19 Апреля, 2024 Пятница

В ареале белой вороны

  • 04 февраля 2016 Общество Русский 0

    Как подвижник из Кохановичей учит не болеть

    С деревней белорус связан не формально, а ментально, кровно. Все мы, даже очень городские во втором или третьем поколении, родом оттуда. И воспоминания о деревне у каждого свои — и теплые, и трагические, и яркие, и беспросветные. Разные. Как разные и наши деревни, ведь каждая из них — свой особый мир, своя философия, собственный свод правил, законов, взаимоотношений. Наличие дорог, магазинов, производств и всей прочей инфраструктуры цивилизации — важно, нужно и правильно. Но определяют лицо сегодняшнего белорусского села — люди. И наша новая рубрика «Вёсачка» — конечно, про белорусскую деревню, но не через призму собранного урожая и надоенного молока, а через калейдоскоп характеров, душевной щедрости и великого мастерства людей, живущих на земле.

    Территория «кахання»

    Деревня Кохановичи Верхнедвинского района раскинулась между речушками Березовка и Водьга в 20 километрах от административного центра района.

    — Наше селение не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, растим детей, внуков, правнуков… Самой деревне Кохановичи уже более 500 лет, а в агрогородок она была преобразована в 2010 году. Как считают местные жители, в новом качестве деревня получила даже не второе, а третье рождение. Появились современные магазины, работает средняя школа-сад, библиотека, почта, амбулатория и другие объекты инфраструктуры. Налажено регулярное автобусное сообщение по местным направлениям, с районным центром и Полоцком. Ведущая роль в развитии агрогородка принадлежит КУПСХП «Кохановичи», где работает более 200 человек. Сельскохозяйственное предприятие специализируется на растениеводстве и производстве животноводческой продукции. Общее поголовье скота — свыше 3 тыс. Но  главной ценностью являются, конечно же, наши невероятно трудолюбивые и открытые жители, — говорит председатель Кохановичского сельского Совета Валерий Ермоленко.

    А люди здесь и впрямь открытые, по крайней мере, для светлых и чистых эмоций. У кого ни спрашивали про происхождение названия агрогородка — все как один про «каханне» вспоминали. Ну нет для человека понятия важнее, чем

    любовь!

    От истории к дню сегодняшнему

    Впервые название Кохановичи появилось на географических картах в ХVII столетии. Имение  Храповицких находилось на дальней окраине современной деревни, но и до нынешних времен это место сельчане называют не иначе как Центр.

    Существует предание, будто во время войны 1812 года в усадьбе крупнейшего в уезде землевладельца, камергера губернаторского двора Евстафия Храповицкого, останавливался Наполеон. Это, конечно, не соответствует действительности, что, однако, нисколько не умаляет значения Кохановичей в той войне. Имение лежало на Краславско-Невельском шляху, пересекавшем Дриссенский уезд с запада на восток. Этот шлях, контролируемый войсками князя Витгенштейна, стал непреодолимой преградой на пути французов к  столице империи — Петербургу. В конце июля 1812-го отряды русских атаковали французов, подошедших с юга к Кохановичам, отбросили неприятеля к реке Свольне и разбили его в пух и прах, о чем напоминает могила наполеоновских солдат, в которую легли не менее полутора тысяч покорителей Европы.  

    Настоящий расцвет деревня пережила в середине XIX столетия — при Игнатии Храповицком, известном общественном и научном деятеле, литераторе, собирателе местного фольклора, человеке широкого кругозора и патриотических убеждений. Он получил блестящее образование, был убежденным противником крепостничества. В 1860 году разработал проект отмены крепостного права, добивался проведения его в жизнь и первым осуществил реформу в этом же году в своем имении.

    Дворец кохановичского помещика славился эффектным интерьером в стиле барокко. На том месте сейчас лишь большая поляна, два заросших пруда и заплетенная зарослями черемухи, калины и бересклета аллея парка. В имении были построены школа, больница, церковно-приходское училище. Сегодня о нем напоминают только деревенские печи, многие из которых сделаны из старинного кирпича времен Игнатия Храповицкого.

    Еще одна местная достопримечательность — святой источник, возле которого когда-то устраивались ярмарки.

