03 Мая, 2024 Пятница

О пассажире в объективе. Почему в «Минсктрансе» без психолога не обойтись

  • 05 февраля 2016 Общество Русский 0

    Видео, на котором безбилетница убегает от контролеров через окно троллейбуса, набрало в сетях немало откликов. В некоторых комментариях народ подтрунивал, мол, прославились всеми частями тела. А ведь таких прытких пассажиров хватает, только не каждый попадает в объектив. Как работают сотрудники контрольно-ревизорской службы и почему в «Минсктрансе» без психолога не обойтись, узнавала корреспондент «Р».

    На часах 13.00. Галина Гринкевич на смене с 6.30. Уже проверила более 40 автобусов и троллейбусов, выписала 7 штрафов. 

    — Люди реагируют на нас крайне негативно. Считают, что мы забираем у них деньги, — Галина делится наблюдениями, пока дожидаемся очередной транспорт. 

    Еще булгаковский Кот Бегемот говорил, нет профессии хуже. Впрочем, контролеры пытаются изменить этот образ, донести до каждого пассажира, что платить за проезд — его обязанность. 

    Сегодня Галина Гринкевич отрабатывает маршрут улица Карастояновой — улица Мясникова — проспект Независимости. В системе общественного транспорта она без малого 15 лет, 10 из них в качестве контролера. 

    — Работа вас изменила? 

    — Работа нервная, но кому-то же надо проверять билеты. До пенсии осталось немного, надо держаться, — рассуждает Галина, проверяя билеты в троллейбусе № 33. — Пассажиры тоже другими стали. Раньше безбилетники извинялись, просились… Теперь в ход идет все — от толканий до нецензурной брани. 

    Меняем транспорт. Из салона автобуса № 59 шустро выскакивают несколько пассажиров, в том числе солидный дядя с портфелем. Зазевавшуюся студентку пытается выручить друг: отметив у контролера проездной, передает БСК спутнице. Но зоркий глаз Галины Гринкевич быстро улавливает махинацию. Штрафуем.

    Заходим в автобус № 25. У каждого компостера группа пассажиров, руководствующихся логикой: держу билет в руках, как увижу контролера, пробью. На них люди в синих жилетах смотрят сквозь пальцы: успел закомпостировать — ничего не предъявишь. 

    — Зато со штрафной квитанцией смогу весь день кататься бесплатно, — успокаивает себя только что оштрафованный безбилетник. 

    — Нет, если сегодня вас опять поймают без билета, придется снова платить, — Галина Гринкевич опровергает расхожее заблуждение.

    Ожидание очередного транспорта коротаем за разговорами о нелегком хлебе контролера. Проблемы начинаются, когда пассажир не может или не хочет платить штраф на месте или не предъявляет паспорт. В таких случаях звонят в милицию.

    — Вызывать наряд по ходу движения мы не можем. А на остановке безбилетник выйдет, оттолкнет и скажет: «Я там не ехал». Нужно удерживать в салоне до конечной. А как удержать? Другого за руку возьмешь, так он такой визг поднимет, якобы ты нарушаешь его права, — без конфликтных ситуаций у контролера Гринкевич не обходится ни одна смена.

    Безбилетники плюются, кусаются, рвут одежду... Из соображений безопасности контролеры работают группами. Да и психологически проще, если рядом стоит напарник, ведь другие пассажиры любят становиться на сторону зайца. Таким защитникам стоит знать: есть статья Административного кодекса, которая предусматривает штраф от 20 базовых за вмешательство.

    Порой дело доходит до рукоприкладства. За это наказывают строго, вплоть до уголовной ответственности. Прецеденты есть. Осенью в Новополоцке пассажиры, заступившиеся за безбилетницу, вырвали волосы контролеру. Кто прав, кто виноват — разбирается Следственный комитет. А несколько лет назад в том же Новополоцке в контролера стреляли из пневматического пистолета. 

