05 Декабря, 2019 Четверг

Пинский межрайонный прокурор Руслан Кравчук: "Корень зла – правовая безграмотность"

  • 06 февраля 2016 Общество Русский 0

    – Руслан Иванович! Как известно, нашей прокуратурой принимаются серьезные организационные и практические меры, направленные на предупреждение коррупционных проявлений, координацию деятельности правоохранительных и государственных органов, участвующих в противодействии коррупции. И все же, согласитесь, работа в данном направлении требует активизации…

    – Это бесспорно. Как показал опыт прокурорского надзора, эффективность борьбы с коррупцией довольно высока только в том случае, когда ее профилактика ведется всеми государственными, правоохранительными органами и иными организациями на постоянной, комплексной и надлежащей информационно-аналитической основе. По этой причине усилия межрайонной прокуратуры в первую очередь сосредоточены на профилактике коррупционных правонарушений и предотвращении коррумпированности во всех сферах общества, выявлении причин и условий распространения коррупции. Должен подчерк-нуть, что Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» на государственные организации возложены обязанности в пределах своей компетенции принимать меры по выявлению и пресечению правонарушений, создающих условия для коррупции. В этих целях гос-организации планируют и проводят профилактические меро-приятия по противодействию коррупции, в том числе осуществляют контроль за подбором и расстановкой кадров, системную работу по соблюдению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц.

    – То есть ключевым здесь должно быть слово «профилактика»…

    – Это аксиома. Совершению коррупционных преступлений способствует ненадлежащая работа по профилактике коррупционных правонарушений. К слову сказать, РОВД в 2015 году выявлено 3 коррупционных преступления: дача взятки, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий. Вот, например, один из теперь уже бывших директоров ОАО «Пинский винодельческий завод», являясь должностным лицом, обязанным и имеющим право на распоряжение имуществом предприятия, в том числе денежными средствами на расчетных (текущих) счетах, незаконно приобрел строительные материалы по ценам, более высоким, чем это было возможно и целесообразно. Своими действиями, необоснованно используя недобросовестное посредничество и из иной личной заинтересованности, причинил ущерб заводу в сумме 74 107 156 рублей, чем совершил уголовное преступление, предусмотренное ст. 426 УК Республики Беларусь.

    – Руслан Иванович! Не секрет, что межрайонной прокуратурой согласно Координационному плану контрольной деятельности по Брестской области на 2015 год проведены проверки на ряде предприятий и организаций района.

    – В ОАО «Оснежицкое», ОАО «Пинскрайагросервис», ОАО «Пинский мехтранс», в райпо, где в системе вопросов, подлежащих проверке, изучался вопрос соблюдения на предприятиях антикоррупционного законодательства. Внеплановая проверка проведена в ОАО «Пинскводстрой». Кроме того, межрайонной прокуратурой в мае проведена проверка исполнения законодательства при проведении государственных закупок, в том числе целевого использования государственных средств, выделяемых на закупку товаров (работ, услуг), осуществлен мониторинг законодательства о борьбе с коррупцией и товаров (работ, услуг) в строительных организациях «Брестоблсельстроя».

    – И что?

    – В ходе проведения проверок и анализов в вышеуказанных организациях были установлены многочисленные факты нарушений требований антикоррупционного законодательства и законодательства о проведении государственных закупок товаров (работ, услуг). Выявлены факты формального подхода к составлению планов по проведению антикоррупционых мероприятий. Ряд пунктов планов дублируют должностные обязанности работников. Результаты исполнения этих планов на заседаниях комиссий не рассматриваются, отчеты об исполнении отсутствуют, что не позволяет сделать вывод об эффективности работы комиссии. Указанные обстоятельства свидетельствуют о формальной работе созданных на предприятиях района антикоррупционных комиссий. Характерный пример: в ходе проведения проверки в октябре 2015 года в УП «Пинская СПМК-5» установлено, что на предприятии разработаны и утверждены Планы мероприятий по борьбе с коррупцией и коррупционными проявлениями на 2014 год и 2015-2016 годы. Но беда в том, что они дублируют друг друга, в них включено 46 мероприятий, сведения об исполнении которых отсутствуют, и, соответственно, сделать вывод об эффективности запланированных мероприятий не представляется возможным. Также выявлены факты нарушения требований законодательства по истребованию от государственных должностных лиц обязательств по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». В проверенных организациях не от всех государственных должностных лиц были истребованы обязательства о соблюдении ограничений. Как следствие – совершение работниками, являющимися государственными должностными лицами, правонарушений, создающих условия для коррупции. Выявлены и поставлены на учет правонарушения, создающие условия для коррупции, в ТУП «Пинский кооптранс», ОАО «Пинский мех-транс», ОАО «Новодворское-агро», УП «Пинская СПМК-5». Всего же в минувшем году при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о борьбе с коррупцией прокуратурой внесено 5 представлений – все по вопросам проведения государственных закупок. Внесено 12 предписаний (из них – 11 предписаний в сельхозпредприятия района в связи с неопубликованием годового плана закупок). По рассмотрению актов прокурорского реагирования 13 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности и 4 – к административной. Пяти должностным лицам объявлены официальные предупреждения о недопустимости нарушения требований законодательства. 4 должностных лица привлечено к материальной ответственности.

