02 Мая, 2024 Четверг

Мнение: меньше штрафовать – больше предупреждать

  • 01 февраля 2016 Общество Русский 0

    На фоне привычных подорожаний всего и всюду новость о том, что Министерство внутренних дел нашей республики инициировало снижение наказания за незначительные административные правонарушения и вынесло этот вопрос на широкое общественное обсуждение, показалась весьма обнадеживающей и позитивной. Ведь за последние годы у нас, видимо, впервые заговорили о возможной отмене штрафов, а не введении новых.

    И это похвально, что народ может высказать свое мнение по ряду возможных изменений в законодательстве. Со своей стороны МВД предлагает предоставить право сотруднику милиции выносить предупреждение (без составления протокола или доставления нарушителя в отдел внутренних дел) в следующих случаях: за управление транспортным средством водителем без водительского удостоверения (если он, к примеру, забыл его дома, но такой документ у него имеется); за распитие пива или выражение нецензурной бранью в общественных местах; за курение в запрещенных местах; за переход проезжей части дороги в неустановленном месте или нахождение на ней без фликера в темное время суток. Среди других предложений Министерства внутренних дел – исключение административной ответственности за превышение скорости движения от 10 до 20 км/ч и увеличение с 400 до 1000 евро размера ущерба в ДТП, при котором водители могут не сообщать ГАИ об инциденте.

     В пресс-службе милицейского ведомства пояснили, что идея изменить законодательство в сторону смягчения наказания возникла в связи с большим количеством составляемых административных протоколов, значительная часть которых – за мелкие правонарушения. Приводились и неутешительные статистические данные, которые свидетельствуют, что практически 89% белорусов в возрасте от 18 до 50 лет привлекались к административной ответственности. Выходит, что лишь немногим более 10% наших сограждан являются законопослушными людьми. Почему же так происходит?

    Стоит признаться, что лично у меня все административные правонарушения связаны с вождением автомобиля. И, как говорится, что кому болит – тот о том и говорит. Начиная с 1988 года, когда получила водительское удостоверение, я сумела несколько раз стать правонарушителем и тем самым подпортить и без того неблагополучную статистику. При этом все происходило самым нелепым образом.

    Предпоследний случай: на знакомой дороге к родительскому дому, на выезде из райцентра Иваново в сторону агрогородка Рудск, где скорость, сколько себя помню, была ограничена 40 км в час, велись какие-то ремонтные работы, в результате чего на обочине совсем неожиданно для меня возник знак ограничения скорости до 30 км в час. Я же по многолетней привычке умудрилась проехать этот короткий (метров 200-300) участок со скоростью 45 км в час и была остановлена инспектором ГАИ, со слов которого узнала много нелестного о своей невнимательности и недисциплинированности во время движения…

    Спорить с этим было бесполезно: формально факт нарушения был очевиден. Ведь водитель всегда должен быть готов к любым дорожным неожиданностям. Но, с другой стороны, вероятность совершить ДТП даже с моей скоростью на этой совсем не перегруженной транспортом дороге была близка к нулю, а потому складывалось впечатление, что здесь просто нарабатывались статистические показатели. И в подобных случаях, как мне думается, самым справедливым наказанием для адекватного водителя будет не штраф, а предупреждение.

    Кстати, в моем родном Иваново достаточно много таких «провокационных» участков, где дороги хорошие, движение незначительное, где хочется ехать быстрее, но на страже стоят не только сотрудники ГАИ, но и камеры видеофиксации. Вот и совсем недавно я оказалась в зоне их пристального внимания. Это случилось вблизи райцентра, на 458-м километре автодороги Гомель-Кобрин, по которой возвращалась из Пинска в Дрогичин. Надвигались сумерки, синоптики обещали непогоду, и в такой ситуации очень удобно было ехать за впереди идущей машиной (с соблюдением положенной дистанции). В какой-то момент своего комфортного пребывания за рулем я посмотрела на спидометр – оказалось, что машина, за которой я пристроилась, немного торопится. И я – вслед за ней… Сбавила скорость, но было уже поздно.

