02 Мая, 2024 Четверг

Диплом в один конец

  • 05 февраля 2016 Общество Русский 0

    По статистике 68% выпускников белорусских вузов по специальности не работают: потрачено немало средств, времени и сил, а результата нет. Почему так происходит?

    ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

    Олег Жигадло (имя изменено по просьбе автора) переехал в Мозырь несколько лет назад. Глава молодой семьи, в которой подрастали двое детей, устроился работать по специальности «Учитель трудового обучения» в одну из школ города. Молодой человек признается, что профессию свою выбрал не случайно: «Мне нравилась педагогика… Сам я рос без отца, и работать руками меня научил мой дед. Я с радостью обучился всем мужским премудростям: пилить, строгать, а также делать многое другое. Чуть позже научил многому младшего брата, соседских мальчишек, которые также росли без отца. Понял, что хочу посвятить всю жизнь детям: растить в мальчиках будущих мужчин. Настоящих, а не изнеженных «девочек», которые не знают, что такое молоток. Окончил педагогический университет. Во время педагогической практики в школе в своем желании работать учителем трудового обучения укрепился еще больше.

    По прошествии же года работы решил уволиться по собственному желанию… Главной причиной, безусловно, стала материальная тема. За свою зарплату я не то что не мог семью прокормить, трудно было и самому выжить. Кроме этого, нелегко работать в исключительно женском коллективе, где даже педагогом физической подготовки работала женщина. Сначала пошел охранником в крупный торговый центр, затем охранял склад, ставил окна, подрабатывал сторожем. Сдал экзамены, прошел специальное тестирование, чуть позже устроился оператором на промышленное предприятие города. Мое начальство не смутило, что у меня педагогическое образование, так как в течение какого-то времени я прошел специальное обучение. Сегодня моя зарплата в несколько раз превышает размер заработной платы школьного учителя. Я убежден, что материальная проблема – одна из главных в предложенной вами теме».

    Кстати

    Заказ на подготовку специалистов Министерству образования должно давать Министерство труда. Именно это ведомство ведет статистику о том, в каких областях наблюдается переизбыток кадров, а в каких –дефицит, какие профессии востребованы и в каком количестве. Исходя из этой статистики и должен формироваться план набора в вузы.

    ШКОЛА ПОМОЖЕТ

    Не секрет, что именно в школе уделяют большое внимание разностороннему развитию личности. В эту формулировку входит в том числе и подготовка ребенка ко взрослой жизни. Иными словами, именно в учреждении образования учащимся дают основные знания в профориентации. И от того, насколько серьезно будет организована подобная работа, зависят ни много ни мало судьбы вчерашних выпускников. Заведующая сектором учебной и воспитательной работы отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома Лариса Алексеевна ПОПКОВА в этой связи отмечает: «Конечно, в обозначенном направлении ведется большая работа. В сентябре-октябре мы проводим опрос у старшеклассников по поводу будущих профессий. В течение учебного года организуем тематические встречи завтрашних выпускников с представителями самых разных учебных заведений не только Гомельской области, но и всей Беларуси. Так называемая профагитация помогает школьникам определиться с выбором будущей профессии, понять, чего ждать от будущей работы. Так, например, сегодня мы  уделяем особое внимание поступлению в педагогические учреждения. Работаем на опережение: дабы упредить педагогический голод, агитируем учащихся поступать в педагогические вузы. В Беларуси открываются классы педагогической направленности. В Мозыре также есть подобное начинание: мы курируем группу старшеклассников в гимназии им.Я.Купалы. По окончании школы те дети, которые посещали специальные факультативы или учились в таких классах, будут без экзаменов при условии, что оценки по профильным предметам в аттестате не менее 7 баллов, зачислены в педагогические вузы… Подобная работа будет продолжена!»