    В центре деревни сохранился небольшой и живописный старый парк с вековыми липами и лиственницами. Здесь же на поляне находится камень-памятник Игнатию Храповицкому. А установили его участники известного в Беларуси народного клуба «Белые вороны». Про «ворон» — чуть позже, они заслуживают отдельного рассказа.

    А пока отметим, что Великая Отечественная война оставила глубокий и кровавый след на этой земле. На территории сельского совета установлено более 45 памятников погибшим в пекле фашистского нашествия.

    Возрождение деревни продолжилось в 60-е годы прошлого столетия. Тогда местный совхоз «Кохановичи» возглавлял Тимофей Гунин.

    — Это был интересный и образованный человек. При нем построено многое, что имеем сейчас. Крепкое сельхозпроизводство стало основой для активного развития социальной сферы. Строилось жилье — двухэтажные кирпичные дома и сегодня выделяются на фоне частного сектора. Сады (им уже более 50 лет) до сих пор плодоносят. В память о Тимофее Гунине остался еще один деревенский парк с большим прудом — излюбленное место отдыха местных жителей. Этот человек дал толчок развитию Кохановичей, — убежден Валерий Ермоленко.

    Жители агрогородка и сегодня стараются сделать свое селение красивым и уютным, благоустраивают подворья, выращивают удивительные цветы, возвращают к жизни былую красоту «гунинского» парка. И на всю страну славятся своей неординарностью — настоящие «белые вороны»!

    В гнезде главной «вороны»

    Главной «вороной» жители Кохановичей величают заведующего местной врачебной  амбулаторией Петра Петровича Кветинского.

    Почему ворона? Потому что уже больше 25 лет именно он возглавляет клуб «Белые вороны».

    Найти дом Кветинского совсем не сложно. Всякий, кто впервые въезжает в Кохановичи, не задумываясь, нажимает на тормоза и выходит из машины, протирая от удивления глаза. Необычная «деталь» дома — велосипед, многократно повторенный и у забора, и в конструкции террасы, и во дворе. Балкон над деревенской хатой. Сооружение из деревянных балок — нечто среднее между скворечником и смотровой башней. И многочисленные надписи по всей усадьбе, пропагандирующие здоровый образ жизни. Честно говоря, поначалу я подумала, что здесь базируется некое туристическое объединение либо агроусадьба, где принимают туристов. У входа во двор нас встретила приветливая собачонка по кличке Муха — ни единого «тявка», только радостные взмахи хвостом. Оказывается, калитка во двор «Белых ворон» всегда открыта, вот Муха и не протестует — здесь может остановиться любой путешественник: посидеть на лавочке, разжечь костер, умыться, пообщаться с доктором Кветинским, который создал клуб и объединил сельчан из окрестных деревень — разного возраста, но увлеченных велотуризмом, моржеванием, хождением босиком по снегу и прочими «нестандартными» занятиями.

    Верь в свои силы

    Сам доктор Кветинский родился в 1945 году в городском поселке Сухобезводное Горьковской области, где его родители отбывали срок в одном из сталинских лагерей. Его мать была немкой, отец — поляком, и после заключения 18-летнюю Фриду с девятимесячным сыном отправили в Казахстан, отца — назад в Беларусь. И только спустя 13 лет родители маленького Пети смогли встретиться… и вырастить восьмерых детей.

    В многодетной семье Петр был настоящей белой вороной — и ростом не вышел, и болел часто. Врачи запретили мальчику физические нагрузки. Петрович категорически с этим не согласился, начал закаляться по собственной системе, заниматься спортом и ежедневно ездить на

    велосипеде.

    Когда учился в Витебском медицинском институте, также отличался от своих сокурсников равнодушием к сигаретам и спиртным напиткам.

    — Сегодня здоровый образ жизни – это модно! А раньше крутили у виска пальцем и повторяли: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!» — шутит Петр Петрович.

    Крути педали

    — «Ненормальным» первое время меня считали и в Кохановичах. В 80-е годы не у всех были велосипеды.

    А я, как врач, должен был побывать в двух десятках деревень, и стальной верный друг выручал меня и летом, и зимой. Многие из моих пациентов не понимали, как человек, который проезжает в день около 40 километров, чувствует себя замечательно, да еще не пьет, не курит и ныряет зимой в прорубь. Личный пример — заразителен. Со временем среди сельчан появились

    единомышленники, велопробегами заинтересовались и подростки, в том числе из проблемных семей. Так и возникла идея создания клуба «Белые вороны», теперь о нас пишут и в путеводителях по Верхнедвинскому району.

