02 Мая, 2024 Четверг

Репетиторство: дань моде или потребность?

  • 16 февраля 2016 Общество Русский 0

    Репетитор – профессия, которую мы давно принимаем, как данность, хотя в советской школе о ней и не слыхивали. Однако выпускники школ как-то умудрялись поступать в институты. Не говоря уже об учениках средних классов, которые справлялись со школьной программой самостоятельно, всего-то посещая уроки. Но ситуация меняется, и теперь репетиторов ищут даже для учащихся начальных классов! Почему современные дети не могут обойтись в учебе без помощников? Так ли необходимы репетиторы будущим абитуриентам, как это принято считать? Посмотрим на эти вопросы глазами репетитора, ученика и родителя.

    Репетитор уверен

    Нина Ивановна, 40 лет, филолог, окончила университет с красным дипломом, работает учителем в средней школе, подрабатывает репетитором по белорусскому языку:

    Обычно в услугах репетитора нуждаются три категории учеников. Первая – школьники, начиная с 5 класса, особенно те, кто из обычной школы переходит в гимназию, из начальных классов – в средние. Вторая категория – выпускники 9-11 классов, которые готовятся к сдаче экзаменов и централизованного тестирования. И третья – отстающие в учебе ученики, которым необходимы дополнительные занятия, чтобы исправить оценку в школе. Больше всего пользы от репетиторов получат будущие абитуриенты. Гимназисты и так справятся с программой после адаптации, троечники так и останутся троечниками – в трехлитровую банку не нальешь пять литров воды. Их родителям я бы посоветовала найти то, что их детям действительно интересно, и пусть они совершенствуются в этом. Ну, и самим помогать детям с уроками. Это и дополнительное время, проведенное вместе, и участие в судьбе своих детей, и экономия на репетиторах.

    Возможно, я удивлю вас, но, по-моему, роль репетиторов в жизни учеников преувеличена. Такой шквал спроса на наши услуги продиктован модой, испуганными родителями и слегка ленивыми детьми. Бывает, ученик отвечает мне на уроке: «Я не выучил, потому что вчера занимался с репетитором». Так зачем такие платные дополнительные занятия, если в школе ты протираешь штаны? Нужно быть внимательным в школе, выполнять домашние задания, тренировать память, и тогда репетиторы в средних классах не понадобятся.

    – Как Вам кажется, можно ли сейчас поступить в ВУЗ на бюджет, не прибегая к услугам репетитора?

    – Можно, но будет сложнее. Перед школой не стоит задача целенаправленно готовить учеников к сдаче централизованного тестирования. Учителю необходимо сделать все, чтобы ребенок усвоил школьную программу и сдал в итоге школьные экзамены. В классе занимаются дети с неодинаковыми способностями, поэтому программа усредненная, ориентированная на учеников с разной успеваемостью. Экзамен ведь должны сдать все. Для тех, кто хочет на повышенном уровне заниматься тем или иным предметом, существуют бесплатные школьные факультативы. А это альтернатива платным репетиторам.

    Для поступления в ВУЗ в условиях сдачи тестов надо готовиться дополнительно. Но делать это можно с помощью репетиторов, а можно и самостоятельно. Будь внимателен на уроках в школе, посиди лишний час над книгами дома, выучи правила, пройдись по тестам прошлых лет – и ты успешно сдашь тестирование по белорусскому языку. Я знаю требования ЦТ по этому предмету – все задания можно выполнить, усвоив школьную программу. Нет там непонятных терминов и прочего. Однако, про остальные тесты говорить то же не берусь. Есть у нас в обществе стереотип, что репетитор чуть ли не гарантия поступления в ВУЗ, его нанимают для успокоения души, чтобы перестраховаться. Но гарантия успеха – это стремление ребенка к знаниям. А репетиторство – просто хороший вспомогательный элемент в системе обучения.

    – Отчего Вы обратились к репетиторству – оно Вам больше по душе, чем преподавание в школе?

