26 Апреля, 2024 Пятница

Следствие должно быть объективным

  • 12 февраля 2016 Общество Русский 0

    Когда четыре года назад в стране создавали Следственный комитет, некоторые относились к этому с пессимизмом. Мол, к чему нам еще одна структура, будет ли от нее толк? Тем более что и опыт некоторых стран в этом деле оказался не самым удачным. По прошествии времени стало ясно, что не зря все же ломались копья и решение оказалось правильным и обоснованным. За эти годы удалось повысить раскрываемость преступлений, качество и оперативность следствия, меньше стало фактов незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Но всегда и во всем надо стремиться к совершенству. И этот посыл, пожалуй, стал главным на итоговой коллегии Следственного комитета с участием Президента. Меня приятно удивило, что мероприятие носило не формально–парадный характер. Более двух часов шло живое предметное обсуждение конкретных проблем и путей их решения с приглашением к разговору руководителей других правоохранительных органов. Прозвучали и любопытные подробности некоторых резонансных дел. Президент дал конкретные поручения по совершенствованию деятельности Следственного комитета.

    Для начала назову буквально пару цифр. Только за прошлый год следователями было расследовано 54,6 тысячи уголовных дел, из них 44,5 тысячи передано в суд. Внушительная статистика. А ведь за каждым делом — людские судьбы, чья–то боль и беда. Отсюда и первый тезис Президента: в работе следствия не должно быть никаких мелочей и пробелов. Человек, обратившийся в милицию или к следователю за защитой, вправе рассчитывать, что ему помогут, не отмахнутся и виновные будут наказаны. «Не важных» преступлений не бывает. В этой связи предстоит окончательно определиться по вопросу взаимодействия Следственного комитета с органами дознания. Конкуренция и амбиции здесь ни к чему. Результативность работы должна оцениваться не голой статистикой, а самими людьми. Поэтому лучше все–таки работать сообща. Тем более что ярких примеров такого конструктивного сотрудничества предостаточно.

    В прошлом году, например, завершено расследование некоторых громких дел. Среди них и убийство оршанского инспектора по охране животного и растительного мира Геннадия Равкова. Суд приговорил обвиняемого к пожизненному заключению. А буквально на этой неделе сотрудники главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД и Следственного комитета пресекли деятельность преступной группы, похищавшей нефтепродукты из магистрального нефтепровода Полоцк — Вентспилс. Организатором незаконного бизнеса стал 44–летний житель Браслава. Вместе с подельниками, используя современное зарубежное оборудование, он сделал врезку в трубопровод и через двухкилометровый шланг качал дизтопливо. Хранили его в резервуаре, который спрятали под хозпостройкой в одной из деревень. Подозреваемые (а всего по делу задержаны 11 человек) занимались преступным промыслом с 2013 года и за это время наворовали более чем на миллиард рублей.

    Что касается вопроса о возможном изменении механизма возбуждения уголовных дел, Президент поручил всесторонне его изучить и в конце первого полугодия принять решение.

    Благодаря проведенным преобразованиям нагрузку на следователей за пять лет удалось снизить почти вдвое. Это существенный резерв для повышения качества и сокращения сроков расследования. К примеру, самый низкий уровень раскрываемости сегодня по кражам. Здесь есть и субъективный фактор. Ведь, как правило, проверку по горячим следам сегодня проводит один участковый. Почему бы с самого начала не подключиться к этой работе следователю, у которого зачастую и опыта, и возможностей больше.

    Обеспечение экономической безопасности и противодействие преступности в этой сфере Александр Лукашенко выделил в качестве одного из приоритетов для следственных органов. Но здесь действовать надо аккуратно и без фанатизма, не «душить» законопослушных бизнесменов и честных инвесторов. Однако излишний либерализм тоже неприемлем.

    Особо пристальное внимание и борьбе с коррупцией. Лучшая профилактика подобных преступлений — неотвратимость наказания. Но Александр Лукашенко предложил вернуться к вопросу и о мере ответственности. Наказание за неправомерное деяние должно быть не только неизбежным, но и максимально суровым. Особенно это касается тех, кто по долгу службы призван бороться с коррупцией, но сам погряз в этой пучине. Иначе как предательством такое не назовешь, и прощения такому быть не может.

     

    konon@sb.by

    Советская Белоруссия № 27 (24909). Пятница, 12 февраля 2016

    Автор: Евгений КОНОНОВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)