28 Марта, 2024 Четверг

Свеча во мраке? Все равно темно

  • 04 февраля 2016 Общество Русский 0

    Еще в минувшем году в рамках международного арт-проекта Urban Myths было задумано, что некоторые минские здания украсят монументальные граффити. Мысль, как говорится, отличная. Столичные власти пошли навстречу оригинальной идее. И уличные художники из разных стран были приглашены, чтобы показать свое мастерство и внести в нашу столицу толику креатива. Но…

    Но на одном из домов по улице Воронянского в конце прошлого года появилась работа греческого граффитчика, которая сразу же вызвала неоднозначную реакцию как местных жителей, так и просто «мимо проходящих». Грек решил изобразить на фасаде серую фигуру в темном капюшоне, а вместо лица — черный провал и горящую свечу. На вопрос, — гхм, собственно, это кто? — автор уклончиво заметил, что его замыслом было изобразить человека без идентичности. А дальше, мол, каждый пусть додумывает, что ему будет угодно.

    Тут же начались ожесточенные споры: а нужен ли городу такой мрачный креатив? Особенно активизировались дебаты в интернете, где неравнодушные чихвостили оппонентов на чем свет стоит. Защитники порицали белорусов, закостеневших в своем консерватизме и не способных принять что-то нестандартное. Противники утверждали, что если в нестандартности подразумевается украшать дома символами обреченности и ангелами смерти, то ну его к лешему, такой креатив!

    Когда полемика достигла наивысшей точки кипения, одни начали собирать подписи, чтобы злосчастный рисунок был немедленно закрашен. Другие, в свою очередь, создали саркастическую петицию с тем, чтобы «закрасили» сборщика этих самых подписей.

    Масла в огонь подлил тот факт, что «воронянское граффити» попало в десятку лучших в мире среди уличных рисунков за ноябрь 2015 года. Те, кому рисунок не нравился, вздохнув, предлагали хотя бы изменить изображение, убрав черноту в капюшоне и зажженную свечу. Интернет-сообщество моментально отреагировало сатирическими фотожабами, где вместо лица красовались и драник, и известный наш жизнерадостный певец, и еще бог знает что и кто. Но вопрос повис в воздухе: что же делать? Оставить? Или...

    Рисунок, безусловно, выполнен очень талантливо, мастерски. Но не зря пугливые бабушки из дома напротив прозвали это изображение ангелом смерти. И я тоже не увидела оптимизма в спорном граффити. Мне (и пусть меня назовут замшелой ретроградкой без чувства прекрасного!) тоже было бы не шибко приятно, проснувшись, каждое утро видеть черноту. Пусть и освещаемую свечой. И вечерком, выглянув в окошко, любоваться мрачной безликостью. Ой, простите, безыдентичностью.

    Кстати, некоторые жители с улицы Воронянского уже ходили «на разборки» в администрацию Октябрьского района, а тем, кто насмехался над их узколобостью, парировали эмоционально: «Все, кто нас осуждает, могут пригласить к себе домой этого художника и пусть он им нарисует что-то подобное. Мы не против граффити как таковых — пусть этот ужас закрасят и нарисуют бабочек-цветочков-котиков, все равно — стена же пустая. Но мириться с этим изображением не намерены — оно же лет 20 будет здесь находиться. Если бы менялось каждый год — еще куда ни шло, потерпели бы чудовище со свечкой в голове».

    А действительно, зачем в нашем и без того не самом солнечном даже летом городе такие шедевры? Ведь рисунок может быть и другим. Например, по этому же проекту на улице Рабкоровской появилось чудеснейшее изображение девушки в вышиванке. При взгляде на него возникает, как бы ни пафосно прозвучало, чувство национальной самоидентичности. А при взгляде на черного человека со свечкой — что? Безликость? Неуверенность? Неопределенность? Обреченность?

    Я согласна с мнением тех, кто напоминает: городские улицы — это не выставка сюрреализма. Тем более столь угрюмого. Да, авторское видение чего-либо — это прекрасно. Но! Но если хочется чего-то эдакого эстетствующе-замысловатого, добро пожаловать в галереи и салоны. Пришел, «напитался» пищей высокодуховной сколько душенька пожелает. Какого угодно жанра и формата. Но нужно ли «кормить» своими «нерадостными обезличенными людьми» всех обывателей ежедневно и еженощно?

    p.s. …Между прочим, знаете, что самое неожиданное? Как выяснилось впоследствии, греческий художник делал свой рисунок в спешке, и поскольку у него заканчивалась виза, вынужден был срочно уехать домой, — внимание! — не закончив свое граффити. И в апреле-мае ожидается его приезд, дабы внести последние штрихи в работу. Остается надеяться, что в качестве этих самых штрихов греческий граффити-концептуалист не изобразит, к примеру, погост.

    И еще. Мне, к слову, не совсем понятно, каким образом незавершенная работа могла попасть в список уличных рисованных бестселлеров. Впрочем, это уже другая история. Но копий, копий-то сколько было сломано…

    Автор: Ольга Костюкевич7 дней

Комментарии (0)