    Тем временем к остановке подъезжает троллейбус № 55. Проверяющая делает вид, будто собирается войти, и в салоне начинают резво компостировать билеты. Заходим в следующий. 

    — Я не бу-ду пла-тить. Ясно? — хамит безбилетник и смотрит на контролера взглядом противника на ринге, затем грубо отталкивает ее и скрывается в толпе на следующей остановке. 

    Ушел. Что тут поделаешь? Из средств самозащиты у проверяющих только удостоверение и уверенность в себе. Возможно, если бы с ними в паре работали милиционеры, то нарушений было бы меньше. Одно дело воевать с женщиной предпенсионного возраста, и совсем другое — с мужчиной в форме.

    Галина составляет портрет типичного «ушастого»: «Это люди 45—55 лет. Мужчины просятся — «жена все деньги забрала» или «с друзьями на днях хорошо погуляли». Женщины же устраивают бурю в стакане воды. Другой раз видишь старенькую бабульку и думаешь обойти стороной, а она талончик протягивает. Студенты тоже платят исправно: «административка» в некоторых вузах может стать поводом для отчисления».

     

    В прошлом году контролеров облачили в новую форму: салатовые полоски с жилетов исчезли, и люди в синем стали менее заметны. После этого на начальника контрольно-ревизорской службы филиала «Агентство Минсктранс» Юрия Давидовича обрушился шквал жалоб от пассажиров, мол, не видно контролеров.

    — Пассажиру нужно оплачивать проезд, а не думать о том, как избежать встречи с контролером. Сэкономившие на билете должны платить штраф. Это вопрос социальной справедливости, — Юрий Владимирович непреклонен. 

    Этой профессии не учат ни в одном учебном заведении. Выйти на борьбу с зайцами может представитель любой специальности, главное — иметь стальные нервы.

    — Стрессоустойчивость прежде всего. Еще — уравновешенность, настойчивость, принципиальность, — Юрий Давидович озвучивает список необходимых для сотрудников качеств. — Попасть на эту должность несложно, сложно удержаться. Некоторые уже через неделю пишут заявление по собственному. 

    В штате филиала есть психолог, который работает с контролерами индивидуально. А два года назад ввели обязательное психологическое тестирование при приеме на работу. Психолог анализирует пройденные кандидатом тесты и решает: годен или нет. Работает и с теми сотрудниками, на которых поступает жалоба от пассажира. 

    А жалобы поступают частенько. Порой пассажиры кляузничают в отместку: у меня неприятности, и у тебя пусть будут. Даже если проверяющий делает все по закону, намеренно его провоцируют. Но бывают и обоснованные жалобы. Среди представителей любой профессии попадаются грубияны, и контролеры здесь не исключение. 

    Разобраться, на чьей стороне правда, непросто. Объективно подойти к разрешению конфликтных ситуаций помогут аудио- и видеорегистраторы, которыми проверяющих планируют снабдить уже во втором квартале этого года. 

    — Наши сотрудники и сейчас находятся под жестким контролем — валидаторы фиксируют, когда они входят в транспорт и как долго там находятся. Записи с камер будем использовать в служебных целях, например, когда поступит жалоба на сотрудника, — делится планами Юрий Давидович. 

    Остановки общественного транспорта также планируют оборудовать видеокамерами. Первые из них установят до 10 февраля.

    В каждом проверенном нами транспорте ехал, как минимум, один безбилетник, и каждый «только одну остановку». Галина всем терпеливо объясняла, что это не повод для бесплатного проезда. В ответ кто-то заявлял: «я плачу налоги, поэтому имею право ехать за так», кто-то давал кипу прокомпостированных талонов, чтобы контролер сам искал нужный, а кто-то кричал на весь автобус, что он безработный или многодетная мать. К сожалению, не многим безбилетникам удавалось сохранить лицо. Но, согласитесь, правила необходимо соблюдать и в любой ситуации оставаться человеком. 

     

    gorbatenko_inna@mail.ru

    Автор: Инна ГОРБАТЕНКОРэспубліка

Комментарии (0)