, выходя из дому по своим делам, выносят попутно скопившийся мусор. А в Гомеле, например, уже двадцать лет назад закрыли все мусоропроводы и не жалуются. 

    Довод номер два: подумайте о пожилых, им не под силу выносить мусор далеко. Но если следовать этой логике, в каждом подъезде должны быть магазин, поликлиника, аптека. Пожилые тоже выходят на улицу. А о тех, кто выходить уже не может, кто-то заботится — родственники или соцработник. Они и продукты принесут, и мусор вынесут.

    Более веских аргументов от сторонников «оставить все, как есть» услышать не довелось. Другой вопрос, что людей не подготовили, как говорится, морально и акция явилась для них неожиданностью. Повесили работники ЖЭС объявление на двери подъезда, возражений за неделю или две не дождались и спокойно сделали свою работу. Их тоже понять можно: начни спрашивать жильцов, согласия не дождешься, а задание выполнять надо. Однако юристы ссылаются на Закон РБ «О совместном домовладении», по которому все решения, касающиеся общего имущества в многоквартирном жилом доме, принимаются на общем собрании с участием не менее двух третей собственников жилья в данном подъезде (или доме), причем «за» должно проголосовать большинство, т. е., половина участников собрания плюс один голос. Ответственные работники это утверждение не оспаривают. Цитата с пресс-конференции, проведенной в феврале 2015 года первым заместителем председателя Мингорисполкома Владимиром Кухаревым: «Согласно законодательству, чтобы заварить мусоропровод, нужно получить согласие жильцов. Но, к сожалению, не все горожане положительно относятся к такой инициативе. Считаю, что, когда мы изменим систему обращения с отходами, операторы начнут проводить более серьезную работу с населением». Судя по интервью, которые дают газетам и информационным агентствам руководители жилищно-коммунальных служб, и в Минске, и в Гродно, и в других городах такая работа ведется.

    Кроме того, прежде чем закрыть мусоропроводы, жилищно-эксплуатационные службы должны обеспечить условия для сбора и разделения твердых коммунальных отходов. То есть, оборудовать контейнерные площадки, установить достаточное количество контейнеров для смешанных и для отсортированных отходов — бумаги, стекла, пластика. Проблема как раз 

    с размещением этих площадок. Согласно Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденным постановлением Совета Министров  № 110 от 1 ноября 2011 г., контейнерные площадки должны находиться на расстоянии не менее 20 метров до жилого дома или забора детского сада и иметь удобные подъездные пути для спецтехники. Их нельзя обустраивать над подземными трубопроводами и другими коммуникациями. Есть и другие ограничения. Вот и возле дома № 21 по улице Горбатова новую контейнерную площадку устроить негде, тем более, что дом стоит практически на главной улице. Потому и предложили жильцам пользоваться площадкой возле дома № 11. Население дома № 21 считает, что до нее слишком далеко. Но ни в одном из документов — ни в СанПиН, ни в техническом кодексе по градостроительству — «верхней» границы я не нашла. Судя по различным неофициальным источникам, обычно стараются придерживаться максимального расстояния примерно в 100 метров. От площадки у дома № 11 до дома 

    № 21 как раз около ста метров по прямой, но еще метров 30 «набегает», чтобы обогнуть угол дома и дойти до подъезда. Однако в условиях существующей застройки разместить площадку ближе, как уже говорилось, не получается. Используется у нас еще и такая практика сбора отходов, о которой упоминала выше Лариса Алексеевна — когда к дому приезжает специальная машина, в которую жильцы выносят пакеты с мусором. Но согласна с автором письма в редакцию — подстраиваться под ее график, пожалуй, сложнее, чем проделать путь от подъезда до контейнерной площадки в удобное для себя время.  

    В любом случае альтернативы не предвидится. Согласно протоколу заседания Совета Министров Рес­публики Беларусь от 10.03.2015 г. № 5, до конца 2017 года поэтапная консервация мусоропроводов многоэтажных жилых домов должна быть выполнена. Тем более важно найти наиболее удобный замещающий вариант. И тут без диалога жильцов и работников жилищно-эксплуатационных служб, без совместного поиска компромиссных решений не обойтись. 

    Автор: Тамара ГуринаНаш час
    Теги: 

Комментарии (0)