    Сегодня уже не скажешь, что школа дает знания, оторванные от жизни, потому что работа в этом направлении действительно ведется. Для того чтобы в этом убедиться, стоит побеседовать с директорами, например, сельских школ. Во всех, без исключения, школах города и района организуются встречи с представителями самых разных учебных заведений. Причем делается это далеко не в рамках формальных мероприятий. Все продумывается до мелочей: на подобные встречи приглашают в том числе и родителей будущих выпускников, школьникам накануне предоставляется интересная информация о вузах, о правилах приема, о самых разных профессиях, организовываются экскурсии на предприятия, психологами школ проводятся всевозможные анкетирования, которые помогают ребятам понять, кто из них физик, а кто лирик.

    «НЕУДАЧНИКИ» ВИНОВАТЫ САМИ?

    Конечно, среди нас есть счастливчики, которые с детства мечтали стать, допустим, инженерами, в старших классах влюбились в царицу наук, поступили в технический вуз, а позже построили прекрасную карьеру на крупном промышленном предприятии. Такие передовики уверены, что люди, которые «прыгают» с места на место, «неудачники», виноватые сами в своей профнепригодности. Именно поэтому тот, кто решает все начать сначала, выглядит странным, не оправдавшим надежды родителей, ведь промахи в нашем обществе традиционно приписывают исключительно самому человеку. Причем, если выпускник с первого раза не поступил в выбранный вуз, значит, ему не повезло, жизнь катится под откос, и все в этом же роде. Между тем в Европе считается абсолютно нормальным, когда вчерашний ученик год-два отдыхает после школы. Он зарабатывает деньги неквалифицированным трудом и за время, проведенное без учебы, взрослеет, понимает, что и как устроено в жизни. Тут и приходит желание приобрести профессию «для себя». Таким образом, мы зачастую выбираем чужую профессию по причине того, что еще не выросли до того, чтобы принимать собственные взвешенные решения. За нас решают мамы и папы, а мы только соглашаемся с ними. Когда же приходит понимание того, что мы не в той сфере, менять что-то становится страшно, так как не хочется превращать годы успешной, но неинтересной карьеры в чистый лист.

    Подумайте над этим

    Не стоит категорично отказываться от варианта продолжить дело своих родителей. Психологи утверждают, что очень часто предрасположенность, если об этом уместно говорить в данном случае, к определенной профессии передается по наследству. Продолжение семейной традиции дает человеку серьезное профессиональное преимущество, если только у него есть способности к выбранному роду занятий.

    Я Б В ПСИХОЛОГИ ПОШЕЛ…   НО НЕ АКТУАЛЬНО

    Еще одной безусловной причиной отказа дипломированных специалистов от своей профессии является постоянно меняющийся рынок труда, на котором буквально каждый год появляются новые тренды. Прогресс в социальной и технической сфере очень быстро рождает новые профессии. Как следствие, некоторые специальности становятся невостребованными. Так, IT-специалисты сегодня на пике популярности, в то время как люди, которые вышивают на детских варежках цветочки ручным способом, – нет, так как с этим отлично справляются машины. Именно поэтому спрогнозировать, будет ли профессия востребована через 5 лет, нелегко. Однако выбранная профессия в будущем вполне может улучшить основную специальность. Так, например, журналист с экономическим образованием гораздо ценнее, чем просто журналист и экономист.

    Можно попытаться промониторить популярность тех или иных специальностей до поступления в вуз. Например, в настоящее время средняя зарплата в сфере деятельности, связанной с вычислительной техникой, составляет около 30 млн. Тех, кто работает в химическом производстве, в сфере воздушного транспорта, финансового посредничества, производства нефтепродуктов, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, а также деятельности в области архитектуры, инженерных услуг, заработная плата порадует, в то время как материальное вознаграждение в некоторых других сферах может отбить самое горячее желание заниматься любимым делом.

    Также важно следить за спросом на рынке труда. Так, в последние годы традиционно не падает спрос на программистов, менеджеров по продажам (в основном строительных материалов, оборудования, компьютерной техники), а также представителей строительных специальностей, начиная с рабочих и заканчивая топ-менеджерами. Предприятия и фирмы ищут директоров по строительству, главных инженеров. Представители консалтинговых компаний постоянно получают заявки на подбор секретарей и хороших бухгалтеров. Одна из самых востребованных сегодня профессий – инженер. Пользуются спросом у работодателя как инженеры в чистом виде, так и инженеры-менеджеры, так как они могут продавать оборудование, в котором хорошо разбираются. В ближайшие годы спрос на эту специальность будет только расти.