    Безусловно, с одним ребенком заниматься комфортнее, чем с целым классом. Но главный стимул – деньги. Впрочем, говорить о большом заработке не приходится, если ты занимаешься репетиторством легально. Сейчас ежемесячно я уплачиваю налог – 210 тысяч рублей. Заработать на одном ученике (в данный момент он у меня один) можно 500-600 тысяч в месяц. Что мне остается? 300-400 тысяч. Чтобы зарабатывать где-то 100 долларов ежемесячно, мне нужны 3-4 ученика. Это значит, что заниматься с ними надо ежедневно. Однако тогда не остается свободного времени, ведь есть еще основная работа – в школе.

    – Что бы вы изменили в белорусской системе среднего образования, если бы имели такую возможность?

    – В белорусской школе пока пытаются уровнять всех учеников, наверное, я бы их разделила. Уже обсуждается реформа, предусматривающая переход 9,10 и 11 классов в профильные. Туда будут проходить дети, соответствующие критериям отбора, с высокой успеваемостью. В профильных классах будут тщательнее изучаться предметы, необходимые выпускникам для поступления в университет. Те дети, которые не пройдут отбор или не пожелают учиться в школе дальше, смогут поступать после 9 классов в техникумы, колледжи, профтехучилища. Думаю, это взвешенный подход, который поможет подняться с колен рабочим специальностям. И отобрать для университетов способных учеников, из которых впоследствии вырастут грамотные специалисты.

    Родителю думается

    Валентина Николаевна, нанимала репетитора перед поступлением младшей дочери в БГУ:

    Все родители хотят для своего ребенка самого лучшего, я тоже желала, чтобы у дочки было достойное образование. Она была медалистка, но все равно сомнения в успехе во время вступительной кампании были. Знакомые советовали найти хорошего репетитора, что мы и сделали. А еще дочка занималась на подготовительных курсах в ВУЗе, участвовала в олимпиаде. От репетитора она была в восторге, готовилась с ним сдавать устный экзамен по предмету «Человек и общество» для поступления на юридический факультет. Но в тот год ввели тестирование в ВУЗах, и она сдавала тест. Только поступала уже в другой ВУЗ, более престижный. И на другой факультет. Кстати, поступила на бюджет, экзамены дались ей легко. Позднее она призналась, что тест смогла бы написать и без помощи репетитора – она у меня всегда была усердной в учебе, я даже с уроками ей практически не помогала. Но главная заслуга репетитора была в том, что он увидел в ней способности к другой профессии и отговорил от неверного шага. И вселил в нее уверенность в собственных силах! Как он радовался, что она поступила именно туда, куда он советовал! Очень мы благодарны Павлу Павловичу за его опыт и добрый совет. Репетиторы нужны не всем, но если есть финансовые возможности, лучше перестраховаться и помочь ребенку в непростой для него период.

    Ученик считает

    Полина Кравчук, студентка 1 курса Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (факультет информационных технологий и управления):

    Будучи в 11 классе, я приняла решение о том, что буду сдавать математику, физику и русский язык. Мне нравилось изучать эти предметы, но я понимала, что вряд ли смогу пройти еще несколько раз весь материал самостоятельно, поэтому с ноября начала заниматься с репетиторами. Они у меня были по всем трем предметам. На занятия уходило много времени, но я знала, что это не зря. Могу сказать, что правильно сделала, что обратилась за помощью: ведь репетиторы мне помогли не только повторить, но и упорядочить все знания. В процессе изучения материала вся информация может смешаться в «кашу», и потом думай и сомневайся. С помощью репетиторов я вспоминала нечто давно забытое, и, конечно, мне это пригодилось. Пользуясь случаем, благодарю своих репетиторов, учителей за помощь. Сдала первую сессию, и она подтвердила, что наши совместные усилия были не напрасны.

    Думаю, что вполне можно и самому готовиться к экзаменам и ЦТ, но для этого нужно много времени и усилий. Самое главное – продумать план занятий, так как чаще всего мы просто не знаем, с чего начать, а хвататься за всё сразу бессмысленно. Тут-то и приходит на помощь репетитор. Правда, походы к нему не принесут никакой пользы, если сам не будешь заинтересован в дополнительных занятиях. Думаю, при условии, что база знаний у ученика крепка, достаточно и года занятий с репетитором. Если же в начальной, средней школе он был не слишком прилежен в учебе, то года будет мало.