    Через какое-то время в почтовом ящике лежало так называемое «письмо счастья», в котором сообщалось, что водитель, то есть я, «двигаясь со скоростью 72 км/ч, допустил превышение установленной скорости движения для указанного участка дороги не более 60 км/ч на 12 км в час». Далее следовал фотоснимок, постановление о моей виновности, на основании чего я была подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 0,5 базовой величины. Этот самый дорогой фотоснимок в моей жизни обошелся мне в 90 тыс. рублей.

    Но суть – в другом: мои родные и знакомые, зная, что даже на скоростных и безлюдных трассах я не люблю торопиться, время от времени шутят, что наказывать меня за быструю езду – это «сродни тому, что штрафовать за превышение скорости черепаху». При всем этом я также нахожусь в числе нарушителей скоростного режима.

    Поэтому мне бы, конечно же, хотелось, чтобы сотрудники ГАИ чаще пользовались вынесением наказания в виде предупреждения. Можно даже определить какие-то критерии: посмотрел госавтоинспектор личное дело водителя, нет у него серьезных нарушений в течение квартала (полугода, года и т.д.) – стоит ограничиться воспитательной беседой и предупреждением. Штраф же следует выписывать только тем, кто систематически нарушает ограничения скорости.

    Точно так же можно действовать и при фотофиксации. Если это единственное нарушение за определенный период времени и если превышение скорости было незначительным, то будет гораздо справедливее, когда в письме из ГАИ придет не сообщение о штрафе, а наставление с пожеланиями «быть внимательнее на дороге». Хотя если смотреть на ситуацию реально, то вряд ли кто пойдет на затраты, чтобы рассылать такие приятные уведомления.

    И, конечно же, я поддерживаю предложение о том, чтобы не штрафовать водителя, забывшего права дома. Сведения о том, есть ли у него соответствующее удостоверение, в базе данных ГАИ имеются, и на современном этапе любой дорожный патруль может проверить эту информацию. Если все в порядке – водителю можно пожелать счастливой дороги и на всякий случай напомнить, чтобы впредь отправлялся в путь со всеми необходимыми документами.

    Что же касается безнаказанного превышения скорости от 10 до 20 км в час, то здесь подход должен быть очень продуманным. На мой взгляд, не стоит пересматривать и увеличивать предельно допустимую скорость во дворах, в жилых массивах и сельских населенных пунктах, где велика вероятность, что на дорогу может внезапно выбежать ребенок или появиться иное препятствие. Если же речь идет о загородных (как в моем случае) и скоростных трассах, то «безнаказанное» превышение от 10 до 20 км в час вполне обоснованно и допустимо, но это каким-то образом должно быть обозначено на дорожных знаках…

    Во время обсуждения заданной темы прозвучало и еще одно предложение. Оказывается, если срок действия водительского удостоверения истекает, и человек этого не заметил или просто не успевает вовремя обменять его на новое, он автоматически становится «бесправником» со всеми вытекающими последствиями. А ведь обмен удостоверения – это чисто техническая формальность. Так почему бы в таком случае на законном основании не предоставить какой-то срок (месяц-два), чтобы можно было спокойно, без спешки и в удобное для себя время, решить эту проблему?

    Но это – лишь мое сугубо частное мнение. Конечно же, поступают и другие предложения, которые принимаются, анализируются, обобщаются. И, как обещают в пресс-службе МВД, результаты опроса общественного мнения по либерализации КоАП будут подведены в марте, и далее предложения по изменению в законодательство планируется внести для рассмотрения в парламент.

    Хочется лишь надеяться, что глас народа – это действительно тот глас, который направлен на укрепление нашей общей дорожной комфортности и безопасности.

    Галина ШАФРАН

    Автор: Галіна ШафранДрагічынскі веснік

Комментарии (0)