    Не стоит сегодня получать профессию переводчика, психолога и юриста. Например, специалистов с юридическим образованием в Беларуси перепроизводство. Если говорить о психологах, то в течение весьма длительного времени это самая непопулярная у работодателей профессия. Прежде всего, потому, что иметь психолога в штате предприятия очень дорого. Да и в вузах готовят психологов социальных, детских, но никто из них не владеет вопросами психологии, допустим, в бизнесе. Что касается профессии переводчика, то в данном случае стоит, конечно, отметить, что специальность эта по-прежнему престижна. Но знание иностранного языка сегодня можно расценивать лишь как дополнительный бонус к основной профессии.

    В ТИСКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    Как правило, профессия, на которую мы меняем свою дипломированную специальность, считается менее престижной, но более высокооплачиваемой. Так, например, в одном из хозяйств Мозырщины оператором машинного доения, то бишь дояркой, работает учительница английского языка. Более того, немало женщин с педагогическим образованием с удовольствием работают животноводами. Знаю одного хорошего специалиста с двумя высшими образованиями, которая 15 лет проработала в торговле, а в 40 решила поменять сферу деятельности. Сегодня она трудится в сфере гостиничного бизнеса. Уборщицей… Ее муж, кстати, получив в свое время педагогическое образование, около 5 лет работает инженером на промышленном предприятии города. Да что и говорить, такого рода «перекосы» стали в прямом смысле  гипертрофированными.

    Если сегодня, скажем, юрист вряд ли сможет с легкостью найти себе работу, для чего вузы продолжают выпускать специалистов, значительная часть которых так и не найдет достойного применения полученным знаниям?

    Почему же тогда не сократить количество бюджетных мест для тех или иных специальностей в соответствии с потребностями в них? Для чего готовить не востребованных на рынке труда специалистов? Может, стоит сделать определенное перераспределение бюджетных средств: повысить зарплату тем же врачам, которых, к слову, сегодня не хватает. Это позволит уменьшить текучесть кадров, что приведет к увеличению их квалификации, престижу профессии. Как следствие, высшим учебным заведениям потребуется выпускать гораздо меньше новых специалистов – можно будет сэкономить на их подготовке…

    Кстати, в последнее время все чаще звучат заявления о том, что заказчики кадров заинтересованы в высоком качестве подготовки специалистов и готовы помогать вузам материально. Уверена, что от подобного союза все только выиграли бы.

    Впрочем, какая бы ситуация ни сложилась на рынке труда, какую специальность вы бы ни выбрали, стать хорошим специалистом и отлично зарабатывать можно даже в условиях, когда рынок такими кадрами перенасыщен. Ведь хорошие учителя, врачи, журналисты, юристы, инженеры, плиточники нужны всегда. И если профессия юриста не востребована, то это вовсе не значит, что хорошего юриста – настоящего профессионала своего дела – не возьмут в фирму с хорошей репутацией. Чтобы человек ни выбрал в качестве своего способа «добычи» материальных средств – логистику, маркетинг, строительство, архитектуру или компьютерные технологии, главное стать лучшим в выбранной сфере. И тогда спрос на рынке труда окажется всего лишь данными скучной статистики.

     На заметку

    По статистике каждый четвертый нетрудоустроенный выпускник вуза имеет экономическое или юридическое образование. Понятно, что число мест в бюджетных вузах на такого рода специальности будут сокращать. Однако значит ли это, что стране больше не нужны юристы и экономисты? Отнюдь. Найти толкового юриста или экономиста для предприятия не так уж и просто не только на топовые должности, но и на рядовые. Скорее, уместно говорить о ненужности ничего не значащих дипломов, полученных только ради моды, без желания работать по профессии и без элементарного интереса к ней.

    www.mazyr.by/

    Автор: Юлия ПРАШКОВИЧЖыццё Палесся
    Теги: 

Комментарии (0)