04 Мая, 2024 Суббота

Как научить детей учиться?

  • 18 февраля 2016 Общество Русский 0

    В наш век, в век высоких технологий, стремительного прогресса, перед учителями общеобразовательных школ стоит непростая задача – научить детей учиться. Сегодня мало иметь определенные знания, умения и навыки, надо постоянно самосовершенствоваться.

    Как воплотить желаемое в реальность, знают учителя СШ № 3 г. Свислочи И. И. Чура, А. В. Песецкий и А. В. Лукша. Эти творческие педагоги уверены: чтобы научить ребят самостоятельно добывать знания, надо заинтересовать их. А чтобы заинтересовать, надо самим быть активными, не останавливаться на достигнутом, постоянно находиться в творческом поиске.

    И. И. Чура, учитель трудового обучения с тридцатилетним стажем, считает, что основной целью образования является не просто получение совокупности знаний, умений и навыков, а формирование личной, социальной и профессиональной компетентности, умения самостоятельно добывать, анализировать и эффективно применять полученную информацию. Педагогическое кредо Ивана Иосифовича – там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

    – Я считаю, что есть множество причин, по которым дети не хотят учиться, – делится своими наблюдениями педагог. – Основные из них – сухость, скука и однообразность учебно-воспитательного процесса. В чем здесь ошибка учителя? Что и, главное, как он должен делать, чтобы учение стало интересным, занимательным и захватывающим? Для того чтобы увлечь учеников, педагогу нужно не только дать знания, но и зажечь в ребенке ту искорку, которая, постепенно разгораясь, вела бы его к вершине познания. Но при этом ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой.

    Уроки трудового обучения ученики Ивана Иосифовича очень любят, с удовольствием посещают кружки, где занимаются объемной резьбой по древесине. А еще ребята каждый год результативно выступают на республиканской олимпиаде по предмету на разных уровнях. Вот и в этом году на областном этапе олимпиады дипломом II степени по трудовому обучению награжден учащийся 10 класса Павел Зубель. Это и не удивительно: опыт участия в олимпиадах у Ивана Иосифовича большой, с 2005 года. За работу с одаренными детьми он стал стипендиатом специального фонда Президента Республики Беларусь. Среди грамот и благодарностей разного уровня эта награда, по словам педагога, самая высокая оценка его деятельности.

    А. В. Песецкий – учитель истории этой же школы. Как признается Александр Валерьевич, выбор профессии был не случаен. История – предмет, интерес к которому привила любимая учительница Вера Михайловна Тюхай. Своим ученикам он старается тоже привить любовь к этому интереснейшему предмету. И не просто заинтересовать, а незаметно подтолкнуть к самостоятельному поиску.

    – Главное не в том, чтобы учащиеся бездумно запоминали исторические сведения, – с полной уверенностью утверждает педагог, – главное – зажечь огонь познания и исследования в их душах. 

    Исследовательская деятельность, проекты, созданные под руководством педагога, дали учащимся возможность увидеть новые направления изучения истории. Александр Валерьевич постоянно повышает уровень своей образованности, делясь опытом и знаниями со своими учащимися и коллегами. Как руководитель школьного музея образования он мечтал о том, чтобы экспонаты и исследовательские работы музея были доступны всем. Современные информационные технологии дали учителю возможность рассказать о своей деятельности всей Беларуси. Виртуальный музей образования осуществил мечту. За все время его посетили 525 человек! Благодаря ему любой желающий может воспользоваться информацией, собранной совместными усилиями педагога и его учеников. Профиль музея – историко-краеведческий. Особенность виртуального музея в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям.

    «Знаменитые личности свислочского края», «Вучоныя-выкладчыкі і выпускнікі Свіслацкай гімназіі», «Вінцэнт Тышкевіч і Свіслаччына», «Беларусь партизанская» – проекты, в которых были использованы материалы музея. С ними тоже можно ознакомиться на сайте школы и использовать в учебном процессе.

     А. В. Лукша – учитель физики, еще один неординарный педагог, который знает, как научить детей самостоятельно учиться. Как отметила заместитель директора по учебной работе СШ № 3 Л. П. Тумилович: «Учитель, преподающий этот предмет, должен быть особенным: лириком, чтобы увлекательно раскрыть тайну земного притяжения, и математиком, чтобы точно рассчитать силу трения, астрономом, чтобы увлечь ребят полетами в неизведанном космическом пространстве, фантазером-изобретателем, чтобы научить мечтать и воплощать мечты в действительность. Таким человеком и является Александр Валерьевич Лукша».

    Еще учась в школе, он решил стать учителем физики, хотя любимым предметом была русская литература. На его пути всегда встречались педагоги, безгранично влюбленные в свою профессию и с удовольствием делившиеся своими познаниями с учениками. Сначала это были учителя в школе Н. В. Ракевич, В. И. Бальтер, В. И. Нестерович, М. Е. Балюк, Н. И. Боуфалик. С теплотой вспоминает Александр Валерьевич и преподавателей из Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, и педагогов-физиков школ, в которых ему довелось преподавать предмет. Полученные прочные знания, постоянное стремление к новому, неизведанному побудили после окончания университета поступить в магистратуру по специальности «Физика (научно-исследовательская деятельность)», после окончания которой в 2005 году учителю была присуждена степень магистра естественных наук.

    «Это учитель, для которого главное в работе не количество полученных дипломов, не работа для получения почетных грамот и званий, а ученик, обычный ребенок, которого необходимо поддержать в изучении сложного предмета, вооружить знаниями, помочь понять мир, воспитать любовь к своему предмету. Не считаясь со своим личным временем, до хрипоты объяснять новый материал, испачкавшись мелом, часами решать непонятые задачи централизованного тестирования. Александр Валерьевич – учитель, к которому идут дети, зная, что его кабинет всегда открыт, как открыта детям его душа!» – так о нем отзывается администрация школы.

    Сам педагог не считает себя каким-то особенным, не любит говорить о себе, полагая, что это его долг – научить детей своему предмету, заинтересовать их работой.

    – Мел – доска – эксперимент. Только так можно заинтересовать ребят, – уверен Александр Валерьевич. – Учащиеся должны сами сделать вывод, а это невозможно без эксперимента. 

    И этот принцип работает, такой подход к преподаванию предмета нравится ученикам.

    Думаю, вы согласитесь со мной – эти педагоги знают, как научить школьников учиться. А умение самостоятельно искать ответы на вопросы всегда пригодится в дальнейшей жизни.

    Автор: Людмила БАЛЫШ, фото Григория ШИРЯЕВА.Свіслацкая газета
    Теги: 

Комментарии (0)