    — За более чем четверть века члены объединения исколесили на велосипедах десятки тысяч километров. Мы побывали в Киеве и Карпатах, Питере и Москве, Одессе, в различных городах Советского Союза. Если сложить весь путь, проделанный «белыми воронами» на своих велобайках, то он будет соответствовать трехкратной протяженности экватора земного шара. Но это не главное. Главное —

    постоянно быть в пути! Устав клу-

    ба строг: ни капли спиртного, отказ от курения и — ни дня без километра на велосипеде, даже зимой, — рассказал Петр Петрович.

    Ныряй на здоровье!

    Составляющие долголетия, по мнению Кветинского, — общение, движение, правильное питание. Кроме туристических и велосипедных походов, прогулок босиком существует у «белых ворон» и традиции, связанные с купанием в местном озере. Так, ежегодно помимо Крещенского сочельника энтузиасты клуба массовым купанием в проруби отмечают Международный женский день. После чего собираются у камина в доме у доктора и рассуждают на вечные темы.

    Будь молод душой!

    Продолжая экскурсию по дому гостеприимного доктора, невозможно не отметить необычного внутреннего убранства его жилища: на стенах иконы, картины с ликами святых, полки с многочисленными книгами, папки с вырезками из журналов с фотографиями, в углу — старенький патефон и пластинки, шахматы. Стал знаменитостью в Кохановичах и местный «музыкальный балкон», бывают и желающие забраться по лестницам в домик на березе – «лечебницу друидов».

    — Именно здесь, а в холодную погоду в этом зале с приглушенным светом, вожак «белых ворон» собирает любителей классической музыки и литературы, устраивает коллективное прослушивание Чайковского, Моцарта, читает Есенина, — делятся своими впечатлениями «сороки» Надежда Лукашенок, Татьяна Бронина, Людмила Ягодка (на снимке).

    А почему «Сороки»? Дело в том, что с легкой руки Петра Кветинского в агрогородке появился еще один клуб под одноименным названием, куда входят более десятка одиноких пенсионерок. Собираются бабушки в доме у медика. Поют, вспоминают молодость, рукодельничают, чаевничают, угощая друг друга домашней выпечкой. Вместе реализуют необычные проекты, например «Бал цветов», где «сороки», высаживая цветы, помогают в благоустройстве поселка.

    Дари благо!

    Здоровый образ жизни нужно формировать с детства, убежден Петр Петрович, именно поэтому чуть больше 10 лет назад доктор решил создать клуб «Воробышки», куда входят ребята, как правило, из неблагополучных семей. И он для каждого находит свое занятие — от подготовки к велопоходам до обустройства территории клуба. Петр Петрович даже стал опекуном мальчика Александра, да и вообще, кроме Саши, у доктора несколько «сыновей» и «дочек», которые ему по-настоящему родные. Им, ребятам с непростой судьбой, которым в детстве родные родители отказали в любви и заботе, он стал вторым отцом.

    А еще Петр Петрович написал и издал несколько литературных произведений, которые не продал, а подарил хорошим людям, ведь делать добро — необходимый шаг на пути к долголетию, а деньги могут купить счастье только в одном случае – если тратить их на других.

    Вместо P.S. – велоавантюра

    К сожалению, проехаться зимой на велосипеде доктора Кветинского мне не удалось, так как находился он на «техремонте», но осуществить свое желание все-таки попыталась по приезде в Минск. Велосипед взяла у подруги, причем оседлала я своего железного пони в офисной одежде. На улице -4, легкий гололед и пронизывающий ветер. Эйфория от велоезды прошла примерно через 15 минут, и я почувствовала, что мои коленки, нос и уши постепенно отмерзают, но вместе с тем мне было очень жарко. Решила покататься еще минут 30. После чего с чувством исполненного долга вернула велосипед, к счастью, целый и невредимый, при этом решив, что январь все-таки не время для транспортных экспериментов.    

    Автор: Елена Ходыко7 дней

Комментарии (0)