    – А что представляют собой причины допускаемых нарушений?

    – Главной причиной нарушений антикоррупционного законодательства является его незнание и низкая исполнительская дисциплина, безынициативность работников, ответственных за организацию работы по противодействию коррупции.  Условиями, способствующими допускаемым нарушениям, также является неудовлетворительный уровень контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных. В ходе проведения проверок были выявлены также нарушения требований и законодательства о проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) по причине его незнания работниками, на которых возложена ответственность по проведению процедур закупок. Кроме того, установлен факт нарушения данного законодательства в деятельности 11 сельскохозяйственных организаций, выразившийся в неразмещении на официальном сайте плана государственных закупок в то время, когда бюджетные средства на проведение этих закупок были выделены данным организациям. И только по предписанию прокурора нарушения были устранены.

    – На одном из недавних совещаний говорилось, что в ходе проверки установлены также нарушения требований законодательства при проведении закупок в строительстве…

    – Все правильно. Так, в уже упомянутых организациях «Брестоблсельстроя», в ОАО «Пинскводстрой» при проведении процедуры переговоров решения о размещении соответствующего заказа на основе переговоров, дате их проведения, порядке извещения участников о создании конкурсной комиссии с определением его полномочий не издаются. Проекты соответствующих договоров не разрабатываются; приглашения участникам не направляются, участникам сообщается о предмете закупки посредством телефонной связи; участники переговоров не извещаются в письменной или в электронной форме о результатах проведения переговоров. В ряде случаев договора с участниками-победителями после проведения процедуры переговоров не заключаются, а поставка закупаемого товара у участника-победителя производится по ранее заключенному договору на приобретение товаров на основании представленной для участия в процедуре переговоров счет-фактуры, что может привести к лоббированию интересов конкретных поставщиков. В технических заданиях на закупку товаров отсутствует информация о количестве поставляемого товара, о требуемых технических, технологических, конструктивных или других потребительских показателях и характеристиках работ, услуг и товаров, связанных с определением их соответствия потребностям организатора переговоров. Ненадлежащим образом готовятся протоколы заседаний конкурсной комиссии и так далее. Как я уже говорил, и здесь основной причиной допускаемых нарушений является незнание работниками организаций действующего законодательства. Как видим, сфера деятельности, связанная с осуществлением государственных закупок, является коррупционно опасной и подверженной коррупционным рискам. Подводя итоги сегодняшнего разговора, можно сделать вывод о наличии проблем в деятельности предприятий и организаций района по профилактике и пресечению коррупционных нарушений.

    – Что в этой связи предлагает прокуратура?

    – Прежде всего, следует обеспечить неукоснительное соблюдение руководителями предприятий, учреждений и организаций требований Закона «О борьбе с коррупцией»,  ориентировать их на организацию постоянной профилактической работы в трудовых коллективах, своевременное информирование правоохранительных органов о фактах коррупционных проявлений. Нужно рассмотреть вопрос об организации проведения обучающих семинаров о действующем законодательстве по противодействию коррупции и проведению закупок товаров (работ, услуг) для работников субъектов хозяйствования района. Требуется активизировать информационно-пропагандистскую работу, направленную на профилактику коррупции, практиковать систематическое проведение семинаров по вопросам профилактики коррупции с представителями правоохранительных органов, использовать выступления информационно-пропагандистских групп. На повестке дня остро стоят вопросы активизации и совершенствования методов осуществления ведомственного контроля, организации контроля за своевременным размещением на официальном сайте в Интернете годовых планов государственных закупок подконтрольными организациями.

    Автор: Юрий СкороходПолесская правда

Комментарии (0)