    Компетентное мнение

    Заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Ивацевичского райисполкома Елена Ивановна Данилюк:

    – У ученика на первом месте должна быть учеба в школе, репетитор только “дошлифовывает” то, что создал учитель. Будет ли польза от этой шлифовки, зависит от самого ученика, от его желания заниматься, от его багажа знаний. Современная школа предоставляет детям все возможности для эффективного обучения. Кроме посещения уроков, можно заниматься дополнительно на бесплатных факультативах, на стимулирующих занятиях или на платных занятиях в школе в группах и индивидуально. С текущего 2016 года в лицее и семи школах района – всех городских, а также Телеханской, Коссовской, Бытенской и Речковской, появились профильные классы (начиная с 10-го). Проходят в эти классы дети с хорошей успеваемостью (средний балл – не ниже шести), с оценками по двум профильным предметам не ниже семи баллов. Класс состоит из групп школьников, которые на повышенном уровне изучают два предмета (можно три), занимаясь по ним отдельно от остального класса. А все остальные занятия посещают с одноклассниками, которые обучаются на базовом уровне. Кроме того, в Ивацевичах есть возможность обучаться в общеобразовательном лицее, где опять же многие предметы изучаются на повышенном уровне. Попасть в лицей можно, сдав экзамены и пройдя конкурсный отбор.

    Часто репетиторство – лишь дань моде. Практика показывает, что если ученик полностью использует все возможности, которые бесплатно предоставляются школой, он подготовится к поступлению в университет и без помощи репетитора. Есть много примеров, когда студентами ВУЗов становились дети, которые сделали ставку на самоподготовку.

    Налоговая инспекция информирует

    В Ивацевичском районе на учете в налоговой инспекции состоит 13 репетиторов. В Беларуси для осуществления репетиторства физлицам не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей. Это значит, не нужно вести учет полученных доходов, бланков строгой отчетности, предоставлять в налоговые органы налоговые декларации. Физлицу для того, чтобы получить официальный статус репетитора, достаточно до начала занятий с учеником подать в налоговый орган по месту жительства уведомление и уплатить единый налог. Ставка единого налога на 5 февраля 2016 года составляет в Ивацевичах 185 тыс. руб. в месяц, в Коссово, поселках и сельских населенных пунктах Ивацевичского района – 170 тыс. рублей в месяц.

    В случае осуществления репетиторства без госрегистрации или без уплаты единого налога придется уплатить пятикратный размер единого налога (929 тыс. руб. и 850 тыс. руб.) и штраф в размере 15 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее половины базовой величины. За справками по вопросу уплаты единого налога можно обратиться винспекцию МНС по Ивацевичскому району в каб. №10 или по тел.: 9-14-39, 9-39-42.

    P.S. от автора

    Не вижу ничего плохого в репетиторстве – стремление к знаниям всегда похвально. Многие решаются поступать в элитные ВУЗы на престижные специальности, и заручиться помощью репетитора, чтобы разложить свои знания по полочкам, будет не лишним. Люди готовы платить за услуги – это их право и их выбор. Но опасность видится мне в другом. Вот говорят, пришла мода на репетиторов. На самом деле пришла мода на высшее образование, а с ней и на репетиторов. Мы говорим о том, что выпускники советской школы поступали в институты без посторонней помощи. Так ведь и поступали отличники и хорошисты. У тех, кто учился похуже, редко возникали мысли о выс-шем образовании. Они выбирали профессии, для которых нужны умелые руки. Быть фрезеровщиком было почетно! А что сегодня? Едва ли не все хотят стать студентами университетов. Занимаются дополнительно, учатся платно, если не проходят по конкурсу. Часто из стен ВУЗов выходят люди, которые учились на платном ради «корочки», ради статуса – и кладут диплом на полку (даже из моих одногруппников в журналистике осталась треть). Или специалисты такие, которых работодатель не знает, куда и применить. И это проблема.

    Ольга ШЕЛЕГОВИЧ.

    Автор: Ольга ШЕЛЕГОВИЧ.Івацэвіцкі веснік

Комментарии (0)